Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с нарушениями развития.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Основные положения Специального федерального государственного образовательного стандарта детей с ограниченными возможностями здоровья
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
4. Характеристика базисных учебных планов СКОУ I – VIII видов: структура, содержание, принципы построения. Содержание академического компонента образования и жизненной компетенции детей с нарушениями в развитии.
5. Программы дисциплин, изучаемых в СКОУ I – VIII видов (общее и специфическое).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ любой гражданин РФ имеет гарантированное право на образование, в том числе и специальное, и равные возможности его получения. Условия их осуществления определяет Государственный образовательный стандарт.
С 1 сентября 2011 года введен ФГОС начального общего образования.
В утверждённых ФГОС начального и основного общего образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ.
В настоящее время признано целесообразным включение положений, отражающих специфику получения образования обучающимися с ограниченными возможностями (ОВЗ), в ФГОС общего образования.
Исходя из этого, в ФГОС начального общего образования предусмотрено обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ОВЗ. Предусматривается учет индивидуальных особенностей обучающихся, включая детей с ОВЗ.
Одним из разделов ООП начального общего образования должна быть программа коррекционной работы, которая направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа должна обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы должна содержать:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;
- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Однако ФГОС начального общего образования не предусматривает удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в полном объеме и оказание им всей необходимой специальной психолого-педагогической помощи, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования.