Технологический подход к обучению
Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок:
ü социального заказа;
ü образовательных ориентиров;
ü целей обучения;
ü содержания обучения.
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.
Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
ü постановка целей и их максимальное уточнение;
ü формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (этому этапу работы учителя придается первоочередное значение);
ü подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
ü оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
ü заключительная оценка результатов.
Отметим, что, добившись прочных результатов обучения технологическим путем, учитель окажется в состоянии уделить больше внимания собственно педагогическому творчеству, развитию учащихся.
Творческим началом в обучении сама педагогическая технология непосредственно не занимается: она сосредоточена на воспроизводимых моментах учебного процесса. Но и в ее рамках есть большая возможность для эвристического, творческого подхода.
Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-нибудь другой эксперт может надежно опознать.
При реализации этой достаточно плодотворной идеи обычно сталкиваются со следующими основными трудностями, каким способом перевести результаты обучения на язык действий и как добиться однозначности этого перевода.
Эти проблемы решаются двумя основными способами:
ü построением четкой системы целей, внутри которой выделены категории и последовательные уровни (иерархия), - такие системы получили название педагогических таксономий;
ü созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения
Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности. Мы рассмотрим только инструментальные возможности, которые она дает учителю.
В когнитивную (познавательную) область входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.
К когнитивной области относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации целей важно, прежде всего, для учителя по следующим причинам:
ü концентрация усилия на главном - пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конструирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы;
ü ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников - конкретные учебные цели дают учителю возможность разъяснить учащимся ориентиры в их общей учебной работе, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (от родителей до инспекторов);
ü создание эталонов оценки результатов обучения - обращение к четким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддается более надежной и объективной оценке.
Естественно, что таксономия, как и всякая научно разработанная система, обладает известной «жесткостью». Но такая «жесткость» - оборотная сторона целенаправленности учебного процесса. Она вовсе не диктует однозначного способа работы ни учителю, ни детям, хотя искушение искать такой способ может возникнуть.