L4 begin to recognise basic intonation distinguishing 12 страница

описанию предмета и его предназначению догадывается, что это за предмет.

1.4 Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых

норм. Владеет разговорной (диалогической) речью. Слушает и понимает

обращенную к ним речь; поддерживает разговор; отвечает на вопросы и

спрашивает, культурно ведет себя во время беседы, использует в речи слова и

выражения речевого этикета. Выступает перед знакомой и незнакомой

аудиторией: на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе.

1.5 Привлечение внимания слушателя. Привлекает внимание слушателей

вербальными (речь, знаковая система) и невербальными (жесты, мимика,

пантомимика) средствами общения. Использует слова: «однажды», «как-то

раз», «это произошло в ауле»), события (шли-услышали-испугались-побежали-

засмеялись-пошли домой), «вдруг». Сопровождает свою речь наглядностью,

иллюстрациями, предметы; вопросы, загадки и тому прочее Использует

интонационные средства выразительности речи (тон, темп, ритм, логическое

ударение и так далее). Использует в своем рассказе наиболее употребительные

прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, существительные с обобщающим

значением.

1.6 Составление рассказа по заданной теме. Составляет рассказ (не менее

5-6 предложений) по сюжетной картинке серии сюжетных картин, карте-схеме.

Сопоставляет прочитанное с фактами из жизни и составляет рассказ из 4-5

предложений, основанный на личном опыте.

Раздел 2. «Письмо»

Подраздел

Цели обучения

2.1 Использование различных форм

0.2.1.1.передавать информацию из

представления информации

прослушанных текстов при помощи

рисунка, схемы, знаков

2.1. Использование различных форм представления информации. Создает

собственные графические образы (звука, слова, текста, предложения,

персонажа) при помощи заместителей (рисунка, схем, цвета, графики) и

практически действовать ими.

Параграф 6. Художественная литература

228. Целью является формирование интереса и любви к языку,

художественному слову.

229. Задачи:

формировать

первоначальные

представления

об

особенностях

художественной литературы;

формировать потребность слушать чтение и рассказывание;

развивать способность слушать литературные произведения разных

жанров;

формировать

эмоциональную

отзывчивость

на

литературное

произведение;

формировать этические знания и нравственные чувства.

230. Содержание занятия «Художественная литература» организовано по

разделам обучения, которые состоят из подразделов и содержат в себе цели

обучения в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные

последовательно

внутри

каждого

подраздела,

позволяют

педагогам

планировать свою работу и оценивать достижения детей, а также

информировать их о следующих этапах обучения.

231. Формировать устойчивый интерес к литературе как виду искусства,

воспитывать грамотного читателя. Расширять круг детского чтения за счет

введения современных художественных произведений казахстанских и

зарубежных авторов.

Раздел

Подраздел

1.1 Понимание содержания художественного

1. Понимание

произведения

прослушанного/увиденного

1.2 Чтение наизусть

материала

1.3 Пересказывание прослушанного

1.4 Формулирование вопросов и ответов

1.5 Прогнозирование событий

2.1 Использование различных форм

2. Анализ и

представления

интерпретация

2.2 Определение жанра литературного

произведения

2.3 Характеристика героев

2.4 Извлечение необходимой информации из

различных источников

Раздел 1. Понимание прослушанного/увиденного материала

Подраздел

Цели обучения

1.1 Понимание

0.1.1.1 отвечать на вопросы по содержанию

содержания

небольших текстов, сказок, рассказов, детских

художественного

стихотворений и так далее

произведения

0.1.1.2 словесно передавать свое эмоциональное

состояние

1.2 Чтение наизусть

0.1.2.1 читать выразительно наизусть небольшие

стихи, малые жанры фольклора

1.3 Пересказывание

0.1.3.1 пересказывать прослушанный материал по

прослушанного

иллюстрации/ям, сохраняя последовательность

событий

1.4 Формулирование

0.2.3.1 формулировать вопросы по иллюстрациям

вопросов и ответов

и отвечать на них

1.5 Прогнозирование

0.1.4.1 прогнозировать содержание рассказа по

событий

иллюстрации/ заданному началу

1.1 Понимание содержания художественного произведения. Отвечает на

простые вопросы по содержанию текстов сказок, рассказов, детских

стихотворений и так далее Словесно передает свое эмоциональное состояние:

сопереживание, сочувствие литературным героям.

1.2 Чтение наизусть

Читает выразительно наизусть небольшие стихи, рифмовки, некоторые

малые жанры фольклора.

1.3

Пересказывание

прослушанного.

Связно

и

последовательно

пересказывает небольшие литературные произведения, содержание небольшой

сказки, мультфильма с опорой на схему, иллюстрации и без них. Пересказывает

эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих

лиц, использует в пересказах смысловые ударения, паузы.

1.4. Формулирование вопросов и ответов. Формулирует вопросы по

иллюстрациям и отвечает на них. Отвечает на вопросы, требующие ответов-

описаний (объектов, действий, пейзажа), ответов-размышлений и ответов-

доказательств.

1.5 Прогнозирование событий. Прогнозирует события по заданному

началу, иллюстрации, картине, по обложке книги. Описывает события, которые

могли бы произойти до или после увиденного/услышанного.

2. Анализ и интепретация

Подраздел

Цели обучения

2.1 Определение жанра

0.2.1.1 распознавать жанры по их особенностям

литературного

(загадка, сказка, стихотворение и так далее)

произведения

2.2 Характеристика

0.2.2.1 высказывать отношение к поступкам

героев

героев (нравится/не нравится, потому что)

2.3 Использование

0.2.3.1.1 оформлять свое представление в форме

различных форм

рисунка, схемы

представления

2.4 Извлечение

0.2.4.1 сопоставлять иллюстрации с эпизодом

необходимой

сказки

информации из

различных источников

2.1 Определение жанра текстов. Имеет представление о различных

литературных жанрах (сказке, рассказе, стихотворении); находит различия

между ними (в рассказе события описываются достоверно; в сказке сюжет

строится на основе вымысла с превращениями и приключениями; в

стихотворении используется рифма). Может определить выразительные

средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

2.2 Характеристика героев. Оценивает поступки персонажей и соотносит

их со своими поступками. Рассказывает о своем отношении к конкретному

поступку литературного персонажа, оценивает его с точки зрения нравственных

норм и представлений, понимает скрытые мотивы поведения героев

произведения, прислушивается к мнению других. Использует в речи эпитеты,

характеризирующие героев. Высказывает мнение о произведении, свое

отношение

к

поступкам

героев

(нравится/не

нравится,

положительные\u1086?трицательные, потому что).

2.3

Использование

различных

форм

представления.

Оформляет

понимание содержания произведения, отдельных эпизодов, свое представление

о герое в форме рисунка, схемы и дает пояснения по своей работе.

2.4 Извлечение необходимой информации из различных источников.

Сопоставляет иллюстрации с эпизодом сказки. Раскодирует информацию из

пиктограмм, условных обозначений, рисунков, иллюстраций.

Параграф 7. Основы грамоты

232. Целью является подготовка детей к овладению навыками чтения и

письма в процессе освоения ими фонетической и графической систем языка.

233. Задачи:

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

ознакомить со звуковым строением слова, формированию действий

звукового анализа и последующему обучению началам грамоты;

развивать мелкую моторику рук;

формировать действия звукового анализа и синтеза;

формировать представления о речи, предложении, слове, слоге, ударении,

звуке и букве;

познакомить с простыми приемами анализа, сравнения, обобщения,

систематизирования информации.

234. Содержание занятия «Основы грамоты» организовано по разделам

обучения, которые состоят из подразделов и содержат в себе цели обучения в

виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно

внутри каждого подраздела, позволяют педагогам планировать свою работу и

оценивать достижения детей, а также информировать их о следующих этапах

обучения.

Раздел

Подраздел

Слушание и

1.1 Ориентирование в звуковой форме слова

говорение

1.2 Понимание содержания прослушанного

материала

1.4 Участие в различных ситуациях общения с

соблюдением речевых норм

2.1 Использование видов чтения

Чтение

2.2 Извлечение необходимой информации из

различных источников

3.1 Составление предложений

Письмо

3.2 Соблюдение пунктуационных норм

3.3 Соблюдение графических и каллиграфических

норм

2. Система целей обучения

Раздел 1. «Слушание и говорение»

Подраздел

Цели обучения

1.1 Ориентирование в

0.1.1.1 воспринимать на слух звуки речи,

звуковой форме слова

выделять их из потока речи и произносить вне

слова

0.1.1.2 выделять звуки в словах и различать их

признаки (гласные ударные/безударные;

согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие),

правильно произносить их

0.1.1.3 делить слова на слоги, определять

количество и порядок слогов в слове,

определять ударный слог

1.2 Понимание

0.1.2.1 различать слова и предложения,

содержания

понимать значение слов и смысл предложений

прослушанного материала

0.1.2.2 отвечать на простые вопросы на основе

прослушанного материала

0.1.2.3 различать предложения по интонации

(повествовательные, вопросительные,

восклицательные)

1.3 Участие в различных

0.1.3.1 участвовать в диалоге на знакомую

ситуациях общения с

тему

соблюдением речевых

норм

1.4 Привлечение

0.1.4.1 соблюдать интонацию, использовать в

внимания слушателя

речи невербальные средства общения (мимика,

жесты и так далее), слова (извините,

послушайте! и другие.)

1.1. Ориентирование в звуковой форме слова. Выделяет звуки из речевого

потока, произносит звуки в речевом потоке и вне его, первоначальные понятия

о слоге, слове, ударении, различает их признаки (гласные ударные/безударные;

согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие), сравнивает твердые и мягкие

согласные, правильно произносит их. Соотносит звук с его буквенным

обозначением, правильно и отчетливо произносит звук; называет слова с

определенным звуком; членит слова на слоги, определяет их количество и

порядок слогов в слове. Определяет ударение в словах.

1.2 Понимание содержания прослушанного материала. Различает слова и

предложения, понимает значение слов и смысл предложений. Отвечает на

простые вопросы по содержанию небольших текстов. Различает предложения

по интонации.

1.3. Участие в различных ситуациях общения с соблюдением речевых

норм. Имеет представление о нормах речевого поведения, речевом этикете

(словарь этикета), навыках поведения в общественных местах: на улице, в

транспорте, магазине, приветливо разговаривает друг с другом, с взрослыми,

вежливо общается со сверстниками, вежливо разговаривать по телефону.

Общается друг с другом о друзьях, семье, любимых игрушках, животных, об

отдыхе и так далее

1.4

Привлечение

внимания

слушателя.

Умеет

пользоваться

интонационными средствами выразительности речи (тон, темп, ритм и так

далее); эмоционально, с различными интонациями передает диалоги

действующих лиц, использует смысловые ударения, паузы. Говорит, не

торопясь, достаточно громко, без напряжения. Использует жесты, мимику при

показе иллюстраций.

Раздел 2. «Чтение»

Подраздел

Цели обучения

2.1 Использование видов

0.2.1.1 читать схемы слов/предложений

чтения

0.2.1.2 узнавать графический образ буквы

2.2 Извлечение необходимой

0.2.2.1 находить информацию в/по

информации из различных

иллюстрации/пиктограмме/условных

источников

обозначениях

2.1. Использование видов чтения. Имеет первоначальные представления о

предложении. Устно составляет нераспространенные и распространенные

предложения, правильно и отчетливо их произносит, слышит отдельные

предложения в потоке речи; членит предложения на слова, последовательно

выделяет слова из предложений. Читает схемы слов и предложений; определяет

количество слов в предложении, количество слогов в слове, соотносит звук и

печатную букву. Соотносит образ буквы с реальными предметами, фигурами и

так далее Определяет из каких элементов состоит буква. Выкладывает из

подручного материала образ буквы или лепит, находит образ буквы в

различных сюжетных материалах.

2.2. Извлечение необходимой информации из различных источников.

Находит необходимую информацию в книгах с иллюстрациями (энциклопедии,

справочники, детские журналы, мультфильмах, сказках, детских передачах на

ТВ и тому прочее); понимает пиктограммы, условные обозначения, схемы.

Раздел 3. «Письмо»

Подраздел

Цели обучения

3.1 Составление

0.3.1.1 составлять схемы слов, предложений,

предложений

записывать их с помощью моделирования или

на основе предложенных моделей

3.2 Соблюдение

0.3.2.1 ставить знаки препинания в конце

пунктуационных норм

схемы предложения: точка, вопросительный,

восклицательный знаки

3.3 Соблюдение

0.3.3.1 ориентироваться на странице прописи,

графических и

различать рабочую строку и межстрочное

каллиграфических норм

пространство; печатать в рабочей тетради в

клетку/широкую линейку, писать элементы

букв

0.3.3.2 штриховать, рисовать элементарные

бордюры

3.1 Составление предложений. Имеет представление о слове как языковой

единице; определяет количество слов в предложении (используется

предложение с количеством слов от 2-4 слов), составляет элементарные

графические схемы. Составляет предложения по графическим схемам, изменяет

предложение в соответствии с рисунком/схемой и тому прочее

Изображает начало предложения при помощи прямоугольника с чертой и

слова – при помощи прямоугольника и знака (точка, восклицательный и

вопросительный знаки).

3.2 Соблюдение пунктуационных норм. Владеет навыком составления

предложений по определенной схеме, используя различные знаки препинания

(точка, восклицательный и вопросительный знаки). Передает интонацию

повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

3.3 Соблюдение графических и каллиграфических норм. Изображает

короткие и длинные палочки, волнистые линии, способами нанесения

штриховки,

устанавливает

пространственные

взаимоотношения,

ориентирования на плоскости (рабочая строка, межстрочное пространство,

верхняя и нижняя линии рабочей строки, вертикальные наклонные линии).

Соотносит звук и букву (только образ печатной буквы), обозначает звук

буквой, используя печатание.

Параграф 8. Қазақ тілі (орыс тілінде оқытылатын топтарда)

235. Мақсаты балалардың дұрыс ауызекі сөйлеу тілін, лексикалық қорын

қалыптастыру болып табылады.

236. Міндеттері:

балаларда ақпаратпен алмасу жəне қарым-қатынас құралы ретінде қазақ

тілін үйренуге қызығушылығын дамыту;

балалардың

сөздік

қорын

лексикалық

тақырыптар

бойынша

қалыптастыру жəне дамыту;

ауызекі сөйлеу тілде грамматикалық құрылымдардың жəне формалардың

дұрыс қолдануын қалыптастыру;

тыңдалым, айтылым, оқылым жəне жазылым дағдыларын дамыту;

баланы өздігінен қазақ тілінде коммуникативтік міндеттерді шешуге

түрткі болатын жағдайлар жасау.

237. «Қазақ тілі» (екінші тіл ретінде) сабағының мазмұны оқу бөлімдері

бойынша ұйымдастырылған, олар күтілетін нəтижелер түрінде берілген оқу

мақсаттарын көздейтін бөлімшелерден тұрады. Əрбір бөлімше ішінде

реттілікпен құрылған оқу мақсаттары педагогқа жұмысын жоспарлауға,

балалардың жетістіктерін бағалауға жəне оларға оқудың келесі кезеңдері

туралы ақпарат беруге мүмкіндік береді.

Бөлімше

Оқу мақсаттары

Тыңдалым

1.1 Дұрыс дыбыстаудың қалыптасуы

1.2 Тыңдалым тəсілдерін қолдану

1.3 Лексикалық бірліктердің мағынасын түсіну

1.4 Тыңдалған материалдың мазмұнын түсіну

1.5 Аудиовизуалды материал мазмұнын түсіну

Айтылым

2.1 Лексикалық қорды меңгеру

2.2 Берілген тақырып бойынша сөйлеу

2.3 Түрлі қарым-қатынас жағдаяттарында тілдік

нормаларды сақтау

Оқылым

3.1 Түрлі дереккөздерден қажетті ақпарат алу

Жазылым

4.1 Тыңдалған материалды түрлі формада ұсыну

4.2 Графикалық жəне каллиграфикалық нормаларды

сақтау

Тілді қолдану

5.1 Грамматикалық нормаларды сақтау

2. Оқу мақсаттарының жүйесі

1-бөлім. Тыңдалым

Бөлімше

Оқу мақсаттары

1.1 Дұрыс

0.1.1.1 сөздегі дыбыс түрлерін ажырату жəне дұрыс

дыбыстаудың

дыбыстау

қалыптасуы

1.2 Тыңдалым

0.1.2.1 ықыласпен тыңдау жəне оған орай дұрыс

тəсілдерін қолдану

əрекет ету (мимиканы, ым-ишараны, қимылды

қолдану)

1.3 Лексикалық

0.1.3.1 лексикалық тақырыптар бойынша жиі

бірліктердің

қайталанатын сөздердің мағынасын түсіну

мағынасын түсіну

1.4 Тыңдалған

0.1.4.1 қарапайым сұрақтарға ым-ишара (мысалы,

материалдың

затқа немесе суретке нұсқау), сөздер жəне қысқа

мазмұнын түсіну

фразамен жауап қайтару

1.5 Аудиовизуалды

0.1.5.1 мазмұнын қаншалықты түсінгенін қимыл мен

материал мазмұнын

қысқа жауап (екі үш сөз, қарапайым сөйлем) арқылы

түсіну

білдіру

1.1 Дұрыс дыбыстаудың қалыптасуы. Сөздің дыбыстық құрылымы. Қазақ

тіліне тəн дыбыстарды (ə, ө, ң, қ, ү, ұ, h) дұрыс айтады. Жуан жəне жіңішке

дауыстыларды ажыратады. Тыңдалған сөздерді дұрыс айтады. Берілген

сөздердің ішінен аталған дыбысы бар сөздерді ажыратады жəне оларды дұрыс

дыбыстайды. Күнделікті өмірдегі таныс сөздердің ішінен аталған дыбыспен

сөздерді ажыратады жəне оларды орнымен қолдануға талпынады.

1.2 Тыңдалым тəсілдерін қолдану. Тілдік тыныс алуды, анық сөйлеу

мəнерін біледі. Берілген мəтінді ықыласпен зейін қоя отырып соңына дейін

тыңдайды. Қысқа, нақты қарапайым хабарламаларды көрнекілікке сүйеніп

түсінеді. Мəтіннің мазмұнына сəйкес мимикамен, ым-ишарамен, қимылмен

жауап береді. Тыңдалған мəтін бойынша берілген сұрақтарға жауап береді жəне

өз бетінше сұрақ қояды.

1.3 Лексикалық бірліктердің мағынасын түсіну. Тақырып көлеміндегі

лексикалық бірліктерді бірнеше рет қайталау арқылы есте сақтайды. Берілген

лексикалық бірліктердің мағынасын көрнекілікке сүйене отырып түсіндіреді.

Аталған сөздерді қолданып екі, үш сөзден тұратын сөйлемдер құрады.

1.4 Тыңдалған материалдың мазмұнын түсіну. Тыңдалған материал

бойынша сұрақтар қою арқылы ым-ишарамен жауап береді (мысалы, басты

шайқау немесе шұлғу). Сұрақтың мəнін түсіне отырып, оларға сөзбен жəне

қысқа сөз тіркестерімен жауап береді.

Қарапайым сұрақтар (Мынау не? Неше? Не істеді? Қайда? Қандай?)

береді жəне оларға жауап береді.

1.5 Аудиовизуалды материал мазмұнын түсіну. Қазақ тіліндегі берілген

материалды тыңдайды жəне түсінеді. Тыңдалған материалды жəне педагогтың,

балалардың сөздерін түсінгенін ым-ишарамен, қимылымен жəне қарапайым сөз

тіркестерімен береді.

2-бөлім. Айтылым

Бөлімше

Оқу мақсаттары

2.1 Лексикалық қорды

0.2.1.1 лексикалық тақырыптар бойынша

меңгеру

сөйлеу барысында жаңа сөздерді қолдану

2.2 Берілген тақырып

0.2.2.1 пікірін білдіру (мұғалім көмегімен),

бойынша сөйлеу

2-3 сөйлемнен кем емес

2.3 Түрлі қарым-қатынас

0.2.3.1 сұхбаттасын ықылас қойып тыңдау

жағдаяттарына қатысу жəне

жəне жағдаятқа байланысты мимиканы, ым-

тілдік нормаларды дұрыс

ишараны қолданып, қысқа фразалармен

қолдану

жауап беру

2.1 Лексикалық қорды меңгеру. Сөйлеу барысында қолданған жаңа

сөздердің мəнін түсінеді жəне оларды бірнеше рет қайталау арқылы есте

сақтайды. Айналасындағы заттар тобын: ойыншықтар, ыдыс, жиһаздарды,

кейбір көкөністерді, жемістерді, жануарларды, құстарды жəне табиғат

құбылыстарын, жыл мезгілдерін атайды.

2.2 Берілген тақырып бойынша сөйлеу. Ауызша сөйлеу дағдыларына ие.

Берілген материал бойынша педагогтың қойған сұрақтарына жауап береді жəне

өзі сұрақ қояды, педаготың көмегімен жəне өздігінен қазақ тілінде 2-3 жай

сөйлеммен өз ойын жеткізеді.

2.3 Түрлі қарым-қатынас жағдаяттарына қатысу жəне тілдік нормаларды

дұрыс қолдану. Құрбыларымен жəне педагогпен таныс тақырыпқа диалог

құрады. Диалог құру кезінде серіктесін ынта қойып тыңдай отырып, жағдаятқа

сəйкес ым-ишараны қолданып жауап береді. Қарапайым диалогтар (Бұл не?

Жылдың қай мезгілі?) жүргізеді.

3-бөлім. Оқылым

Бөлімше

Оқу мақсаттары

3.1 Түрлі дереккөздерден

0.3.1.1 ақпаратты сурет,

қажетті ақпарат алу

иллюстрациядан табу жəне сəйкестендіру

3.1 Түрлі дереккөздерден қажетті ақпарат. Суретті кітаптардан

(энциклопедиялар, анықтамалар, балалар журналдары жəне тағы басқа)

ақпараттарды

табады;

пиктограммалар,

шартты

белгілер

бойынша

шығармаларды атайды, басқа шығармалардың мазмұнын бағдарлайды. Берілген

ақпаратты сурет, иллюстрациядан тауып, сəйкестендіреді.

4-бөлім. Жазылым

Бөлімше

Оқу мақсаттары

4.1 Тыңдалған материалды

0.4.1.1 тыңдалған мəтіндегі ақпараттың

түрлі формада ұсыну

мазмұнын сурет, сызбанұсқа, белгілер

арқылы жеткізу

4.2 Графикалық жəне

0.4.2.1 жазу жолын, жоларалық

каллиграфикалық нормаларды

кеңістікті, жолдың жоғарғы жəне төменгі

сақтау

сызығын сақтап, өрнектерді салу.

4.1 Тыңдалған материалды түрлі формада ұсыну. Ақпарат мазмұнын

сурет, сызба арқылы береді, сөздегі дыбыс санын, сөйлемдегі сөз санын

анықтайды.

4.2 Графикалық жəне каллиграфикалық нормаларды сақтау. Жазуға

дайындық жасау: дұрыс отыру, дəптерді, қолдарын, қарындашты, қаламды

дұрыс қою ережелерін біледі. Сызықтарды салу əдісімен қысқа жəне ұзын

таяқшалар, ирек сызықтарды салады, кеңістіктік қатынасты, жазықтықта

бағдарлауды (жұмыс жолын, жол аралық кеңістікті, жұмыс жолының жоғарғы

жəне төменгі сызықтарын, тік еңіс сызықтарды) белгілейді.

5-бөлім. Тілді қолдану

Бөлімше

Оқу мақсаттары

5.1 Грамматикалық

0.5.1.1 сөйлеу барысында заттың атауын

нормаларды сақтау

білдіретін сөздерді қолдану

0.5.1.2 сөйлеу барысында көптік, тəуелдік,

жіктік, септік жалғауларын мұғалімнің көмегі, үлгі

бойынша қолдану

0.5.1.3 сөйлеу барысында заттың қимылын

білдіретін сөздерді қолдану

0.5.1.4 сөйлеу барысында заттың санын

білдіретін сөздерді қолдану

5.1. Грамматикалық нормаларды сақтау. Заттың атауы сөз екенін түсінеді.

Айналасындағы заттардың атауын білдіретін сөздерді үйретуді машықтандыру.

Сөздің белгілі бір мағынаны заттардың атын, түсін, дəмін, көлемін, санын,

Наши рекомендации