Личность педагога. современные требования к ней и основные ее качества
Проблема личности и деятельности учителя никогда не переставала волновать умы многих выдающихся педагогов и психологов разных эпох и стран. К данной проблеме обращались Я.А. Коменский, .Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинский и др.
Глубокие, сложные и ускоряющиеся процессы преобразования и обновления всех сторон жизни человеческого общества, экономики, социальных отношений и культуры, которые проходят во всем мире, в том числе и в России предъявляют возрастающие принципиально новые требования к образованию и воспитанию молодежи, что предопределяет определенные требования к личности, профессиональным качествам и деятельности учителей.
В наше время проблема личности не только не потеряла своего значения, но и стала ведущей проблемой, решению которой посвящены исследования целой плеяды отечественных ученых: педагогов О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, психологов Ф.К.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Кан-Калика, А.К.Марковой, Р.Х.Шакурова и др.
Современные требования к личности учителя:
1. Систематическая целенаправленная работа над собой по развитию индивидуальности и личностное самоусовершенствование в целях положительного влияния своими качествами на учащихся.
2. Устойчивая приверженность принципам гуманистической психологии и педагогики.
3. Умение творчески подходить к проблемам прогнозирования, проектирования и организации процессов обучения и воспитания, а также диагностирования и коррекции психического развития школьников.
4. Обязательная инновационная деятельность учителя, направленная на творческое освоение новаторских педагогических идей и овладение эффективными современными педагогическими технологиями.
Какими же личностными качествами должен обладать учитель, чтобы своей личностью положительно воздействовать на школьников? Для ответа на этот вопрос вначале надо уточнить, что понимают психологи под личностью и личностными качествами человека.
"Под личностью, - пишет психолог А.Г. Спиркин, - имеют в виду кристаллизированные в духовном мире человека его социальные, нравственно-психологические и эстетические качества". "До уровня личности человек поднимается лишь тогда, когда он обретает способность управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями.Вместе с тем личность может снизиться до безличностного индивида".
Личностные качества человека:
А) способность к эмоционально-волевой саморегуляции ( формируюется с детских лет). Способность дошкольника затормаживать свои желания, эгоистические потребности и интересы А.Н.Леонтьев назвал "первым рождением личности".
Б) наличие у человека развитого сознания и самосознания. Человек становится личностью, считал немецкий философ И.Кант, благодаря самосознанию. Последнее формируется в процессе и в результате познания человеком самого себя, рефлексии и имеет довольно сложную структуру (состоит из 5 звеньев).
В начале у человека формируется более или менее целостная система представлений, понятий и оценочных суждений о самом себе (образ "Я"). Затем возникает противоречие между реальными качествами и субъективными идеализированными представлениями о себе самом. В процессе самоусовершенствования в той или иной мере преодолевается указанное противоречие между реальными качествами и идеальным образом самого себя, т.е. образом "Я", и достигается внутренняя гармонизация индивида. Такая внутренняя гармонизация является предпосылкой целостности личности и формирования всей ее направленности.
Под направленностью понимают устойчивую доминирующую систему мотивов, ориентирующих деятельность человека. Эта система мотивов считается ядром личности, интегрирующим все другие элементы. Направленность включает в себя взгляды, убеждения, интересы, установки, ценностные ориентации, идеи и идеалы, цели, стремления, духовные потребности личности. В зависимости от направленности (гуманистической, индивидуалистической, творческой и т.д.) выделяют соответствующие типы личности.
Существует широко распространенное мнение, что подлинной личностью является человек, приобщившийся к творчеству, к искусству, к науке. Это верно, но отчасти. Дело в том, что включение в творческую деятельность развивает определенные духовные качества, индивидуальность человека, однако еще не делает его личностью, тем более полноценной.