Добровольность и взаимная заинтересованность в занятиях Школы.
Работая в соответствии с годовым планом, Программой развития дошкольного учреждения, педагогический коллектив, медико-психологическая служба детского сада находится в творческом поиске инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих вовлечь родителей в активное воспитательно-образовательное пространство.
Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получили удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?
На наш взгляд, психолого-педагогический состав Школы нашёл ответы на эти вопросы, определив этапы последовательности в выборе приоритетов (направлений) взаимодействия с родителями будущих первоклассников.
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности через специальные семинары-практикумы «Обучение грамоте», «Развитие мелкой моторики»; памятки и буклеты для родителей по вопросам адаптации к школе и подготовки к успешному обучению; групповые консультации; индивидуальные беседы; тесты для родителей; тематические журналы – альманахи, выпускаемые в дошкольном учреждении, «Будущий первоклассник», «Будущие первоклассники – сегодня»; родительские уголки.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий: участие родителей в экскурсии по школе с детьми, проведение КВН между первоклассниками и дошколятами «Сказка ложь, да в ней намек…», совместное проведение Масленицы с детьми.
Предоставление родителям возможности посещения занятий в 1-х классах и общения с учителями начальной школы.
Побуждение родителей, участников Школы, к практической помощи в организации фотовыставок, изготовлении видеороликов и слайдовых видеопрезентаций, выпуска газет и альманахов.
Использование деловых и ролевых игр педагогического содержания, способствующих раскрепощению родителей и усиливающих эффективность усвоения психолого-педагогических знаний, успешность приобретения навыков правильного взаимодействия с будущим первоклассником.
· отсутствие формализма в организации работы с семьей –открытостьсада, стремление педагогов не избегать «живого общения», полная информированность родителей об условиях жизни ребенка в детском дошкольном учреждении, высокий уровень психолого-педагогической культуры педагогов, разнообразие тематики и форм проведения собраний, учет мнения и пожеланий родителей при организации мероприятий.
· обеспечение своевременной диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Количество проведенных мероприятий с родителями говорит о том, что они активнее стали включаться в решение задач по подготовке детей к школе. Качество работы Школы оценивается родителями в ходе анкетирования Последний опрос по оцениванию деятельности Школы в мае 2010 года, свидетельствует о том, что 94% родителей дают положительную оценку работе Школы и детского сада в целом.
Формы организации работы
Психологические тренинги. Тренинг помогает улучшить взаимопонимание в семье, повысить взаимное доверие между родителями и детьми. В результате прохождения тренинга родители:
· узнают о возрастных особенностях детей, эффективных способах воспитания (похвала и критика, переговоры и договоры с детьми, как использовать свои чувства во благо при воспитании, делегирование ответственности ребенку и др.);
· научатся понимать детские сигналы, причины и цели «плохого» поведения (агрессия, страхи, протесты, негативизм, замкнутость, конфликтность, девиации) и корректировать их;
· смогут пройти путь к принятию своего ребенка, его особенностей; пониманию, зачем им нужен ребенок, зачем они нужны ребенку;
· приобретут навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
· осознают стереотипы своего поведения, семейные воспитательные сценарии, переданные «по наследству» из родительской семьи: вспомнят, как было самим быть ребенком в семье;
· поймут и прочувствуют выражение «Воспитание с радостью».
Практикумы. Семинары-практикумы проводятся с целью построения эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. Для проведения можно рекомендовать следующие темы семинаров-практикумов: «Пальчиковые игры», «Сухой бассейн», «Пальцеход», «Нитяные узоры», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов-воспитателей-родителей»
Решение педагогических ситуаций. Оценка общения педагогов и родителей помогла администрации дошкольного учреждения провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей. Обеспечение правильного стиля общения с семьей, родительской общественностью требует от воспитателя коммуникативных умений.
Родительско - педагогическое рефлексирование и пропаганда положительного опыта семейного воспитания. Девизом реализации этой формы взаимодействия с родителями могут стать слова В.А.Сухомлинского: «Я твердо убежден, что семья -это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция педагогов всегда будет сводится к перевоспитанию». На наш взгляд, дошкольное учреждение и все его структурные подразделения, в том числе и «Школа для родителей будущих первоклассников», должны помогать одним родителям тиражировать уникальный опыт семейного воспитания, другим родителям, не имеющим подобного опыта предоставлять возможность, перенимать его и адаптировать к своей семье. Условия для этого есть в каждом дошкольном учреждении, а формы позиционирования могут быть различными, среди которых особо следует выделить инновационные: использование компьютерных презентаций о семье, предоставление возможности публикации семейного опыта подготовки детей к обучению в школе на страницах журналов и газет, выпускаемых дошкольным учреждением, размещение информации на сайте дошкольного учреждения. Сайт дошкольного учреждения позволят родителям задать вопрос любому специалисту и получить на него исчерпывающий ответ, советы и рекомендации.