Министерство спорта российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Факультет спорта

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ Галимов А.М.

«_____»_____________2016 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Производственная практика

(практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая)

наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом

49.03.01 Физическая культура (2016-2020)

Спортивная тренировка в избранном виде спорта

наименование направления(ий) подготовки с указанием профиля подготовки

Форма обучения очная

очная, заочная

Автор (ы) программы: Автор (ы) программы_д.п.н., профессор Коновалов И.Е.; д.п.н., д.п.н., профессор Бикмухаметов Р.К.; профессор Латыпов И.К.; к.п.н., профессор Болтиков Ю.В.; к.п.н., доцент Галиев Р.Р.

Программа обсуждена (или утверждена) на заседании Совета факультета «___»_____________2016 года Протокол № ________.

Декан факультета     _____ /Бикмухаметов Р.К. «__» __________ 2016 г. Заведующий библиотекой   _______ / Головлева Н.Н. «__» __________ 2016 г. Начальник учебного отдела   ____ /Гильмутдинова Р.И. «__» __________ 2016 г.

Казань – 2016

1. Общая характеристика

1.1. Целью проведения производственной практики является содействие в формировании у студентов следующих компетенций: общепрофессиональные компетенции (ОПК) - способность определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста (ОПК-1); - способность воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ОПК-4); - способность обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь (ОПК-7); профессиональные компетенции (ПК) - способность осуществлять образовательный процесс на основе положений теории физической культуры (ПК-2); - способность формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9); - способность осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму (ПК-15); - способность планировать оснащение физкультурно-спортивной организации соответствующим оборудованием, экипировкой и инвентарем (ПК-26); - способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-30).

1.2. Задачами производственной практики являются:

- формировать практические умения ведения профессиональной деятельности, закрепление навыков и компетенций выполнения соответствующих должностных обязанностей педагога-тренера;

- формировать целостное представление о профессиональной деятельности педагога-тренера;

- формировать умение планировать, организовывать и самостоятельно проводить учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования, физкультурно-массовую воспитательную и агитационную работу;

- формировать умение осуществлять контроль и анализ эффективности учебно-тренировочного процесса;

- формировать творческие способности и инициативность в выборе и использовании разнообразных средств и методических приемов обучения, воспитания, организации и регулирования нагрузи в учебно-тренировочном процессе;

- формировать умение осуществлять спортивный отбор и ориентацию занимающихся;

- формировать умение осуществлять общение и кооперацию со всеми участниками педагогического процесса;

- формировать умение организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта.

1.3. Перечень планируемых результатов реализации производственной (профессионально-ориентированной) практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

После освоения производственной (профессионально-ориентированной) практики студент должен приобрести следующие знания, умения и владения, соответствующие компетенциям ООП.

В результате освоения производственной практики студент должен:

Знать:

- теорию и методику обучения двигательным действиям в избранном виде спорта, основы ведения методической работы в области физической культуры и спорта (ПК-2);

- особенности воспитания физических качеств и способностей в зависимости от возраста, пола и уровня подготовленности занимающихся (ПК-2);

- формы и методы планирования учебной, тренировочной, соревновательной и воспитательной работы в спортивных группах (ПК-2);

- особенности функционирования организма при выполнении различных видов физических упражнений (ОПК-1);

- приемы воспитания, общения и особенности формирования межличностных отношений в спортивном коллективе (ОПК-4);

- практические приемы сбора, анализа и обобщения информации для курсовой и выпускной квалификационной работы (ПК-30).

Уметь:

- разрабатывать документы планирования учебно-тренировочного процесса, определяя целесообразную последовательность решения задач на различных этапах подготовки (ПК-2);

- руководствуясь основными принципами спортивной тренировки, подбирать и применять средства и методы, адекватные поставленным задачам, при самостоятельном проведении учебно-тренировочных занятий (ОПК-7);

- определять уровень физической и технической подготовленности занимающихся, оценивать их функциональное состояние (ПК-15);

- определять и давать качественную и количественную оценку физической нагрузки на основе данных изменения ЧСС у занимающихся и результатов хронометража учебно-тренировочного занятия (ОПК-1);

- подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей и состояния здоровья (ОПК-1);

- анализировать учебно-воспитательные ситуации, формулировать и решать задачи по направленному формированию личности занимающихся (ОПК-4);

- формировать положительное отношение учащихся к занятиям спортивной деятельностью (ПК-9).

Владеть:

- профессиональной терминологией, тактом и культурой речи (ОПК-4);

- опытом планирования, контроля и учёта учебно-тренировочного процесса и спортивно-массовых мероприятий по избранному виду спорта на перспективном, текущем и оперативном уровнях (ПК-15);

- опытом проведения научных исследований по определению эффективности учебно-тренировочного процесса (ПК-30);

- опытом организации, проведения и судейства соревнований по избранному виду спорта (ПК-26).

1.4. Место производственной практики в структуре основной образовательной программы.

Производственная практика является обязательным компонентом выполнения ФГОС ВО и входит в раздел Б.2. «Практики». Прохождение практики связано со следующими учебными предметами «Теория и методика избранного вида спорта», «Теория и методика физической культуры», «Профессионально-спортивное совершенствование», «Педагогика физической культуры», «Психология физической культуры», медико-биологические дисциплины.

Производственная практика проводится концентрированно, с отрывом от учебных занятий. Практика проводится в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, центрах спортивной подготовки, в центрах физической культуры, спорта и здоровья, спортивных клубах и секциях.

Практика проводится в 6 семестре в течение 4-х недель и в 7 семестре в течение 4-х недель. Способ проведения - стационарная, с объемом занятости студента не менее 30 часов в неделю, т.е. 5 дней в неделю. Общая трудоемкость учебной практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.

Общее руководство практикой осуществляет курсовой руководитель, непосредственно организацию и руководство работой студентов и контроль на практике обеспечивают групповые руководители из числа ППС кафедр, утвержденные приказом по академии.

Вид промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.

Структура и объем

2.1. Объем практики

Виды учебной работы Год обуч.
Семестры VI VII
Всего Всего Всего
академ. часы зет академ. часы зет академ. часы зет
Контактные виды работы (всего)  
в том числе: - - -
Лекции - - -
Практические (семинарские) занятия - - -
Вид промежуточной аттестации зачет зачет зачет
Самостоятельная работа (всего)
Итого

2.2. Тематический план практики (3 курс , 6 семестр):

Темы занятий Объем в часах Оценка в БРС
Всего Лекции Семинары (лаб., практ.) Самост. раб.
тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (продолжительность 2 недели)
МОДУЛЬ 1
1.     2.   3.   4.     5.   Участие в установочной конференции, проведение бесед с администрацией образовательного учреждения, тренерами- преподавателями, конкретизация функций практиканта. Ознакомление с базой практики, регламентом деятельности и материально-техническим оснащений об­разовательного учреждения. Посещение и наблюдение учебно-тренировочных занятий. Ознакомление с планом спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий учре­ждения, участие в собраниях бригады практикантов. Разработка индивидуального рабочего плана и личного дневника практиканта. - - 22,5
МОДУЛЬ 2
1.   2.   3.     4.     5.     Сбор и оформление сведений и харак­теристика занимающихся прикрепленной группы. Оформление информационно-наглядной документации. Разработка и оформление годового и месячного плана-графика учебно-тренировочной работы. Разработка и оформление конспектов, проведение учебно-тренировочных занятий в качестве помощника. Подбор методик научного исследования для сбора информации для курсовых работ.   - - 22,5
тип практики: педагогическая (продолжительность 2 недели)
МОДУЛЬ 3
1.   2.   3.     Разработка и оформление конспектов учебно-тренировочных занятий, самостоя­тельное их проведение. Подготовка документов для проведения спортивных соревнований (календарный план, положение о проведении соревнований, протоколы) Проведение педагогического наблюдения и тестирования в соответствии с выбранной методикой научного исследо­вания. - - 22,5
МОДУЛЬ 4
1.   2.     3.     4.   5.   6. Проведение контрольных учебно-тренировочных занятий. Проведение педагогического наблюдения, хронометрирования и пульсометрии. Беседы с занимающимися и родителями Проведение тестирования в соответствии с выбранной методикой научного исследо­вания. Оформление отчета по практике. Участие в итоговой конференции   - - 22,5
  ИТОГО - -

2.3. Тематический план практики (4 курс , 7 семестр):

Темы занятий Объем в часах Оценка в БРС
Всего Лекции Семинары (лаб., практ.) Самост. раб.
тип практики: творческая (продолжительность 2 недели)
МОДУЛЬ 1
1.     2.   3.     4.     5.       Участие в установочной конференции, проведение бесед с администрацией образовательного учреждения, тренерами- преподавателями, конкретизация функций практиканта. Ознакомление с базой практики, регламентом деятельности и материально-техническим оснащений об­разовательного учреждения. Посещение и наблюдение учебно-тренировочных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий. Ознакомление с планом спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий учре­ждения, участие в собраниях бригады практикантов. Разработка индивидуального рабочего плана и личного дневника практиканта. - - 22,5
МОДУЛЬ 2
1.   2.   3.     4.     5.     6.     Сбор и оформление сведений и харак­теристика занимающихся прикрепленной группы. Оформление информационно-наглядной документации. Разработка и оформление годового и месячного плана-графика учебно-тренировочной работы. Разработка и оформление конспектов, проведение учебно-тренировочных занятий в качестве помощника. Разработка и оформление плана спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий. Подготовка документов для проведения спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий (сценарий спортивного праздника). - - 22,5
тип практики: исполнительская (продолжительность 2 недели)
МОДУЛЬ 3
1.   2.     3.     Разработка и оформление конспектов учебно-тренировочных занятий, самостоя­тельное их проведение. Подбор методик научного исследования для сбора информации для курсовых работ. Проведение педагогического наблюдения и тестирования в соответствии с выбранной методикой научного исследо­вания. - - 22,5
МОДУЛЬ 4
1.   2.     3.     4.   5.   6. Проведение контрольных учебно-тренировочных занятий. Проведение педагогического наблюдения, хронометрирования и пульсометрии. Беседы с занимающимися и родителями Проведение тестирования в соответствии с выбранной методикой научного исследо­вания. Оформление отчета по практике. Участие в итоговой конференции   - - 22,5
  ИТОГО - -

Содержание практики

Деятельность студента в период прохождения производственной (профессионально-ориентированной) практики включает в себя выполнение следующих видов работ:

Организационная работа:

- участие в установочной конференции;

- ознакомление с базой ДЮСШ (СДЮШОР): спортивные и административные сооружения, специальное оборудование и инвентарь, методический и медицинский кабинет, восстановительный центр и т.д.

- изучение организации, планирование и учет учебно-тренировочной работы (годовой план учебно-тренировочной и воспитательной работы в спортивной школе, план проведения спортивных соревнований, перспективный план подготовки спортсменов-разрядников, месячный рабочий план);

- изучение информации о медицинском контроле и врачебно-педагогическом обеспечении учебно-тренировочного процесса;

- разработка индивидуального плана на весь период практики;

- составление и защита отчет по итогам практики;

- разработка предложения по совершенствованию практики;

- принятие участие в итоговой конференции по практике.

Учебно-спортивная работа:

- изучение и анализ методики ведения учебно-тренировочного процесса лучшими тренерами спортивной школы;

- разработка годового план-графика занятий и рабочего плана учебно-тренировочного процесс на месяц;

- самостоятельное проведение учебно-тренировочных занятий с закрепленными группами (до 5 занятий в неделю);

- разработка конспектов на все проводимые практикантом учебно-тренировочные занятия в прикрепленных группах;

- участие в подготовке, организации и проведении соревнований ДЮСШ;

- участие в судействе соревнований в качестве судьи, представителя или руководителя команды;

- составление плана проведения соревнований и физкультурно-массовых мероприятий;

- составление документации для проведения соревнований;

- подготовка и приведение спортивного праздника или физкультурно-массовых мероприятий.

Воспитательная работа:

- участие в выполнении мероприятий в соответствии с планом воспитательной работы ДЮСШ;

- проведение бесед с учащимися групп на актуальные темы;

- участие в организации и проведении спортивных вечеров, встреч с выдающимися спортсменами, субботников и воскресников по благоустройству территории ДЮСШ;

- осуществление контроля за успеваемостью и дисциплиной учащихся прикрепленной группы (проверка дневников, беседы с преподавателями, родителями, ознакомление с домашними условиями проживания учащихся ДЮСШ);

Методическая работа:

- участие в методических занятиях, совещаниях, проводимых методистами-преподавателями;

- ознакомление с организацией методической работы, осуществляемой в ДЮСШ;

- подготовка материалов для методического кабинета ДЮСШ;

- участие в обмене передовым опытом и в обсуждении проблем профессиональной деятельности в коллективе ДЮСШ;

- участие в работе педсовета, тренерского совета и других совещаниях проводимых в ДЮСШ;

- работа со специальной и научно-методической литературой.

Научно-исследовательская работа:

- проведение педагогического анализа учебно-тренировочных занятий;

- проведение хронометрирования с определением плотности учебно-тренировочного занятия;

- проведение пульсометрии (ЧСС), определение допустимой физической нагрузки на занятии;

- сбор научного материала по теме квалификационной работ.

Наши рекомендации