Министерство спорта российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Факультет спорта
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________ Галимов А.М.
«_____»_____________2016 г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Производственная практика
(практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая)
наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом
49.03.01 Физическая культура (2016-2020)
Спортивная тренировка в избранном виде спорта
наименование направления(ий) подготовки с указанием профиля подготовки
Форма обучения очная
очная, заочная
Автор (ы) программы: Автор (ы) программы_д.п.н., профессор Коновалов И.Е.; д.п.н., д.п.н., профессор Бикмухаметов Р.К.; профессор Латыпов И.К.; к.п.н., профессор Болтиков Ю.В.; к.п.н., доцент Галиев Р.Р.
Программа обсуждена (или утверждена) на заседании Совета факультета «___»_____________2016 года Протокол № ________.
Декан факультета _____ /Бикмухаметов Р.К. «__» __________ 2016 г. | Заведующий библиотекой _______ / Головлева Н.Н. «__» __________ 2016 г. | Начальник учебного отдела ____ /Гильмутдинова Р.И. «__» __________ 2016 г. |
Казань – 2016
1. Общая характеристика
1.1. Целью проведения производственной практики является содействие в формировании у студентов следующих компетенций: общепрофессиональные компетенции (ОПК) - способность определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста (ОПК-1); - способность воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ОПК-4); - способность обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь (ОПК-7); профессиональные компетенции (ПК) - способность осуществлять образовательный процесс на основе положений теории физической культуры (ПК-2); - способность формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9); - способность осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму (ПК-15); - способность планировать оснащение физкультурно-спортивной организации соответствующим оборудованием, экипировкой и инвентарем (ПК-26); - способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-30).
1.2. Задачами производственной практики являются:
- формировать практические умения ведения профессиональной деятельности, закрепление навыков и компетенций выполнения соответствующих должностных обязанностей педагога-тренера;
- формировать целостное представление о профессиональной деятельности педагога-тренера;
- формировать умение планировать, организовывать и самостоятельно проводить учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования, физкультурно-массовую воспитательную и агитационную работу;
- формировать умение осуществлять контроль и анализ эффективности учебно-тренировочного процесса;
- формировать творческие способности и инициативность в выборе и использовании разнообразных средств и методических приемов обучения, воспитания, организации и регулирования нагрузи в учебно-тренировочном процессе;
- формировать умение осуществлять спортивный отбор и ориентацию занимающихся;
- формировать умение осуществлять общение и кооперацию со всеми участниками педагогического процесса;
- формировать умение организации и проведения научных исследований в области физической культуры и спорта.
1.3. Перечень планируемых результатов реализации производственной (профессионально-ориентированной) практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
После освоения производственной (профессионально-ориентированной) практики студент должен приобрести следующие знания, умения и владения, соответствующие компетенциям ООП.
В результате освоения производственной практики студент должен:
Знать:
- теорию и методику обучения двигательным действиям в избранном виде спорта, основы ведения методической работы в области физической культуры и спорта (ПК-2);
- особенности воспитания физических качеств и способностей в зависимости от возраста, пола и уровня подготовленности занимающихся (ПК-2);
- формы и методы планирования учебной, тренировочной, соревновательной и воспитательной работы в спортивных группах (ПК-2);
- особенности функционирования организма при выполнении различных видов физических упражнений (ОПК-1);
- приемы воспитания, общения и особенности формирования межличностных отношений в спортивном коллективе (ОПК-4);
- практические приемы сбора, анализа и обобщения информации для курсовой и выпускной квалификационной работы (ПК-30).
Уметь:
- разрабатывать документы планирования учебно-тренировочного процесса, определяя целесообразную последовательность решения задач на различных этапах подготовки (ПК-2);
- руководствуясь основными принципами спортивной тренировки, подбирать и применять средства и методы, адекватные поставленным задачам, при самостоятельном проведении учебно-тренировочных занятий (ОПК-7);
- определять уровень физической и технической подготовленности занимающихся, оценивать их функциональное состояние (ПК-15);
- определять и давать качественную и количественную оценку физической нагрузки на основе данных изменения ЧСС у занимающихся и результатов хронометража учебно-тренировочного занятия (ОПК-1);
- подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей и состояния здоровья (ОПК-1);
- анализировать учебно-воспитательные ситуации, формулировать и решать задачи по направленному формированию личности занимающихся (ОПК-4);
- формировать положительное отношение учащихся к занятиям спортивной деятельностью (ПК-9).
Владеть:
- профессиональной терминологией, тактом и культурой речи (ОПК-4);
- опытом планирования, контроля и учёта учебно-тренировочного процесса и спортивно-массовых мероприятий по избранному виду спорта на перспективном, текущем и оперативном уровнях (ПК-15);
- опытом проведения научных исследований по определению эффективности учебно-тренировочного процесса (ПК-30);
- опытом организации, проведения и судейства соревнований по избранному виду спорта (ПК-26).
1.4. Место производственной практики в структуре основной образовательной программы.
Производственная практика является обязательным компонентом выполнения ФГОС ВО и входит в раздел Б.2. «Практики». Прохождение практики связано со следующими учебными предметами «Теория и методика избранного вида спорта», «Теория и методика физической культуры», «Профессионально-спортивное совершенствование», «Педагогика физической культуры», «Психология физической культуры», медико-биологические дисциплины.
Производственная практика проводится концентрированно, с отрывом от учебных занятий. Практика проводится в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, центрах спортивной подготовки, в центрах физической культуры, спорта и здоровья, спортивных клубах и секциях.
Практика проводится в 6 семестре в течение 4-х недель и в 7 семестре в течение 4-х недель. Способ проведения - стационарная, с объемом занятости студента не менее 30 часов в неделю, т.е. 5 дней в неделю. Общая трудоемкость учебной практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.
Общее руководство практикой осуществляет курсовой руководитель, непосредственно организацию и руководство работой студентов и контроль на практике обеспечивают групповые руководители из числа ППС кафедр, утвержденные приказом по академии.
Вид промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.
Структура и объем
2.1. Объем практики
Виды учебной работы | Год обуч. | |||||
Семестры | VI | VII | ||||
Всего | Всего | Всего | ||||
академ. часы | зет | академ. часы | зет | академ. часы | зет | |
Контактные виды работы (всего) | ||||||
в том числе: | - | - | - | |||
Лекции | - | - | - | |||
Практические (семинарские) занятия | - | - | - | |||
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет | зачет | |||
Самостоятельная работа (всего) | ||||||
Итого |
2.2. Тематический план практики (3 курс , 6 семестр):
№ | Темы занятий | Объем в часах | Оценка в БРС | |||
Всего | Лекции | Семинары (лаб., практ.) | Самост. раб. | |||
тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (продолжительность 2 недели) | ||||||
МОДУЛЬ 1 | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Участие в установочной конференции, проведение бесед с администрацией образовательного учреждения, тренерами- преподавателями, конкретизация функций практиканта. Ознакомление с базой практики, регламентом деятельности и материально-техническим оснащений образовательного учреждения. Посещение и наблюдение учебно-тренировочных занятий. Ознакомление с планом спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий учреждения, участие в собраниях бригады практикантов. Разработка индивидуального рабочего плана и личного дневника практиканта. | - | - | 22,5 | ||
МОДУЛЬ 2 | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Сбор и оформление сведений и характеристика занимающихся прикрепленной группы. Оформление информационно-наглядной документации. Разработка и оформление годового и месячного плана-графика учебно-тренировочной работы. Разработка и оформление конспектов, проведение учебно-тренировочных занятий в качестве помощника. Подбор методик научного исследования для сбора информации для курсовых работ. | - | - | 22,5 | ||
тип практики: педагогическая (продолжительность 2 недели) | ||||||
МОДУЛЬ 3 | ||||||
1. 2. 3. | Разработка и оформление конспектов учебно-тренировочных занятий, самостоятельное их проведение. Подготовка документов для проведения спортивных соревнований (календарный план, положение о проведении соревнований, протоколы) Проведение педагогического наблюдения и тестирования в соответствии с выбранной методикой научного исследования. | - | - | 22,5 | ||
МОДУЛЬ 4 | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Проведение контрольных учебно-тренировочных занятий. Проведение педагогического наблюдения, хронометрирования и пульсометрии. Беседы с занимающимися и родителями Проведение тестирования в соответствии с выбранной методикой научного исследования. Оформление отчета по практике. Участие в итоговой конференции | - | - | 22,5 | ||
ИТОГО | - | - |
2.3. Тематический план практики (4 курс , 7 семестр):
№ | Темы занятий | Объем в часах | Оценка в БРС | |||
Всего | Лекции | Семинары (лаб., практ.) | Самост. раб. | |||
тип практики: творческая (продолжительность 2 недели) | ||||||
МОДУЛЬ 1 | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Участие в установочной конференции, проведение бесед с администрацией образовательного учреждения, тренерами- преподавателями, конкретизация функций практиканта. Ознакомление с базой практики, регламентом деятельности и материально-техническим оснащений образовательного учреждения. Посещение и наблюдение учебно-тренировочных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий. Ознакомление с планом спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий учреждения, участие в собраниях бригады практикантов. Разработка индивидуального рабочего плана и личного дневника практиканта. | - | - | 22,5 | ||
МОДУЛЬ 2 | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Сбор и оформление сведений и характеристика занимающихся прикрепленной группы. Оформление информационно-наглядной документации. Разработка и оформление годового и месячного плана-графика учебно-тренировочной работы. Разработка и оформление конспектов, проведение учебно-тренировочных занятий в качестве помощника. Разработка и оформление плана спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий. Подготовка документов для проведения спортивных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий (сценарий спортивного праздника). | - | - | 22,5 | ||
тип практики: исполнительская (продолжительность 2 недели) | ||||||
МОДУЛЬ 3 | ||||||
1. 2. 3. | Разработка и оформление конспектов учебно-тренировочных занятий, самостоятельное их проведение. Подбор методик научного исследования для сбора информации для курсовых работ. Проведение педагогического наблюдения и тестирования в соответствии с выбранной методикой научного исследования. | - | - | 22,5 | ||
МОДУЛЬ 4 | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Проведение контрольных учебно-тренировочных занятий. Проведение педагогического наблюдения, хронометрирования и пульсометрии. Беседы с занимающимися и родителями Проведение тестирования в соответствии с выбранной методикой научного исследования. Оформление отчета по практике. Участие в итоговой конференции | - | - | 22,5 | ||
ИТОГО | - | - |
Содержание практики
Деятельность студента в период прохождения производственной (профессионально-ориентированной) практики включает в себя выполнение следующих видов работ:
Организационная работа:
- участие в установочной конференции;
- ознакомление с базой ДЮСШ (СДЮШОР): спортивные и административные сооружения, специальное оборудование и инвентарь, методический и медицинский кабинет, восстановительный центр и т.д.
- изучение организации, планирование и учет учебно-тренировочной работы (годовой план учебно-тренировочной и воспитательной работы в спортивной школе, план проведения спортивных соревнований, перспективный план подготовки спортсменов-разрядников, месячный рабочий план);
- изучение информации о медицинском контроле и врачебно-педагогическом обеспечении учебно-тренировочного процесса;
- разработка индивидуального плана на весь период практики;
- составление и защита отчет по итогам практики;
- разработка предложения по совершенствованию практики;
- принятие участие в итоговой конференции по практике.
Учебно-спортивная работа:
- изучение и анализ методики ведения учебно-тренировочного процесса лучшими тренерами спортивной школы;
- разработка годового план-графика занятий и рабочего плана учебно-тренировочного процесс на месяц;
- самостоятельное проведение учебно-тренировочных занятий с закрепленными группами (до 5 занятий в неделю);
- разработка конспектов на все проводимые практикантом учебно-тренировочные занятия в прикрепленных группах;
- участие в подготовке, организации и проведении соревнований ДЮСШ;
- участие в судействе соревнований в качестве судьи, представителя или руководителя команды;
- составление плана проведения соревнований и физкультурно-массовых мероприятий;
- составление документации для проведения соревнований;
- подготовка и приведение спортивного праздника или физкультурно-массовых мероприятий.
Воспитательная работа:
- участие в выполнении мероприятий в соответствии с планом воспитательной работы ДЮСШ;
- проведение бесед с учащимися групп на актуальные темы;
- участие в организации и проведении спортивных вечеров, встреч с выдающимися спортсменами, субботников и воскресников по благоустройству территории ДЮСШ;
- осуществление контроля за успеваемостью и дисциплиной учащихся прикрепленной группы (проверка дневников, беседы с преподавателями, родителями, ознакомление с домашними условиями проживания учащихся ДЮСШ);
Методическая работа:
- участие в методических занятиях, совещаниях, проводимых методистами-преподавателями;
- ознакомление с организацией методической работы, осуществляемой в ДЮСШ;
- подготовка материалов для методического кабинета ДЮСШ;
- участие в обмене передовым опытом и в обсуждении проблем профессиональной деятельности в коллективе ДЮСШ;
- участие в работе педсовета, тренерского совета и других совещаниях проводимых в ДЮСШ;
- работа со специальной и научно-методической литературой.
Научно-исследовательская работа:
- проведение педагогического анализа учебно-тренировочных занятий;
- проведение хронометрирования с определением плотности учебно-тренировочного занятия;
- проведение пульсометрии (ЧСС), определение допустимой физической нагрузки на занятии;
- сбор научного материала по теме квалификационной работ.