Из опыта реализации социально-образовательного проекта в условиях непрерывного образования по программам «Развитие» Венгер и РО Эльконина-Давыдова
Организация проектной деятельности младших школьников
- Васильева Валерия Петровна, учитель начальных класов
Разделы: Преподавание в начальной школе, Работа с дошкольниками
Презентации к уроку
Для понимания специфики метода социально-образовательных проектов необходимо различение следующих форм как разных, реализуемых в настоящий момент в образовательных учреждениях:
– социальная работа;
– социальный проект;
– образовательный проект;
– социально-образовательный проект.
Так или иначе, все эти формы работы связаны с проблемой социализации и включения ребенка в социальный контекст. Но они существенно отличаются как по способу включения детей, так и по методам педагогического сопровождения:
1. Социальная работа – дети выступают исключительно в позиции объекта воздействия. Эта практика осуществляется социальными педагогами и социальными работниками на базе образовательных учреждений. Ее цель – как правило, разного рода коррекционная работа.
2. Социальный проект – практика разного рода волонтерских и иных проектов, где цели ставит педагог, и включает детей в некоторую активность. Осуществляемое педагогическое сопровождение в лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и, «сопереживания» происходящему. Наиболее распространенный вариант – «шефство» школы над социальным учреждением (детским садом, определенной категорией людей – ветераны, инвалиды и т.д.)
3. Образовательный проект преследует цели освоения предметного материала, является способом углубления понимания, восстановления смыслового контекста по отношению к предметным знаниям. Способ включения детей через систему учебных заданий, имеющих практический компонент. Например, исследование в рамках предмета географии или экологии, исследовательская работа с текстовыми источниками в рамках предметов общественного цикла, подготовка информационного проекта в рамках предмета информатики и т. д.
4. Социально-образовательный проект – наиболее сложная форма проектной деятельности, которая предполагает включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и педагогически обеспеченный выход на собственное действие.
Проектный метод на социальном материале имеет свою специфику. Его технологическими условиями являются:
1. Определение предмета самостоятельной деятельности детей, круга социальных проблем, в которых могут принимать участие дети.
2. Кооперативный характер проектов, выход проекта за ведомственные рамки образования.
3. Приемлемые (востребованные) формы организации детской социальной активности, механизмы взаимодействия проектных групп и реально принимающих решения структур и учреждений.
Соответственно, социально-образовательный проект имеет два фокуса: образовательной технологии и социальной технологии. Для его реализации необходима реальная кооперация со всеми социальными силами, имеющими отношение к разрабатываемой проблеме (теме), так и педагогически обеспеченное понимания и участие со стороны детей.
Социальные образовательные проекты разворачиваются на таком классе проблем, которые не могут быть транслированы детям через систему учебных задач. Требуются иные образовательные и социальные технологии, которые непосредственно ставят ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога является обеспечение адекватного осознания, рефлексии и, в дальнейшем, организации самостоятельного действия ребенка.
Таким образом, метод социально-образовательного проекта является одним из самых мощных и эффективных средств для использования имеющегося ресурса активности детей и важным воспитательным и обучающим процессом.
Организационно-педагогические условия реализации проекта «Малыши и няньки»
Из опыта реализации социально-образовательного проекта в условиях непрерывного образования по программам «Развитие» Венгер и РО Эльконина-Давыдова
Наша школа с 1998 года работает над внедрением экспериментальной программы «Преемственность между начальной школой и детским садом в условиях реализации программ «Развитие» и РО Эльконина-Давыдова». Цель программы – создание условий для полноценного обеспечения согласованности и перспективности всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования были созданы через:
– квази-исследовательское сотрудничество взрослых с детьми;
– предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и т. д.;
– ориентировку педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
– создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка;
– формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности.
«К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками»[№7, 49с.]. Основываясь на эту концепцию, нам надо было создать условие для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. Пути решения этой проблемы мы нашли в рамках программы «Детский сад – эталон экологической культуры», разработанной доктором биологических наук, профессора МГУ
Т.В. Потаповой.
Творческая группа, состоящая из учителей начальных классов и воспитателей детского сада «Чэчир», разработала социально-образовательный проект «Малыши и няньки». Суть проекта состоит в том, что группа младших школьников (5–7 детей) под руководством 2–3 наставников, учащихся среднего звена, проводят различные мероприятия у дошкольников.
Цель проекта – создание условий для активного приобретения личного опыта приобщения к основам социально-экологической культуры.
И реализация этого проекта явилась эффективным условием для введения детей в деятельность проектирования. А перед руководителем проекта встали следующие задачи:
1. Изучение научных подходов к проблеме проектной деятельности и опыта работы других педагогов по данной теме.
2. Разработка модели младшего школьника-исследователя.
3. Организация деятельности творческих групп и обучение их простейшим методам учебного проекта.
При реализации данного проекта мы придерживались следующих принципов:
1. Гуманизация педагогической деятельности как обязательный принцип системы РО Эльконина-Давыдова.
2. Использование локальных особенностей окружения как обучающий фактор.
3/ Обеспечение преемственности на базе национальной культурно-информационной и предметно-бытовой среды как сфера социального становления ребенка.
Содержание работы по проекту организовали по направлениям:
–развитие у ребенка с самого раннего детствауверенности по отношению к своей среде обитания;
– формирования навыков неразрушающего общения с окружающей средой: природой, творениями ума и рук человека;
– формирование навыков экономного и эффективного использования ресурсов;
– привитие необходимых ценностных установок и заложение основ для обучения правам человека.
Методы работы:
– организация проектной работы;
– ориентация на прогностическую оценку направления и содержания очередного этапа поиска.
При создании проекта «Малыши няньки» мы руководствовались гипотезой: если формировать у ребенка образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде.
Основными трудностями при организации проектной деятельностимладших школьников можно считать их бедный жизненный опыт, и в связи с этим, затруднения в выявлении и сформулировании проблемы, в отборе необходимых средств для исследования.
Программа реализации проекта «Малыши и няньки»