Система образования Российской Федерации на современном этане
1) Историческое развитие (спонтанно возникали и закрывались школы, школы работали при монастырях и храмах, учителями были церковные служители, учили тому,что знали сами).
2) Под системой образованияпонимается совокупность
- - преемственных образовательных программ и государственных стандартов, различного уровня и направленности;
- - сети образовательных учреждений;
- -система органов управления.
3) Основные принципы государственной образовательной политики (сформулированы в законе РФ «Об образовании», принятом в 1992 г.)
а) Гуманистический характер образования с преобладанием общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
б) поддерживать единое культурное и образовательное пространство (пример «Ералаш» урок географии).
в) иметь светский характер (нерелигиозный) (смотри закон).
г) общедоступность образования;
д) демократический, государственно-общественный характер управления образованием
4) Государственные образовательные стандарты. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992г и дополненный в 1996 г. В нём указано, что установлены федеральные компоненты государственных стандартов, они в обязательном порядке определяют:
а) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
б) максимальный объём учебной нагрузки учащихся ;
в) требования к уровню подготовки выпускников.
5) Программы.
Образовательная программа – документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения учебного материала. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Программа состоит обычно из 3 частей:
1)-Объяснительная записка (задачи учебного предмета, воспитательные возможности, ведущие научные идеи);
2)-Собственно содержание образования ( федеральный компонент- в соответствии с Госстандартом, национально- региональный компонент, школьный компонент);
3)-Некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки ЗУН. (УМК)
Программы подразделяются на:
а) общеобразовательные (основные и дополнительные, дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования);
б) профессиональные (основные и дополнительные, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования) (см. Закон).
Учителю предоставляется право выбора программы (пример в №75 школе работают но различным программам: развивающего обучения по системе Занкова, «Гармония», «Перспективная начальная школа»).
5) Образовательные учреждения.
Типы:
-муниципальные;
-государственные;
-негосударственные;
Виды:
-дошкольные;
-общеобразовательные;
-специальные;
-дополнительные образования;
-интернаты;
-профессиональные.
В настоящее время активно развиваются гимназии, лицеи и колледжи.
6) Органы управления образованием:
а) государственные:
- министерства образования( решают такие вопросы, как разработка государственных стандартов, аттестация педагогических кадров, формирование системы образования в стране и конкретном регионе)
- органы управления образованием городские, районные
б) общественные:
- высший руководящий орган школы – конференция ( принимается Устав школы)
- в период между конференциями – совет школы(учебного заведения)
7) Формы получения образования.
-очное:
-заочное:
-вечернее (очно-заочная)
-экстернат.
Несколько лет назад обучения детей начиналось с 7 лет, затем обучение ввелось с 6 лег.
Сейчас детей принимают в школу с 7 летнего возраста. Раньше были 8-10, 11- летние школы. Сейчас обдумывается вопрос 12-ти лет обучения.
8) Непрерывность образования:
-различные учреждения:
-реализация образовательных программ;
-система дополнительного образования.
Вывод: Одна из особенностей современной системы образования – переход к государственно-общественному управлению образованием с целью объединить усилия государства, общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса. Основополагающими для образования документами являются: Закон РФ « Об образовании», Федеральная программа развития образования.