Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года/'
К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве.— М.: Искусство
1957.—Т. 1.—С. 140—141.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Соч.— 2-е изд.—
Т. 2.— С. 3—230.
3. Ленин В. И. Философские тетради // Поли. собр. соч.—
Т. 29.— 776 с.
4. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм //Там же.—
Т. 18.—384 с.
5. Алпатов М. Александр Иванов.— М., 1956.
6. Алпатов М. Композиция в живописи.— М.; Л., 1940.
7. Барышников А. П. Перспектива.— М., 1955.
8. Берсенева В. #., Романова Н. В. Вопросы орнаментации
ткани.—М., 1977.
9. Борисовский Г. Б. Наука. Техника. Искусство.— М.,
1969.
10. Врунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архи-
тектуры.— М., 1935.
11. Буткевич О. В. Красота.—Л., 1979.
12. Ван Гог. Письма.—Л.; М., 1966.
13. Ванслов В. В. Содержание и форма в искусстве.— М., 1956.
14. Волков И. И. Цвет в живописи.— М., 1965.
15. Волков Н. Н. Композиция в живописи.— М., 1977.
16. Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирова-
ния—К., 1982.
17. Гаврилюк П. И. Проблема эстетического и теория управле-
ния.—К.. 1970.
18. Гильде В. Зеркальный мир.—М., 1982.
19. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве.—
М., 1936.
20. Горький М. Разрушение личности. Статьи 1905—1916 гг.—
Петроград, 1918.
21. Демидов В. Как мы видим то, что видим.— М., 1987.
22. Денисюк Ю. Н. Изобразительная голография // Наука и
человечество: Междунар. ежегод.— М., 1973.
23. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты.— Л.; М., 1957.
24. Железное Н. Заметки о Брюллове //Живописное обозре-
ние.—1898.—№ 27.
25. Зайцев А. Исследование о колорите//Искусство.— 1966.—
№ 3.
26. Ивин А. А. По законам логики.— М., 1983.
27. Иогансон Б. В. За мастерство в живописи.— М., 1959.
28. Кандыба В. Поэзия дальневосточных будней // Художник.—
1982.—№ 2.
29. Капланова С. От замысла и натуры к законченному про-
изведению.— М., 1981.
30. Кеплер И. О шестиугольных снежинках.— М., 1982.
31. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в Рос-
сии—М., 1986.
32. Корниенко В. С. О законах красоты.— Харьков, 1970.
33. Короев Ю., Федоров М. Архитектура и особенности зри-
тельного восприятия.— М., 1954.
34. Котова Е. Глаз и законы красоты//Искусство.—1966.—
№ 12.
35. Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусато-
ва—М., 1980.
36. Кравков С- В. Глаз и его работа.—М., 1950.
37. Лаптев А. М. Некоторые вопросы композиции // Вопросы
изобразительного искусства.— М., 1954.
38. Ле Корбюзье. Модулор.— М., 1976.
39. Марутаев М. А. О гармонии как закономерности // Прин-
цип симметрии.— М., 1978.
40. Мастера искусства об искусстве.— М., 1967.
41. Матисс. Сборник статей о творчестве.— М., 1958.
42. Моор Д. Я — большевик.— М., 1967.
43. Мутер Р. История живописи в XIX веке.— С.-Петербург,
1889.
44. Н. П. Крымов — художник и педагог.— М., 1960.
45. Перельман Л. И. Занимательная физика.— М., 1982.
46. Петрович Д. Теоретики пропорций.— М., 1979.
47. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древ-
него Египта.— М., 1985.
48. Рабкин Е. Б. Атлас цветов.— М., 1956.
49. Ратничин В. Перспектива.— К., 1982.
50. Раушенбах Б. Система перспективы в изобразительном
искусстве.— М., 1986.
51. Рене Пио. Палитра Делакруа.— М.; Л., 1932.
52. Репин И. Е. Далекое — близкое.—М.; Л., 1937.
53. Рефрежье А. На языке, понятном массам//Советская куль-
тура.— 1974.—№ 41.
54. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительно-
го искусства в школе.— М., 1980.
55. Рынин Н. Перспектива.— Петроград, 1918.
56. Сеченов И. Физиологические очерки.— М., Петроград, 1923.
57. Синьяк П. От Эж. Делакруа к неоимпрессионизму.— М.,
1913.
58. Сонин А. С. Постижение совершенства.— М., 1987.
59. Стахов А. П. Введение в алгоритмическую теорию измере-
ния.—М., 1977.
60. Тимердинг Г. Е. Золотое сечение.— Петербург, 1924.
61. Узоры симметрии / Под ред. М. Сенешаль, Дж. Флека.—
М., 1980.
62. Фаворский В. А. О композиции//Искусство.— 1933.— № 3.
63. Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма.— М.. 1918.
64. Федоров М. Рисунок и перспектива.— М., 1960.
65. Хембидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре.— М.,
1936.
66. Хория Теодору. Перспектива.— Бухарест, 1964.
67. Цеков-Карандаш Ц. О втором золотом сечении.— София,
1983.
68. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания.—
М., 1953.
69. Шафрановский И. И. Симметрия в природе.— Л., 1968.
70. Шевелев И. Принцип пропорции.— М., 1986.
71. Шмелев И. Канон. Ритм, пропорция, гармония //Архитек-
тура СССР.—1979.—№ 2.
72. Шорохов Е. В. Основы композиции.— М., 1979.
73. Шорохов Е. В. Композиция.— М., 1986.
74. Шпара Е. П. Техническая эстетика и основы художествен-
ного конструирования.— К., 1984.
75. Шубников А. В., Коцик В. А. Симметрия в науке и искус-
стве.—М., 1972.
76. Шугаев В. М. Орнамент на ткани.—М., 1969.
77. Янушевский С. К. Техническое рисование.—К-; М., 1957,
Оглавление
Предисловие 3
Введение 4
Глава первая
Золотое сечение и вопросы теории композиции
О золотом сечении 8
Золотое сечение — гармоническая пропорция 8
Золотое сечение и симметрия 19
История золотого сечения 26
Естественнонаучные основы теории композиции 30
Принципы формообразования в природе 30
Закономерности зрительного восприятия 33
Объективирование световых впечатлении 36
Научная теория композиции 39
Определение композиции 39
Поиски законов композиции 41
Что такое научная теория композиции 42
Творчество человека 43
Законы, правила, приемы и средства композиции 46