Требования к построению занятия

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умствен­ную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;

последовательное распределение видов деятельности, разучи­ваемого репертуара.

преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;

вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.

Рассмотрим эти требования.

Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая сте­пень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.

Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.

В практике обучения считается целесообразным распределение

Стр.199

различных видов деятельности в такой последовательности. Вна­чале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упраж­нения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы тан­ца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, празд­ничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пе­ние включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слу­ха, разучивание 2—3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволя­ют распределять физическую нагрузку равномерно.

Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например с темпом, регистрами. Тогда при слуша­нии музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим.

И наконец, еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразитель­ным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэ­зии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия» и т. д.). Подобные варианты по­строения занятий обогащают художественный опыт ребенка.

Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизме­няться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошколь­ного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и твор­чество, продумывая построение музыкальных занятий.

Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспи­тательными задачами каждой возрастной группы.

Планирование и учет музыкальных занятий

Планирование — одно из важных условий организации педа­гогического процесса.

Музыкальные занятия требуют обязательного планирования с учетом текущих и перспективных воспитательных задач.

Стр.200-201

Таблица 8

Примерное перспективное планирование в старшей группе

(раздел пение)

№п/п Музыкально-образовательные задачи Объем умений и навыков Репертуар
март апрель май
Развитие певче­ского голоса и слуха Петь напевно, плавно, в 2—3 ближайших то­нальностях, в сопровождении инструмента и без него     Петь легко, подвижно, точно интонируя фраг­менты мелодии, построенные на одном звуке     Различать высокие и низкие звуки в пределах терции, петь попевку, показывая движением руки верхний и нижний звуки Различать движение мелодии вверх и вниз, по­казывая рукой ее направление; петь попевку по одному и всей группой в сопровождении форте­пиано и без него; исполнять ее на металлофоне «Ходит зайкапо саду», русская народная мелодия     «Сорока-сорока», русская народная попевка   «Колыбель­ная», «Лесенка» Е. Тиличе-евой
Усвоение певче­ских навыков в процессе разучи­вания песни Проникнуться радостным, весенним настрое­нием песни; петь легко, весело, подвижно, четко произносить слова, различать музыкальное вступ­ление, запев и припев Воспринимать веселый, оживленный характер песни, выражающей чувство любви к Родине, исполнять песню легко, радостно, без напряже­ния, начинать петь сразу после вступления, брать дыхание между фразами; петь эмоционально, передавая динамические оттенки: запев исполнять громче, припев — чуть тише, мягче Воспринимать песню лирического характера, передающую чувство любви и уважения к В. И. Ленину, петь эмоционально, легко, без напряжения, точно интонировать, соблюдать рит­мический рисунок, правильно брать дыхание Воспринимать песню, в которой, передано ве­селое, праздничное настроение; исполнять ее лег­ко, оживленно; начинать петь после вступления; различать запев, припев, музыкальное заключе­ние; соблюдать ритм, отчетливо произносить сло­ва; в припеве подчеркивать акценты, соблюдать паузы Воспринимать веселую, задорную песню о друж­бе детей; исполнять ее подвижно, легко; точно передавать мелодию, ритмический рисунок, пра­вильно брать дыхание «Песенка о весне» Г. Фрида   «Родине спасибо» Т. Попатенко     «Наш Ленин» Р. Бойко     «Праздничная» Л. Сидельникова   «Песенка дру­зей» В. Герчик
Песенное творчество Импровизировать (индивидуально) музыкаль­ные «ответы» на «вопросы» педагога, используя его образец, стремиться петь в заданной тональ­ности   «Что ты хочешь, кошечка?», «Зай­ка, зайка, где бывал?» Г. Зин­гера    

Стр.202

Перспективное планирование

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» учебный материал распределен по кварталам.

Однако не учтены конкретные условия каждого дошкольного учреждения: природа, окружение, индивидуальные особенности детей данной группы. Это создает необходимость составления перспективного плана. Он помогает педагогу представить последовательность разучивания песни, танца, хоровода, наметить общие задачи работы над этими произведениями в течение нескольких занятий, показывает постепенное усложнение репертуара Музыкальный руководитель ведет одновременно работу в разных возрастных группах, и перспективное планирование помогает ему успешно осуществлять музыкальное воспитание всех детей

Рассмотрим перспективный план обучения,на занятиях, состав­ленный на 2—3 месяца. В нем планируются:

все виды музыкальной деятельности;

объем умений и навыков;

репертуар по всем видам музыкальной деятельности;

проверка знаний, качество исполнительства, уровень общего и музыкального развития детей. .

При планировании разных видов музыкальной деятельности уточняются их задачи. Например, в старших группах выдвигаются следующие задачи: пение — усвоение вокальных навыков в процес­се разучивания песен; упражнения, развивающие певческий голос, слух, подготавливающие к ознакомлению с нотной грамотой; песен­ное творчество. Музыкально-ритмические движения — усвоение дви­гательных навыков в танцах, хороводах, индивидуальное творческое изображение персонажей в играх, выразительность движений, музыкально-игровое и танцевальное творчество. Слушание музыки — воспитание интереса к музыке, активного ее восприятия, усвоение начальных сведений о музыке. Исполнение на детских музыкальных инструментах — техника игры на отдельных инструментах, навыки индивидуальной игры, приемы коллективного согласованного ис­полнения.

Планируя объем знаний и навыков детей в тех или иных видах деятельности, не следует механически переписывать их из програм­мы, а указывать лишь те, которые необходимы для исполнения данного репертуара. Так, при разучивании украинской народной песни «Веснянка» в плане отмечается следующее: учить напевному пению в оживленном темпе, правильно петь мелодию (построенную на широких интервалах), выразительно исполнять динамические и темповые оттенки. Эти навыки соответствуют программе, но в них определены конкретные требования, необходимые для исполнения именно этой песни.

В планировании репертуара по всем видам музыкальной дея­тельности указываются месяцы — время для разучивания какой-либо песни, игры, упражнения. Это позволяет наметить общее коли­чество произведений, необходимых для занятии.

Перспективный план включает задания по проверке усвоенных

Стр.203

детьми знаний: музыкального слуха, певческого голоса выразительности движений, творческих проявлений. Учитывать следует те показатели, которые поддаются проверке и являются наиболее значимыми, например в пении показатели усвоения репертуара: исполнение простых песен без сопровождения инструмента вырази­тельное пение с сопровождением, сколько детей знают ту или иную песню и т. д.; показатели усвоения певческих навыков- количество правильно и неточно поющих ребят; показатели развития музы­кального слуха: различение звуков по высоте, длительности, умение прислушаться и подстроиться к пению взрослого и т. д. В ритми­ческих движениях можно также проверить качество исполнения знакомых танцев, игр, хороводов, качество усвоения отдельных эле­ментов танца, возможность творческих проявлений в игре, пляске Навыки восприятия в процессе слушания музыки можно проверить так. Педагог выясняет, например, могут ли малыши различать веселую и спокойную музыку, а старшие дошкольники — музыкаль­ное вступление, наиболее яркие средства музыкальной выразитель­ности в новой пьесе. Аналогично планируются задания по ритмике, слушанию музыки, игре на детских музыкальных инструментах.

Календарный план

Календарный план включает программные требо­вания текущего занятия, репертуар и некоторые наиболее существенные методические приемы.

План составляется на 1—2 недели, т. е. включает 2 или 4 занятия. Так как занятия имеют достаточный объем учебного материала, различные виды деятельности, то целесообразно отразить это в плане. Надо стремиться к тому, чтобы обучение шло организован­но, четко.

Примерный календарный план одного занятия

(в старшей группе)

Построение детей в колонны. Ходьба по залу под «Марш» Е. Тиличеевой. За­креплять умение ребят ориентироваться в пространстве, ходить в соответствии с темпом марша.

Упражнения в элементах танца. 1) «Канава», русская народная мелодия, обра­ботка Р. Рустамова — выполнять плавные пружинистые приседания в соответствии с характером музыки.

2) «Полянка», русская народная мелодия, обработка Г. Фрида — выставлять ноги вперед, легко, ритмично подпрыгивая.

Пение. 1) «У кота-воркота», русская народная попевка —упражнение на разви­тие слуха и голоса. Петь попевку протяжно, точно передавать мелодию) ритм. Методические приемы: исполнение попевки педагогом, индивидуальный опрос детей, исполнение мелодии на фортепиано, на металлофоне.

2) «Сверчок» музыка Е. Тиличеевой — творческое задание на импровизацию мелодии на заданный текст. Методические приемы: образец, исполненный педагогом, индивидуальное исполнение детьми своих импровизаций.

3) «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко - учить петь энергично, в темпе марша, точно передавать мелодию. Методические приемы: коллективное пение, затем исполнение по подгруппам (отдельных куплетов).

4) «Маме в день 8-го Марта», музыка Е. Тиличеевой – познакомить детей с песней нежного, лирического характера, вызывающей чувство любви к маме. Учить детей внимательно слушать, определять характер, настроение музыки. Методические приемы: исполнение песни педагогом, вопросы к детям о характере песни, ее содержании.

Стр.204

Слушание.«Смелый наездник», музыка Р. Шумана — повторное восприятие музыки детьми с целью ее узнавания, различения характера, определения количества частей. Методические приемы: исполнение педагогом отдельных фрагментов из пьесы, слушание произведения в грамзаписи и сравнение его с фортепианным звучанием.

Музыкально-ритмические движения.1) «Мы военные», музыка Л. Сидельникова — учить детей передавать игровые образы различного характера: трубит трубач, маршируют пехотинцы, едут кавалеристы. Методические приемы: индивидуальноевыполнение задания, распределение детей на три подгруппы для передачи трех игровых образов.

2) «Веселые дети», литовская народная мелодия, обработка В. Агафонникова — продолжать разучивать с детьми пляску, следить за тем, чтобы их движения были легкими, изящными, чтобы они вовремя меняли направление движения Методические приемы: коллективное исполнение пляски, замечания педагога отдельным детям по качеству движений.

В календарном плане ведется учет результатов каждого заня­тия. Он не должен быть формальным. Необходимо отмечать что хорошо усвоили дети, в чем затрудняются, какие нужны дополни­тельные упражнения. В учете должны фигурировать имена детей чтобы можно было судить об их развитии. Если ребята опрашива­ются индивидуально и проверяется, допустим, усвоение какого-либо элемента танца, то можно рядом с их именами ставить какие-либо условные обозначения, фиксирующие качество их ответов (например, + или — ).

В конце учебного года подводятся итоги пройденной программы. Дети выполняют задания, в которых определяется уровень их му­зыкального развития по видам музыкальной деятельности — пению, слушанию музыки, ритмике (см. главы IV, V, VI).

В процессе музыкальных занятий руководитель сочетает раз­личные методы (коллективный, групповой, индивидуальный), сле­дит, чтобы каждый ребенок имел равномерную нагрузку, обеспечи­вающую его полноценное развитие. Правильной организации заня­тий во многом способствует продуманное планирование и точный учет проведенной работы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1 Каково значение занятий как формы организации музыкальной деятельности детей?

2. Расскажите о требованиях к построению занятий в зависимости от воспитательно-образовательных задач и возрастных особенностей детей.

3. Как осуществляется планирование и учет музыкальных занятии.

4. На примере предлагаемой схемы (см. таблицу 8) составьте перспективный (ка­лендарный) план обучения на занятиях музыкально-ритмическим движениям детей какой-либо возрастной группы.

5. Раскройте варианты построения занятий в одной и той же группе.

6. Составьте план музыкального занятия для разных возрастных групп.

7. Проанализируйте построение и проведение музыкального занятия в детском с

отметьте его положительные и отрицательные моменты.

8. Как осуществляется проверка детских знаний?

Стр.205

Наши рекомендации