Коллективные системы обучения
Возникновение и развитие системы форм обучения: индивидуальная, индивидуально – групповая, коллективная.
Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций. А также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.
Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме. И.М. Чередов определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием. методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.
Выделяют основные формы организации обучения: индивидуальную, индивидуально – групповую, коллективную.
Современные организационные формы обучения. Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне – сменная и т.д., в том числе самообразование.
В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Развитие заочного образования. Система «открытого обучения» - модернизация системы заочного обучения.
Классификация по участию или неучастию педагога в процессе учения:
Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога. Основными формами самоучения являются: изучение литературы ( учебной, научной, художественной и.т.д.); прослушивание лекций, докладов, посещение выставок, просмотр спектаклей, посещение музеев, проведение опытов, экспериментов.
Учение с помощью педагогов, можно подразделить на индивидуализированные системы обучения и коллективные системы.
Индивидуализированные формы (системы).
- индивидуальная форма обучения, с больными детьми, при получении музыкального образования, научный руководитель аспиранта.
-индивидуально – групповая, малокомплетная школа.
Собственно индивидуализированные формы (системы), начали складываться в начале 20 века (Дальтон – план).
Коллективные системы обучения
Классно – урочная система, Я.А.Коменский:
Характерные черты
Лекционно – семинарская система обучения, начиная с 13 – 14в. рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся – студентов и отличается большой степенью их самостоятельности. Сходство с классно – урочной:
В учебные группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности, содержание делится на отдельные дисциплины.
Классификация форм обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения обучающихся с педагогом и /или учебными материалами:
Традиционный вариант – встреча с педагогом, опосредованное общение – доставка образовательных услуг на дом – дистанционное обучение, форма, отличающаяся разделенным во времени и пространстве общением педагога и ученика.. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством инструктивных материалов. Интернет – обучение, телевизионные образовательные программы.
Классификация форм обучения по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие:
- обычный, традиционный вариант: одно занятие – один педагог (учитель, преподаватель, тьютер);
- одно занятие – два и более педагогов: бинарные уроки.
Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся:
- обычный, традиционный вариант: одно занятие ведет один педагог постоянно и целиком;
- другой вариант – для проведения отдельных разовых занятий приглашаются другие педагоги (ученые специалисты), разные отделы одного и того же курса читаются разными специалистами.
Классификация форм обучения по основанию «монолог – диалог»:
- традиционный вариант – монологическое обучение: учитель, лектор говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или учение отвечает урок – учитель и все остальные слушают;
- диалогические формы занятий, в том числе интерактивные формы учения – обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. Во многих странах Европы в классах, аудиториях столы преподавателя, учителя и обучающихся расставлены подковой или кругом – так, чтобы каждый участник занятий мог видеть и разговаривать с любым другим. Клубные формы учебной работы, мастерские, гостиные.
Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий:
-стационарные занятия в одном и том же месте – в школе, университете.
- выездные занятия – экскурсии, производственная практика, воскресные школы
Классификация форм обучения по их целевой направленности:
вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: тестирование, собеседование, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимся), зачеты, экзамены, защита рефератов, самооценивание обучающимися.
Классификация форм обучения по видам учебных занятий:
Урок, лекция, семинар, лабораторная работа, консультация, конференция, практическое занятие, игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения). В свою очередь каждая из этих форм может быть классифицирована и по другим основаниям.