Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: обеспечить становление компетенций, необходимых для осуществления психолого-педагогической деятельности в образовательных организациях.
Задачи дисциплины:
- освоение студентами системы понятий современной психодидактики;
- формирование у студентов способов сопоставительного анализа образовательных концепций с точки зрения их развивающего потенциала;
- формирование у студентов умений описывать и объяснять педагогические явления, оценивать различные варианты решения профессиональных педагогических задач;
- освоение студентами способов взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса;
- становление мотивации к осуществлению педагогической деятельности;
- содействие развитию исследовательской позиции будущего педагога;
- развитие способности к профессиональной саморефлексии и самовоспитанию.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психодидактика» входит во второй модуль «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий», является базовой дисциплиной модуля и изучается в I семестре. В процессе освоения дисциплины формируются основы научно-психологического знания и профессионального мышления будущих магистров. Содержание этой дисциплины будет востребовано при изучении психологических и педагогических дисциплин, изучаемых в рамках программы подготовки магистров «Педагогика и психология образования» по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.
Изучение дисциплины предполагает достаточный общеобразовательный уровень студентов, знания анатомии и физиологии человека, основ философии, общей психологии и сформированность базовых умений работы с текстом.
Необходимым условием обучения по данной дисциплине является успешное освоение дисциплин: Социальная психология образования, Организация профессиональной психолого-педагогической деятельности, Технология развития креативности обучающихся.
Данная дисциплина проходит одновременно с дисциплинами: Методология и методы научного исследования, Социализация и индивидуализация в реализации образовательных программ, Педагогическая антропология, Психология индивидуализации обучения и развития, Социально-психологические закономерности развития детско-взрослых сообществ.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);
- владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);
- способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
- готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук;
- способы решения профессиональных проблем на основе представлений об их социоэкономической и культурно-исторической обусловленности;
- основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования;
- специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания;
- технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере;
- имеет представление о структуре, закономерностях развития образовательной среды;
- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;
- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению;
- виды активных методов обучения и специфику их применения.
Уметь:
- применять методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- выявлять и анализировать объекты и процессы с точки зрения социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения;
- выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения;
- использовать современными технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода;
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;
- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;
- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды;
- применять активные методы в обучении различных категорий обучающихся.
Владеть:
- способностью целесообразно и своевременно использовать методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- навыками оценивания социально-значимых проблем и процессов применительно к своей деятельности на основе представлений об их социоэкономической и культурно-исторической обусловленности;
- опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода;
- основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи;
- методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды;
- опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды;
- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды;
- навыками использования активных методов в обучении различных категорий обучающихся.