Вот и получается простой винегрет!
Предложений - 10. Глаголов - 6. Но в инструкции их количество и не оговорено. Другое дело, что слово "покоситься" не могло вырасти на дереве с корнем кас/кос (касаться, коснуться и пр.). Оно с другим корнем -кос (косой, косить и пр.). И никакого чередования гласной в этом корне нету. А есть безударная гласная, которая к тому же проверяется ударением... Ага, вот они, мои нововведения, где всплыли! В учебнике традиционно - кас/косН! Некорректно: Н ведь кусок очень даже узнаваемого и продуктивного суффикса НУ (однократность действия) - вот я и лишила детей этой подсказки... Ладно. Спасибо, Ксюша, за ошибку - ты подарила нам возможность в этом месте копнуть поглубже. Завтра можно, например, предложить детишкам по эстафете побегать к доске и попририсовывать листочки-слова на оба дерева - и с корнем кос, и с корнем кас/кос. А потом предложить поискать недоразумения - "огурцы на баобабе", как назвали в классе слова, которые "не с этого дерева".
Вот, например, еще один "огурец" из Ксюшиного диктанта - отмерить (мерка, замерять и пр.). Тут корень мер. Это слово не могло вырасти на дереве с корнем мер/мир (замирать, умер и пр.). А еще есть корень мир (примирять, мириться и пр.). Вот так удача! Вот завтра с этими тремя корнями и покувыркаемся. А потом все три дерева появятся у каждого в личном "гербарии-корнярии" (см. главу "Неотложка для грамотеев").
А вот что получилось у Веры Л.:
ЗАНЯТИЕ СНИКЕРСЕНКА. На одной никому не известной планете Сникерс жил и живет сейчас сникерсенок (он сам себя так называет). Он живет совсем один, не считая ста буряк, двухсот панафутиков, трехсот фрюколбасиков и нескольких тысяч швюриков (они самые частые).
Он очень аккуратный. Весь день суматоха: он чистит, моет, все время что-то убирает, обратно кладет, протирает кратеры, потом подбеливает в них лаву. Уложит спать всех буряк, панафутиков, фрюколбасиков и швюриков (на что у него уходит шесть часов) и сам ложится спать.
Наутро начинается новая ссора: мол, какой-то там буряк выбросил любимые шортики швюрика в ближайшую лаву. Тут опять сникерсенок все быстренько наладит, шортики швюрика выловит, померяет и шутку какую-нибудь придумает, чтобы посмеяться немного.
Ой, пора еду готовить! Пойдет сникерсенок, покосит рожь, протрет, гляди - и еда готова!
Вот что значит жить на Сникерсе: сплошная уборка, стирка и готовка!
Предложений - 10. Отлично. Вот только у Веры те же "огурцы" - покосит и померяет. Неспроста. Может, Ксюша с Верой посовещались? Так или иначе, а узкое, значит, это место. Тем более надо бы его раскрутить...
Очень я люблю всякие омо-: омофоны, омографы, омонимы, омоформы, - то, что и одинаковое, и разное. Вот омофоны примерять и примирять. Корни безударные, поэтому слышится одно и то же. Пишу их на доске и нумерую: 1, 2. Хорошо бы, чтоб ребята теперь в паре с соседом по парте предложения с одним из этих слов (с каким хотите) придумали, а потом по очереди это предложение вместе произносили бы. С тем чтобы слушатели каждый раз опознавали, с каким словом то или иное предложение - с первым или со вторым...
Кто последний?
Следующий шаг - читка на "завалинке" (о ней см. в главе "Каллиграфия") своего текста. С тем чтобы класс на слух мог определить, во-первых, есть ли в нем слова с нужными корнями, во-вторых, не зашкаливает ли количество предложений, в-третьих, членораздельно ли звучит текст.
Случалось, что автор "заваливался" - не мог и первое предложение дочитать до конца: либо написано "левой задней", либо так: "моя твоя не понимай". Что ж, жаль. Но раз сам себя прочитать не можешь, диктовать и подавно. Перепиши еще раз, порепетируй, выходи на завалинку снова. Диктовать диктант классу было престижно, поэтому выходили. Со второй попытки текст обычно утверждался (да, голосованием: не мне же его писать - не мне и утверждать!) и "где-нибудь на следующей недельке" находилось время его продиктовать.
За пару недель должно было выйти диктантиков десять (не все претендовали: это ж надо выйти на определенную степень риска!), по 10-15 минут урока на каждый. (Я так увлеклась воспоминаниями, что стала, кажется, присочинять. Со временем любая история, как известно, мифологизируется. Да простят мне мои бывшие ученики вольные-невольные фантазии, гиперболы и мифологемы!)
Помню, что к рукодельным диктантикам все относились совершенно серьезно. Новоиспеченный "учитель" деловито выходил к учительскому столу, приосанивался, прокашливался и начинал диктовку. Правда, остальным роль "почтительно ожидающих следующего предложения учеников" удавалась не всегда. "Ксюшка, медленней!" - прорывалось там и сям, своим исключением из правил их подтверждая.
К
Настоящей игре у детей - и младших, и старших - всегда очень серьезное отношение. И взрослому, который предлагает игру, ничего не стоит обмануть детское доверие. Мне было достаточно, например, один раз взять судейство на себя, или разок самой проверить диктанты, или перепроверить авторскую проверку, или влезть в процесс диктовки со своими поправками, или продиктовать самой текст заболевшего Андрюшки, чтобы игра из подлинной стала поддавками, когда дети всего лишь подыгрывают раздухарившемуся учителю.
Чем заняться учителю, пока ученики заняты делом? Законный вопрос. Тоже делом, наверное. Если взрослому интересно и важно что-то понять про детей: про кого-то конкретно или про класс в целом, то у него есть уникальная возможность понаблюдать за тем, что происходит. Надо только справиться с одолевающим учителя педагогическим зудом и занять, по выражению В. Букатова, "светотеневую позицию".
Но вот Ксюша собрала тетрадки, и наступает самое приятное и ответственное. Дети в этом возрасте страсть как любят что-нибудь проверять. Особенно вместо домашнего задания.
Отметки я, конечно, выставляю в журнал. И я, и ребята - мы доверяем проверяльщикам. В классе налажена работа по группам, поэтому отношения между детьми дружественные и деловые, а значит, сведение счетов посредством отметок исключено.