Подготовка занятия | Начало занятия | Основная часть | Завершение экскурсии |
- ознакомление воспитателя с объектом наблюдения - определение места наблюдения - обдумывание маршрута, расположения детей на месте экскурсии - работа с родителями (накануне предупреждаются об экскурсии, ее теме и цели - беседа с ведущим экскурсии | - заинтересовать детей - подготовить к восприятию - сообщение цели - методические приемы: загадка, стихотворение, показ предметов, обращение к личному опыту, вопрос к детям | - выделение микротем наблюдаемого - вопросы к детям – главный методический прием - сочетание всех приемов словарной работы - включение детей в активную деятельность | - закрепление полученных знаний - методические приемы: пение песни, вопросы к детям, игровой, практическая деятельность детей |
методика проведения занятий
по рассматриванию картин в разных
возрастных группах
группа | вторая младшая группа | средняя группа | старшая, подготовительная к школе группы |
1 | 2 | 3 | 4 |
используемые картины | - «Картины по развитию речи и расширению представлений» (авторы-Радина Е.И., Езикеева В.А.) - «Наша Таня» (автор-Соловьева О.И.) - «Мы играем» (автор-Батурина Е.Г.) - Некоторые из серии «Домашние животные» автор-Веретенникова С.А.) | - «Наша Таня» (автор-Соловьева О.И.) - «Мы играем» (автор-Батурина Е.Г.) - Некоторые из серии «Домашние животные» автор-Веретенникова С.А.) | - «Наши маленькие друзья» (автор- Езикеева В.А.) - «Дикие животные» (автор- Веретенникова С.А.) - «Кем быть» «Времена года» |
проведение занятия | Рассматривание картины проводится как целое занятие | Рассматривание картины проводится как целое занятие или как часть занятия (сначала картина используется для рассматривания, а впоследствии для ее описания) | Используется как часть занятия |
начало занятия | - картина вносится закрытой - главная цель: заинтересовать детей, подготовить к восприятию картины - возможные методические приемы: вопрос, рассказ воспитателя, загадка, стихотворение, песня, обращение к личному опыту детей, игровой | - сразу предлагается рассмотреть картину - рассматривание картины часто идет после чтения художественных текстов | - возможные методические приемы: напоминание, художественное слово, обращение к личному опыту детей |
ведущие приемы | 1. вопросы к детям 2. объяснение этимологии слова 3. толкование слова 4. называние слова 5. повторение слова 6. включение слова в предложение | 1 вопросы к детям 2 объяснение этимологии слова 3 толкование слова 4 называние слова 5 повторение слова 6 включение слова в предложение | 1. вопросы к детям 2. объяснение этимологии слова 3. толкование слова 4. называние слова 5. повторение слова 6. включение слова в предложение |
виды вопросов | 1. для выяснения общего смысла картины 2. для описания предметов 3. для установления связей между частями картины 4. вопросы о личном опыте детей | 1. для выяснения общего смысла картины 2. для описания предметов 3. для установления связей между частями картины 4. вопросы о личном опыте детей | 1. для выяснения общего смысла картины 2. для описания предметов 3. для установления связей между частями картины 4. для перехода за пределы изображенного 5. вопросы о личном опыте детей 6.вопросы для подбора синонимов | | | | |
рассказ воспитателя | Вводится после рассматривания картины (в конце занятия. Требования: 1. небольшой по объему 2. должен иметь завязку, в которой содержится главная мысль картины 3. о главном и существенном 4. эмоциональный (включать прямую речь, восклицания, междометия)) | В дальнейшем рассказ используется как образец при обучении рассказыванию по картине. Образец не всегда обязателен, если дети активны. | Рассказ воспитателя используется полностью или целесообразно давать описание самого трудного фрагмента картины | | | | |
Наши рекомендации