И религиозно-антропологические течения в русской педагогике конца xix - начала xx в.
НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Направле- | Представите- | Базовые | Цели и задачи образования |
ния | ли | ценности | и воспитания |
Социаль- | П.П. Блонский, | Вера в возмож- | Развитие творческого теоре- |
но-рацио- | Л.С. Выготский, | ность переустрой- | тического мышления, спо- |
налисти- | А.В.Луначарс- | ства мира с | собности к культурному |
ческое | кий | помощью знаний, | диалогу, воспитание актив- |
в разумные | ных и инициативных людей. | ||
идеалы и обще- | |||
ственную справед- | |||
ливость. | |||
Свободное | Л.Н.Толстой, | Свобода личности | Формирование свободной |
воспи- | К.Н. Вентцель | и возможность | творческой нравственности, |
тание | (до начала | построения | достижение самоактуализа- |
20-х гг.) | воспитания, | ции и самореализации | |
«вытекающего из | личности. | ||
природы того, кого | |||
мы воспитываем». | |||
Космичес- | К.Н. Вентцель | Вера в планетар- | Формирование глобального |
кая нена- | (с начала | ное единство | мышления, способности к |
сильст- | 20-х гг.), | человечества, | постановке и решению |
венная | Н.К. Рерих | солидарность | общечеловеческих проблем, |
педаго- | народов и диалог | понимания себя как активной | |
гика | культур, в косми- | частицы мироздания, спо- | |
ческую гармонию. | собной к ненасильственному | ||
решению проблем. | |||
Культурно- | К.Д. Ушинский, | Человек и культу- | Развитие личности с нацио- |
антрополо- | П.Ф. Каптерев, | ра. | нальной ментальностью, |
гическое | М.М.Рубин- | обогащенной опытом и | |
штейн, | культурой своего народа. | ||
СИ. Гессен |
Направ- | Представите- | Базовые | Цели и задачи образования |
ления | ли | ценности | и воспитания |
Христи- | В.С.Соловьев, | Свобода личности. | Формирование личности, |
анско- | В.В.Зеньковс- | Бог как абсолют- | глубоко принимающей веру в |
антропо- | кий, | ный источник | Бога и способной выполнить |
логичес- | В.В.Розанов, | истины, творче- | предназначенное ей свыше, |
кое | НА Бердяев, | ство. | патриотичной и готовой на |
П.А.Флоренский | самопожертвование ради | ||
веры и Отечества. | |||
Социаль- | Н.К. Крупская, | Построение | Воспитание нового человека, |
но-ре- | А.С. Макаренко, | коммунизма. | живущего интересами всего |
форма- | СТ. Шацкий | общества, всесторонне | |
торское | (во второй поло- | гармонически развитого, | |
вине 20-х гг.), | активного строителя комму- | ||
В.Н.Шульгин | низма. | ||
Техно- | А.К. Гастев, | Гармония общей | Политехническое образова- |
крати- | Г.Ф. Гринько | пользы и индиви- | ние, подготовка компетент- |
ческое | дуальных прагма- | ного работника, способного | |
тических потреб- | удовлетворять текущим | ||
ностей личности. | социальным потребностям. |
СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ГЕССЕН (1887-1950), рассматривал педагогику как прикладную философию
Биографические сведения. Основные работы
Философско-педагогические идеи
Родился 16 августа 1887 г.в
Усть-Сысольске (Сыктывкар). Закончил гимназию в Петербурге, историко-философский факультет университета. В университете и женской гимназии читал лекции по логике, психологии, педагогике, истории педагогики, фиософии.
В 1921 г.эмигрирует за границу.
В 1934 г.занимает кафедру Варшавского универ-ситета.
Работы:
Основы педагогики, Мое жизнеописание,
О противоречии и единстве воспитания и т. д.
Был редактором журнала Русская школа за рубежом.