Требования к построению занятия
Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.
преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;
вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
Рассмотрим эти требования.
Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.
Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.
В практике обучения считается целесообразным распределение
Стр.199
различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2—3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.
Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим.
И наконец, еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия» и т. д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка.
Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.
Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.
Планирование и учет музыкальных занятий
Планирование — одно из важных условий организации педагогического процесса.
Музыкальные занятия требуют обязательного планирования с учетом текущих и перспективных воспитательных задач.
Стр.200-201
Таблица 8
Примерное перспективное планирование в старшей группе
(раздел пение)
№п/п | Музыкально-образовательные задачи | Объем умений и навыков | Репертуар | ||
март | апрель | май | |||
Развитие певческого голоса и слуха | Петь напевно, плавно, в 2—3 ближайших тональностях, в сопровождении инструмента и без него Петь легко, подвижно, точно интонируя фрагменты мелодии, построенные на одном звуке Различать высокие и низкие звуки в пределах терции, петь попевку, показывая движением руки верхний и нижний звуки Различать движение мелодии вверх и вниз, показывая рукой ее направление; петь попевку по одному и всей группой в сопровождении фортепиано и без него; исполнять ее на металлофоне | «Ходит зайкапо саду», русская народная мелодия | «Сорока-сорока», русская народная попевка | «Колыбельная», «Лесенка» Е. Тиличе-евой | |
Усвоение певческих навыков в процессе разучивания песни | Проникнуться радостным, весенним настроением песни; петь легко, весело, подвижно, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев и припев Воспринимать веселый, оживленный характер песни, выражающей чувство любви к Родине, исполнять песню легко, радостно, без напряжения, начинать петь сразу после вступления, брать дыхание между фразами; петь эмоционально, передавая динамические оттенки: запев исполнять громче, припев — чуть тише, мягче Воспринимать песню лирического характера, передающую чувство любви и уважения к В. И. Ленину, петь эмоционально, легко, без напряжения, точно интонировать, соблюдать ритмический рисунок, правильно брать дыхание Воспринимать песню, в которой, передано веселое, праздничное настроение; исполнять ее легко, оживленно; начинать петь после вступления; различать запев, припев, музыкальное заключение; соблюдать ритм, отчетливо произносить слова; в припеве подчеркивать акценты, соблюдать паузы Воспринимать веселую, задорную песню о дружбе детей; исполнять ее подвижно, легко; точно передавать мелодию, ритмический рисунок, правильно брать дыхание | «Песенка о весне» Г. Фрида «Родине спасибо» Т. Попатенко | «Наш Ленин» Р. Бойко «Праздничная» Л. Сидельникова | «Песенка друзей» В. Герчик | |
Песенное творчество | Импровизировать (индивидуально) музыкальные «ответы» на «вопросы» педагога, используя его образец, стремиться петь в заданной тональности | «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера |
Стр.202
Перспективное планирование
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» учебный материал распределен по кварталам.
Однако не учтены конкретные условия каждого дошкольного учреждения: природа, окружение, индивидуальные особенности детей данной группы. Это создает необходимость составления перспективного плана. Он помогает педагогу представить последовательность разучивания песни, танца, хоровода, наметить общие задачи работы над этими произведениями в течение нескольких занятий, показывает постепенное усложнение репертуара Музыкальный руководитель ведет одновременно работу в разных возрастных группах, и перспективное планирование помогает ему успешно осуществлять музыкальное воспитание всех детей
Рассмотрим перспективный план обучения,на занятиях, составленный на 2—3 месяца. В нем планируются:
все виды музыкальной деятельности;
объем умений и навыков;
репертуар по всем видам музыкальной деятельности;
проверка знаний, качество исполнительства, уровень общего и музыкального развития детей. .
При планировании разных видов музыкальной деятельности уточняются их задачи. Например, в старших группах выдвигаются следующие задачи: пение — усвоение вокальных навыков в процессе разучивания песен; упражнения, развивающие певческий голос, слух, подготавливающие к ознакомлению с нотной грамотой; песенное творчество. Музыкально-ритмические движения — усвоение двигательных навыков в танцах, хороводах, индивидуальное творческое изображение персонажей в играх, выразительность движений, музыкально-игровое и танцевальное творчество. Слушание музыки — воспитание интереса к музыке, активного ее восприятия, усвоение начальных сведений о музыке. Исполнение на детских музыкальных инструментах — техника игры на отдельных инструментах, навыки индивидуальной игры, приемы коллективного согласованного исполнения.
Планируя объем знаний и навыков детей в тех или иных видах деятельности, не следует механически переписывать их из программы, а указывать лишь те, которые необходимы для исполнения данного репертуара. Так, при разучивании украинской народной песни «Веснянка» в плане отмечается следующее: учить напевному пению в оживленном темпе, правильно петь мелодию (построенную на широких интервалах), выразительно исполнять динамические и темповые оттенки. Эти навыки соответствуют программе, но в них определены конкретные требования, необходимые для исполнения именно этой песни.
В планировании репертуара по всем видам музыкальной деятельности указываются месяцы — время для разучивания какой-либо песни, игры, упражнения. Это позволяет наметить общее количество произведений, необходимых для занятии.
Перспективный план включает задания по проверке усвоенных
Стр.203
детьми знаний: музыкального слуха, певческого голоса выразительности движений, творческих проявлений. Учитывать следует те показатели, которые поддаются проверке и являются наиболее значимыми, например в пении показатели усвоения репертуара: исполнение простых песен без сопровождения инструмента выразительное пение с сопровождением, сколько детей знают ту или иную песню и т. д.; показатели усвоения певческих навыков- количество правильно и неточно поющих ребят; показатели развития музыкального слуха: различение звуков по высоте, длительности, умение прислушаться и подстроиться к пению взрослого и т. д. В ритмических движениях можно также проверить качество исполнения знакомых танцев, игр, хороводов, качество усвоения отдельных элементов танца, возможность творческих проявлений в игре, пляске Навыки восприятия в процессе слушания музыки можно проверить так. Педагог выясняет, например, могут ли малыши различать веселую и спокойную музыку, а старшие дошкольники — музыкальное вступление, наиболее яркие средства музыкальной выразительности в новой пьесе. Аналогично планируются задания по ритмике, слушанию музыки, игре на детских музыкальных инструментах.
Календарный план
Календарный план включает программные требования текущего занятия, репертуар и некоторые наиболее существенные методические приемы.
План составляется на 1—2 недели, т. е. включает 2 или 4 занятия. Так как занятия имеют достаточный объем учебного материала, различные виды деятельности, то целесообразно отразить это в плане. Надо стремиться к тому, чтобы обучение шло организованно, четко.
Примерный календарный план одного занятия
(в старшей группе)
Построение детей в колонны. Ходьба по залу под «Марш» Е. Тиличеевой. Закреплять умение ребят ориентироваться в пространстве, ходить в соответствии с темпом марша.
Упражнения в элементах танца. 1) «Канава», русская народная мелодия, обработка Р. Рустамова — выполнять плавные пружинистые приседания в соответствии с характером музыки.
2) «Полянка», русская народная мелодия, обработка Г. Фрида — выставлять ноги вперед, легко, ритмично подпрыгивая.
Пение. 1) «У кота-воркота», русская народная попевка —упражнение на развитие слуха и голоса. Петь попевку протяжно, точно передавать мелодию) ритм. Методические приемы: исполнение попевки педагогом, индивидуальный опрос детей, исполнение мелодии на фортепиано, на металлофоне.
2) «Сверчок» музыка Е. Тиличеевой — творческое задание на импровизацию мелодии на заданный текст. Методические приемы: образец, исполненный педагогом, индивидуальное исполнение детьми своих импровизаций.
3) «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко - учить петь энергично, в темпе марша, точно передавать мелодию. Методические приемы: коллективное пение, затем исполнение по подгруппам (отдельных куплетов).
4) «Маме в день 8-го Марта», музыка Е. Тиличеевой – познакомить детей с песней нежного, лирического характера, вызывающей чувство любви к маме. Учить детей внимательно слушать, определять характер, настроение музыки. Методические приемы: исполнение песни педагогом, вопросы к детям о характере песни, ее содержании.
Стр.204
Слушание.«Смелый наездник», музыка Р. Шумана — повторное восприятие музыки детьми с целью ее узнавания, различения характера, определения количества частей. Методические приемы: исполнение педагогом отдельных фрагментов из пьесы, слушание произведения в грамзаписи и сравнение его с фортепианным звучанием.
Музыкально-ритмические движения.1) «Мы военные», музыка Л. Сидельникова — учить детей передавать игровые образы различного характера: трубит трубач, маршируют пехотинцы, едут кавалеристы. Методические приемы: индивидуальноевыполнение задания, распределение детей на три подгруппы для передачи трех игровых образов.
2) «Веселые дети», литовская народная мелодия, обработка В. Агафонникова — продолжать разучивать с детьми пляску, следить за тем, чтобы их движения были легкими, изящными, чтобы они вовремя меняли направление движения Методические приемы: коллективное исполнение пляски, замечания педагога отдельным детям по качеству движений.
В календарном плане ведется учет результатов каждого занятия. Он не должен быть формальным. Необходимо отмечать что хорошо усвоили дети, в чем затрудняются, какие нужны дополнительные упражнения. В учете должны фигурировать имена детей чтобы можно было судить об их развитии. Если ребята опрашиваются индивидуально и проверяется, допустим, усвоение какого-либо элемента танца, то можно рядом с их именами ставить какие-либо условные обозначения, фиксирующие качество их ответов (например, + или — ).
В конце учебного года подводятся итоги пройденной программы. Дети выполняют задания, в которых определяется уровень их музыкального развития по видам музыкальной деятельности — пению, слушанию музыки, ритмике (см. главы IV, V, VI).
В процессе музыкальных занятий руководитель сочетает различные методы (коллективный, групповой, индивидуальный), следит, чтобы каждый ребенок имел равномерную нагрузку, обеспечивающую его полноценное развитие. Правильной организации занятий во многом способствует продуманное планирование и точный учет проведенной работы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1 Каково значение занятий как формы организации музыкальной деятельности детей?
2. Расскажите о требованиях к построению занятий в зависимости от воспитательно-образовательных задач и возрастных особенностей детей.
3. Как осуществляется планирование и учет музыкальных занятии.
4. На примере предлагаемой схемы (см. таблицу 8) составьте перспективный (календарный) план обучения на занятиях музыкально-ритмическим движениям детей какой-либо возрастной группы.
5. Раскройте варианты построения занятий в одной и той же группе.
6. Составьте план музыкального занятия для разных возрастных групп.
7. Проанализируйте построение и проведение музыкального занятия в детском с
отметьте его положительные и отрицательные моменты.
8. Как осуществляется проверка детских знаний?
Стр.205