Исторические типы культуры.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

«ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГУМАНИТАРНЫХ РЕСУРСОВ. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ»

Цель занятия:закрепить представления об основных понятиях дисциплины, их значении для туризма.

Задачи:

1. актуализировать понятийный аппарат дисциплины, связать его с практической деятельностью в сфере туризма и гостеприимства;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении гуманитарных ресурсов и культуры как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития национального самосознания, чувства причастности к сохранению и развитию гуманитарных ресурсов страны.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контрольпо темам: «Типология культуры», «Основные понятия теории культуры», «Материальное и нематериальное культурное наследие. Цивилизация».

2. Разработка проекта культурного туризма (Схема 1. «Проект культурного туризма»):

1) определение состава рабочих групп;

2) определение названия, общей концепции и целей проекта;

3) выбор целевой аудитории, на которую проект нацелен;

4) определение вида и формы проекта (маршрут, предприятие, мероприятие и др. + что именно, кем, где и когда организовывается);

5) определение культурно-событийного потенциала (включенные мероприятия);

6) выбор места расположения (либо создание маршрута) и природный потенциал (если имеется) мероприятия;

7) перечень вовлеченных в проект объектов материального и нематериального культурного наследия;

8) прочие особенности проекта.

3. Темы эссе:

1. Что такое культура каждый понимает по-своему.

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

4. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

«ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

Цель занятия:закрепить представления о видах культуры и основных объектах культурного наследия.

Задачи:

1. актуализировать представления о культурном наследии, его значении для сохранения цивилизации в целом и конкретного этноса, связать имеющиеся представления с практической деятельностью в сфере туризма и гостеприимства.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового и национального культурного наследия как основы для культурного туризма.

3. создавать условия для развития национального самосознания, чувства гордости за культурное наследие нации и сопричастности к его популяризации и сохранению.

Формы работы на занятии:

1. Темы презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Культурное наследие моей малой родины Доклад (мультимедийная презентация) о культурном материальном и/или духовном наследии конкретного региона (города, местности, семьи и т.д.)
Государственная политика Республики Беларусь в сфере сохранения культурного наследия Доклады об особенностях политики Республики Беларусь по вопросам охраны культурного наследия; акциях, программах и проч. проектах, способствующих сохранению культурного наследия
Программы ООН (ЮНЕСКО) по охране всемирного культурного наследия (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/cultural_heritage_conv.shtml). Доклады о существующих программах, направленных на охрану, поддержание и развитие объектов всемирного культурного наследия
Объекты, внесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО (список: http://whc.unesco.org/ru/list/) Доклад (мультимедийная презентация) о конкретном объекте всемирного наследия

2. Темы эссе:

1. Наследие моего рода.

2. Что останется после нас?

3. Причины разрушения мирового культурного наследия.

Литература к теме:

1. Артюшевская, С.В. Модель подготовки менеджера по культурному наследию и туризму: учеб. пособие / С.В. Артюшевская, А.Н. Колбаско. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2003.

2. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

«КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ»

Цель занятия:закрепить представления об основных разновидностях культурного туризма, его целях и задачах.

Задачи:

1. актуализировать представления о культурном туризме, его значении и задачах, связать имеющиеся представления с практической деятельностью в сфере туризма и гостеприимства;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового и национального культурного наследия как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития творческого потенциала студентов в ходе выполнения творческого задания.

Формы работы на занятии:

1. Дискуссияна тему «Культура туристической деятельности» (понятия «идеал», «ценность», «норма» и «правило» в контексте туристической деятельности) (Схема 2. «Культура туристической деятельности»).

2. Защита проектакультурного туризма (Схема 1. «Проект культурного туризма»).

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

4. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

«ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА. СУБКУЛЬТУРЫ»

Цель занятия:закрепить представления об особенностях культур социальных общностей, их основных признаках и различиях.

Задачи:

1. актуализировать представления о понятии «социальная общность», «субкультура», «контркультура», «антикультура», рассмотрев их особенности и отличительные черты;

2. формировать мировоззренческие позиции при работе с конкретными культурными запросами туристов;

3. создать условия для развития творческого потенциала студентов в ходе выполнения творческого задания.

Формы работы на занятии:

1. Темы презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Современные субкультуры Доклад (мультимедийная презентация) по одной выбранной субкультуре. В ответе отразить: - исторические предпосылки зарождения данной субкультуры; - историческую справку о ходе развития данной субкультуры; - отличительные особенности, характеризующие данную субкультуру; - ареол распространения; - ситуацию развития данной субкультуры на сегодняшний день; - примеры.
Особенности культуры социальных общностей в современном мире Особенности и сравнительная характеристика культур социальных общностей, примеры

2. Темы эссе:

1. Городская культура: ее отличительные характеристики.

2. Мое восприятие современной культуры.

3. Моя субкультура.

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

4. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ.

КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ И СТИЛИ»

Цель занятия:закрепить представления об основных культурных эпохах и стилях, признаках и идеях художественных стилей.

Задачи:

1. актуализировать представления о художественных стилях памятников мировой культуры, их значении для развития культурно-познавательного туризма;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового культурного наследия как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса на основе культурологического знания.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Теория культуры».

2. Темы презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Сравнительная характеристика типологий культуры Представить в докладе (мультимедийной перезентации) сравнительный анализ типологий культуры: - историческую справку возникновения; - представить авторов; - продемонстрировать особенности и отличительные черты; - проследить в динамике изменения и проч.
Характеристика культурных эпох и стилей Провести сравнительный анализ (проследить эволюцию) культурных стилей разных эпох, дать им характеристику, привести примеры

3. Темы эссе:

1. Что такое стиль.

2. Признаки стиля в культуре.

4. Командная работа по составлению схемы «Признаки стиля в культуре»: проанализировать и определить внешние, характерные, типичные и неповторимые стилевые признаки в культуре разных стран.

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

4. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОСТИ»

Цель занятия:закрепить представления о стилях, их идеях и признаках стилей первобытной культуры.

Задачи:

1. актуализировать представления о художественных стилях памятников мировой первобытной культуры, их значении для развития культурно-познавательного туризма;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового культурного наследия первобытной эпохи как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития художественного вкуса и кругозора на основе образцов первобытного искусства.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры первобытности».

2. Темы презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Памятники первобытного изобразительного искусства, декоративного искусства, скульптуры Доклад (мультимедийная презентация), посвященный особенностям: - первобытного изобразительного искусства (графика, рисунки и силуэты), роспись пещер Ориньяка; рисунки в пещерах Ле-Комбатель и Ля-Мут, «картинные галереи» Фон де Гом и Альтамиры и пр.). - первобытной скульптуры (барельефы, профильные контуры и пр., палеолитические «венеры»); - декоративного искусства первобытности.
Идеи и признаки стилей первобытной культуры различных исторических эпох: палеолитической, мезолитической и неолитической. Доклад (мультимедийная презентация), посвященный особенностям одного из трех первобытных стилей  

3. Темы эссе:

1. Признаки первобытной культуры в современном мире.

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Верман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия), т.1. / К. Верман – М.: Искусство, 2000.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Цель занятия:закрепить представления о культуре и памятниках древних цивилизаций, их основных особенностях.

Задачи:

1. актуализировать представления о культуре древних цивилизаций, их общих чертах и различиях;

2. формировать представления о вкладе древних цивилизаций в мировую культуру и развитие культурного туризма;

3.создавать условия для развития художественного вкуса и кругозора при восприятии памятников древних цивилизаций.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры древних цивилизаций».

2. Темы презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Памятники культуры древних цивилизаций Латинской Америки. – культура майя/ацтеков/тольтеков/инков в целом; – архитектура одной из цивилизаций мезоамерики (общий обзор, типы сооружений, отличительные черты, примеры); – подробный разбор какого-либо памятника архитектуры; – скульптура/живопись древних цивилизаций мезоамерики; – утварь и украшения из золота культуры инков; – нематериальная культура цивилизаций мезоамерики: мифология, традиции, игры, музыка и т.д.
Памятники культуры шумерской и ассирийской цивилизации. – памятники шумерской или ассирийской культуры; – сравнительный анализ шумерской и ассирийской культур.
Памятники культуры государства Урарту. Особенности культуры в целом, или отдельных памятниках государства Урарту.
Памятники культуры Междуречья – Вавилон. Особенности культуры в целом, или отдельных памятниках.
Памятники культуры древнеегипетской цивилизации. – архитектура Др.Египта в целом (эволюция стилей, классификация и общая характеристика памятников), или подробное рассмотрение отдельного памятника архитектуры; – скульптура и живопись Др.Египта (виды сюжетов, наиболее яркие примеры); – памятники декоративно-прикладного искусства (предметы мебели, украшения, домашняя утварь и т.д.); – мифология Др.Египта.
Памятники культуры древнего Китая. – архитектура Др.Китая в целом (отличительные черты, типы сооружений, примеры памятников), или подробное рассмотрение отдельного памятника архитектуры; – живопись Др.Китая (жанры, наиболее яркие примеры); – памятники декоративно-прикладного искусства (резьба по камню, резьба по лаку, бронзовое литье, керамика и т.д.).
Памятники культуры древней Индии. – архитектура Др.Индии в целом (отличительные черты, типы сооружений, примеры памятников), или подробное рассмотрение отдельного памятника архитектуры; – скульптура и живопись Др.Индии (виды сюжетов, наиболее яркие примеры); – памятники декоративно-прикладного искусства (предметы одежды, украшения, домашняя утварь и т.д.); – нематериальная культура Др.Индии (мифология, традиции, праздники и т.д.);
Памятники культуры древней Японии. – архитектура Др.Японии в целом (отличительные черты, типы сооружений, примеры памятников), или подробное рассмотрение отдельного памятника архитектуры; – садово-парковое искусство Японии; – живопись и гравюра в культуре Др.Японии (жанры, направления, примеры); – памятники декоративно-прикладного искусства (традиционная одежда, украшения, керамика, домашняя утварь и т.д.); – нематериальная культура Др.Японии (мифология, традиции, праздники и т.д.);
Памятники древнеарабской культуры. Доклад (мультимедийная презентация) об особенностях культуры в целом, или отдельных памятниках.

3. Темы эссе:

1. Моя версия гибели культур древнейших цивилизаций

2. Восток – дело тонкое…

Литература к теме:

4. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

5. Верман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия), т.1. / К. Верман – М.: Искусство, 2000.

6. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ АНТИЧНОСТИ»

Цель занятия:закрепить представления о динамической характеристике культуры античности и признаках стилей в памятниках античной культуры различных периодов.

Задачи:

1. актуализировать представления о художественных стилях памятников античной культуры, их значении для развития культурно-познавательного туризма;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении культурного наследия античности как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития художественного вкуса и кругозора на основе образцов искусства античной эпохи.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры античности».

2. Темы презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Памятники античной культуры:
Крито-микенского периода Доклад (мультимедийная презентация) должен включать в себя: - характерные признаки; - идея стиля; - отличительные особенности; - ареол и время распространения; - классические представители и т.д.
Гомеровского периода
Архаического периода
Классического периода
Эллинистического периода
Римского периода

3. Темы эссе:

1. Признаки античной культуры в современности.

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Верман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия), т.1. / К. Верман – М.: Искусство, 2000.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

Цель занятия:закрепить представления об основных особенностях памятников культуры средневековья.

Задачи:

1. актуализировать представления о культурной эпохе и стилях средневековья;

2. формировать умение распознавать и классифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей культуры средневековья;

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры средневековья.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры средневековья».

2. Темы презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Памятники византийской культуры. – общая характеристика стиля, идея и признаки; – храмы Равенны и Никеи; – собор Святой Софии (Стамбул); – византийские мозаики и иконопись.
Памятники романского стиля. – общая характеристика стиля, идея и признаки; – придворные замки и монастыри Испании, Италии, Германии, Франции, Великобритании и др.; – рассмотрение отдельного памятника романского стиля; – рыцарская культура (особенности, этикет, соревнования).
Памятники готического стиля. – общая характеристика стиля, идея и признаки; – памятники ранней готики; – памятники зрелой (высокой готики); – памятники поздней (пламенеющей) готики; – гражданская архитектура и ратуши в готическом стиле; – готическая скульптура; – подробное рассмотрение отдельного памятника – примера готического стиля.
Рыцарские и монашеские ордена средневековой Европы. Доклад (мультимедийная презентация) об одном из монашеских орденов средневековой Европы: история, направления деятельности, вклад в развитие средневековой культуры.
Сравнительный анализ стилей средневекового искусства. Сравнение любых двух стилей средневекового искусства: сходства и отличия, характерные черты, формы, элементы.
Памятники средневековой культуры в Беларуси – средневековые замки и крепости в Беларуси; – памятники культовой архитектуры (средневековые храмы).

3. Темы эссе:

1. Готика – вершина средневековой архитектуры.

2. Готика – возвращение стиля.

3. Жизнь средневекового города.

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Верман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия), т.1. / К. Верман – М.: Искусство, 2000.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Цель занятия:сформировать представления об основных особенностях памятников культуры эпохи Возрождения (Ренессанса).

Задачи:

1. формировать представления о культурной эпохе и стилях Ренессанса (ХIV – ХVI вв.);

2. учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей эпохи Возрождения;

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры эпохи Возрождения.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры эпохи Возрождения».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Памятники культуры эпохи Возрождения Особенности архитектуры, скульптуры и живописи от Дученто до маньеризма
Памятники культуры мастеров эпохи Возрождения Именитые мастера, их жизнь и творчество (деятельность): - архитектура; - скульптура; - живопись; - литература; - музыка; - наука.
Жемчужины Возрождения: - итальянское; - испанское; - европейское; - русское; - белорусское. Именитые мастера
Памятники архитектуры Проторенессанса: - церковь Санта Кроче и дворец Палаццо Веккьо во Флоренции (Арнольфо ди Камбио); - купол собора Санта Мария дель Фьоре и церковь Сан Лоренцо во Флоренции (Филиппо Брунеллески); - фасады церквей Санта Мария Новелла во Флоренции, Сан Франческо в Римини и Сант Андреа в Мантуе (Леон Баптиста Альберти) и др.
Скульптура и живопись Проторенессанса Творения: - Никколо Пизано; - Пьетро Каваллини; - Джотто и др.
Культура Раннего Возрождения - творчество Лоренцо Гиберти; - фрески Сикстинской капеллы в Ватикане; - полотна Сандро Боттичелли; - полиптих в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции; - росписи капеллы Бранкаччи Мазаччо и пр
Скульптура и живопись эпохи Высокого Возрождения Творения: - Донателло; - Джорджо Вазари; - Бенвенуто Челлини; - Микеланджело Буанарроти и др.
Памятники архитектуры эпохи Высокого Возрождения: - собор Святого Петра в Риме; - монастырь Сан-Пьетро ин Монторио в Риме; - двор бельведера в Ватикане; - церковь Санта-Мария делле Грация в Милане и др.
Живопись эпохи Высокого Возрождения Творения: - Рафаэля Санти; - Леонардо да Винчи и др.
Архитектура эпохи Позднего Возрождения Творения Андреа Палладио.
Живопись эпохи Позднего Возрождения Полотна: - Джорджоне; - Паоло Веронезе; - Тинторетто; - Тициана и др.
Памятники культуры Северного Возрождения Живопись и графика - Альбрехта Дюрера; - М. Грюневальда; - Лукаса Кранаха Старшего; - А. Альтдорфера; - Г. Гольбейна Младшего; - Ганса Бальдунга. Скульптура: - Т. Рименшнейдера; - Ф. Штоса; - А. Крафта и пр.

3. Темы эссе:

1. Роль личности в культуре Ренессанса.

2. Признаки Ренессанса в современной культуре.

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Карсавин, Л.П. Культура Средних веков / Л.П. Карсавин. – М.: Книжная находка, 2003.

3. Качановский, В.В. История культуры Западной Европы / В.В. Качановский. – Минск: Экоперспектива, 1998.

4. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

5.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Цель занятия:сформировать представления об особенностях памятников культуры эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.).

Задачи:

1. формировать представления о культурной эпохе и стилях эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.);

2. учить распознавать и квалифицировать объекты эпохи Просвещения по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм;

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры эпохи Просвещения.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры эпохи Просвещения».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Памятники мировой культуры в стиле барокко. Архитектура барокко: – памятники барокко в Италии; – памятники барокко в России (дворцы в Санкт-Петербурге и окрестностях – Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф; барочные соборы и монастыри); – дворцово-парковый комплекс Версаля; – памятники барокко в Беларуси; – творчество Д. Бернини, Ф.Борромини, Б.Ф.Растрелли, Ж.Ардуэн-Мансара, Скульптура барокко: – творчество Д.Бернини; Живопись барокко: – творчество П.П.Рубенса, Караваджо, Рембрандта, Я.Вермеера, Музыка барокко: – жанры, особенности, отличительные черты музыки барокко; – творчество И.С.Баха, А.Вивальди, Г.Ф.Генделя; Садово-парковое искусство барокко; Декоративно-прикладное искусство барокко (предметы одежды, украшения, мебель и др.).
Памятники мировой культуры в стиле рококо. Архитектура рококо: – памятники рококо во Франции, Германии (баварское рококо), России, Португалии; – Гатчинский дворец, Ораниенбаум; Живопись рококо: – творчество Ф. Буше, А. Ватто, Ж.О. Фрагонара, Н.Ланкре; – портретная живопись Антропова и Рокотова; Музыка рококо: – жанры, особенности, отличительные черты музыки рококо; – творчество «великиъ французских клавесинистов» Ф.Куперен и Ж.Ф. Рамо Декоративно-прикладное искусство рококо (фарфор, одежда, украшения, мебель и др.).
Памятники мировой культуры в стиле классицизма. Архитектура классицизма: – памятники классицизма во Франции, России – творчество А.Ринальди; – памятники архитектуры классицизма в Беларуси; – памятники классицизма в США; – стиль ампир во Франции; – стиль ампир в России; Скульптура классицизма: – творчество А. Канова; Живопись классицизма: – творчество К. Лоррена, Н.Пуссена, Энгра, К.Брюллова; Литература классицизма: – жанры, особенности, отличительные черты литературы классицизма; – творчество Вольтера; – творчество И.В. Гёте и Ф.Шиллера; – литература классицизма в России; Музыка эпохи классицизма: – мастера венской классической школы: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен.

3. Темы эссе:

1. Парадоксы стилей в памятниках культуры эпохи Просвещения.

2. Признаки стилей культуры эпохи Просвещения в современности.

3. Дворцовый этикет эпохи Просвещения.

4. Современная интерпретация произведений «трех венских классиков» (Гайдна, Моцарта, Бетховена).

5. Возрождение ампира в XX в. – «сталинский ампир» в СССР.

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна: концепции, направления, мастера / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. – СПб.: Питер, 2000.

3. Усовская, Э.А. Постмодернизм: учеб. пособие для вузов / Э.А. Усовская. – Минск: ТетраСистемс, 2006.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12

«Памятники культуры XIX–XX века»

Цель занятия:сформировать представления об основных особенностях памятников культуры XIX и ХХ веков.

Задачи:

1. формировать представления о культурной эпохе и стилях, доминирующих в искусстве XIX–XX вв.

2. учить распознавать и квалифицировать объекты культурного наследия данного периода по признакам, характерным для художественных стилей XIX–XX вв.

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры XIX–XX вв.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры XIX–XX вв.».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:

Тема Примечания
Памятники культуры Романтизма. Романтизм в архитектуре: – неороманский стиль; – неоготический стиль; – «замковый романтизм» в Германии XIX в.; – национальный романтизм в Финляндии. Романтизм в живописи: – идеи и особенности живописи романтизма; – творчество Э.Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя. Романтизм в литературе: – мифологические мотивы в литературе, творчество В.и Я. Гримм, Гофмана; – английский романтизм, творчество Байрона, Шелли и др.; – французский романтизм: В.Гюго, Ж.Санд и др.; – русский романтизм, творчество М.Ю.Лермонтова. Романтизм в музыке: – жанры, направления и особенности стиля; – творчество Ф.Шуберта, Ф.Шопена, И.Брамса, Р.Шумана; – русский романтизм в музыке: П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка и др.
Памятники культуры Модерна. – направления и особенности модерна в архитектуре; – архитектура модерна в Бельгии, Франции, Испании, Чехии, России и др.; – памятники модерна в Москве; – творчество Антонио Гауди: Саграда Фамилия, Каса Бальо, Каса Мила, и пр.; – элементы восточной культуры в искусстве модерна; – декоративно-прикладное искусство модерна: ювелирное мастерство, одежда, мебель, витражи, мозаики, керамика и др. – стиль ар-деко в искусстве.
Живопись XIX – XX вв. – символизм в живописи; – творчество Г.Климта, М.А.Врубеля, Л.Бакста, А.Мухи и др.; – импрессионизм (К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар); – творчество русских художников «передвижников» (И.Шишкин, В.Суриков, В.Поленов, И.Крамской, И.Репин, В.Маковский, И.Левитан, В.Серов и др.); – экспрессионизм (Э.Мунк); – абстракционизм (творчество В.Кандинского, П.Мондриана); – супрематизм (творчество К.Малевича); – кубизм (творчество П.Пикассо); – сюрреализм (творчество С.Дали, Х.Миро, Ф.Кало); – фовизм (А.Матисс); – постимпрессионизм (П.Сезанн, В. Ван Гог, Гоген); – поп-арт (Э. Уорхол); – оптическое искусство (оп-арт); – творчество белорусских художников XIX–XX вв.
Модернизм в музыке – музыкальный импрессионизм (Эрик Сати, Клод Дебюсси, Морис Равель); – музыкальный экспрессионизм («вторая венская школа», атональная музыка).
Памятники культуры XX в. Архитектура модернизма: – работы Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и пр.; – архитектура Ле Корбюзье: «дом как машина для жилья»; Стили архитектуры XX в.: – органическая архитектура; – памятники конструктивизма в мире и в Беларуси; – стиль хай-тек; – деконструктивизм в архитектуре; – промышленная архитектура; – творчество современных архитекторов: Френк Гери, Норман Фостер, Заха Хадид, Жан Нувель, Сантьяго Калатрава; – современная архитектура Беларуси. Музыкальные стили XX века.
Особенности стилей культуры XX в. Анализ и сравнение любых двух стилей в архитектуре, живописи, литературе, музыке.

3. Темы эссе:

1. ХIХ век – век перемен…

2. Мой город – свидетель культуры ХIХ века.

3. Эклектика в художественной культуре второй половины XIX в.

4. Декаданс как культурное явление конца XIX века.

5. Техногенная цивилизация в искусстве конца XIX века (башня Г. Эйфеля).

6. Мой город – свидетель культуры ХХ века.

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

3. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13

«Теория и практика музееведения»

Цель занятия:сформировать представления о музее как средстве сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, а также об основных характеристиках музееведения как отрасли культуры и науки.

Задачи:

1. формировать представления о значении музеев в деле сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, его роли и возможностях в развитии культурно-познавательного туризма.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении истории, методологии, практики музееведения.

3. создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейному делу как составляющей туристического продукта.

Формы работы на занятии:

1. Разработка проектаспециализированного программного музейного туризма (Схема 3. «Проект специализированного музейного туризма»).

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:деятельность музеев мира (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из предложенных музеев, Схема 4. «План презентации музея»).

Литература к теме:

1. Артюшевская, С.В. Модель подготовки менеджера по культурному наследию и туризму: учеб. пособие / С.В. Артюшевская, А.Н. Колбаско. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2003.

2. Дукельский, В.Ю. Музейный туризм: соблазн или панацея? / В.Ю. Дукельский // Музей и туризм. – Петрозаводск: Карел-пресс, 2002.

3. Никишин, Н.А. Культурный туризм как технология управления региональным развитием / Н.А. Никишин. – Петрозаводск: Карел-пресс, 2002.

4. Пирожник, И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве: учеб. пособие / И.И. Пирожник. – Минск: Министерство образования и науки Республики Беларусь, БГУ, 1996.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14

«Возникновение музеев. Музейный туризм»

Цель занятия:сформировать представления об основных характеристиках и роли предшествующих музею форм; сформировать представления об основных особенностях музейного туризма, его характеристиках, возможностей развития.

Задачи:

1. формировать представления о значении музейного туризма для сохранения и продвижения объектов мирового и национального культурного наследия, а также о значении протомузейных форм в развитии музея.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении истории появления, развития и трансформации музея.

3. создавать условия для развития познавательного интереса к музею и музейному делу как составляющей туристического продукта, а также условия для развития чувства сопричастности к миссии сохранения объектов культурного наследия посредством музеев и музейного туризма.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по темам «Теория и практика музееведения», «Возникновение музеев», «Музейный туризм».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:деятельность музеев мира (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из предложенных музеев, Схема 4. «План презентации музея»).

3. Темы эссе:

1. Новые формы работы с посетителем в музейном туризме.

2. Зачем нужен «музейный менеджмент».

3. Музейный туризм: куда бы я поехал только ради посещения музея?

Литература к теме:

5. Артюшевская, С.В. Модель подготовки менеджера по культурному наследию и туризму: учеб. пособие / С.В. Артюшевская, А.Н. Колбаско. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2003.

6. Дукельский, В.Ю. Музейный туризм: соблазн или панацея? / В.Ю. Дукельский // Музей и туризм. – Петрозаводск: Карел-пресс, 2002.

7. Никишин, Н.А. Культурный туризм как технология управления региональным развитием / Н.А. Никишин. – Петрозаводск: Карел-пресс, 2002.

8. Пирожник, И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве: учеб. пособие / И.И. Пирожник. – Минск: Министерство образования и науки Республики Беларусь, БГУ, 1996.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15

«Организация деятельности музея»

Цель занятия:сформировать представления об основных характеристиках и роли предшествующих музею форм; сформировать представления об основных особенностях музейного туризма, его характеристиках, возможностей развития.

Задачи:

1. формировать представления о значении музейного туризма для сохранения и продвижения объектов мирового и национального культурного наследия, а также о значении протомузейных форм в развитии музея.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении истории появления, развития и трансформации музея.

3. создавать условия для развития познавательного интереса к музею и музейному делу как составляющей туристического продукта, а также условия для развития чувства сопричастности к миссии сохранения объектов культурного наследия посредством музеев и музейного туризма.

Формы работы на занятии:

1. Защита проектов специализированного программного музейного туризма (Схема 3. «Проект специализированного музейного туризма»).

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:деятельность музеев мира (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из предложенных музеев, Схема 4. «План презентации музея»).

3. Темы эссе:

1. Мое посещение знаменитого музея.

2. Я поведу тебя в музей...

3. Музейные технологии сегодня и завтра.

Литература к теме:

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.

3. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16

«Музейная педагогика»

Цель занятия:сформировать представления о музейной педагогике, как специфической педагогической деятельности музея, направленной на решение просветительных, образовательных и воспитательных задач.

Задачи:

1. формировать представления о педагогической деятельности музея, ее значении в просвещении, образовании и воспитании.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении необходимости грамотного и творческого подхода в решении задач музейной педагогики.

3. создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейной педагогике как составляющей туристической деятельности.

Формы работы на занятии:

1. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:деятельность белорусских музеев (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из белорусских музеев по плану Схемы 4. «План презентации музея»).

2. Разработка воспитательного мероприятия в музее по заданному плану для конкретной аудитории (по возрасту, семейному статусу и т.д.).

План-конспект воспитательного мероприятия в музее:

1. Название мероприятия.

2. Форма проведения мероприятия.

3. Место проведения (музей, зал или помещение музея).

4. Время проведения.

5. Цель мероприятия.

6. Задачи:

- образовательная (научить созерцать и давать оценку…, передать знания о …, сформировать представления о…, сообщить, заинтересовать и пр.);

- воспитательная (создавать условия для развития: интереса к…, чувства сопричастности к…, гордости за…, патриотических чувств и пр.);

- развивающая (стимулировать интерес к …, побуждать к собственному творчеству, рефлексии на тему…и пр.).

7. Последовательность проведения:

- организационный момент (знакомство, сообщение темы и правил поведения в ходе мероприятия и пр.);

- вступительная часть (введение в тему, предыстория вопроса, изучение уровня знаний с помощью вопросов и пр.);

- основная часть мероприятия (перечислить все виды деятельности, распределить их последовательно, хронометрировать);

- заключительная часть (подведение итогов, групповая рефлексия, ответы на вопросы и пр.)

8. Материалы (основные и дополнительные, оборудование)

9. Использованная литература или иные источники.

Литература к теме:

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.

3. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.

17. «Музеи Республики Беларусь»

Цель занятия:сформировать представления об основных характеристиках музейной сети Республики Беларусь.

Задачи:

1. формировать представления о музейной сети Республики Беларусь, перспективах ее развития, новых видах музейных учреждений.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении необходимости грамотного подхода в устройстве деятельности музея.

3. создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейному делу как составляющей туристической деятельности.

Формы работы на занятии:

1. Итоговый программированный контроль по темам «Организация деятельности музея», «Музейная педагогика».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:деятельность белорусских музеев (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из белорусских музеев по плану Схемы 4. «План презентации музея»).

3. Темы эссе:

1. Мой любимый белорусский музей.

2. Символ Беларуси – это…

3. Мой город в истории и история моего города.

Литература к теме:

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.

3. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.

4. www.museum.by

5. www.etominsk.land.ru/muzeum-minsk.htm

6. sinfo.net.ru/sites/category/103/message/236/

7. litmuseums.iatp.by/

Наши рекомендации