Основные требования к знаниям и умениям учащихся. - Учащиеся должны уметь:
- Учащиеся должны уметь:
Ходить в колонне друг за другом с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук, ходить в ускоренном и замедленном темпе, отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок, бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;
прыгать на месте на обеих ногах;
перестраиваться из колонны по одному в колонну по дзз, по три, по четыре, сужать и расширять кружки;
Воспринимать предложенный ритм, работать с предметами в определенном ритме, подчинять свои движения любому ритму я автоматизировать их, совмещать два ритма;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность,- нежность, игривость и т.д.;
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы (вальс, полька) и народные пляски — гопак, лезгинку, русскую пляску.
IV КЛАСС(35 ч)
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
Продолжать работать нэд движениями и полученными навыками в предыдущих классах. Вводить в упражнения элементы усложнения. Дети должны отмечать в движениях сильную часть такта, воспроизводить рисунок (ритмический) предложенного темпа. Каждый из детей должен уметь быть ведущим, вести группу за собой фигурной маршировкой. В выполнение упражнений вводить как можно больше ударных инструментов (бубны, барабаны, погремушки, треугольники).
ПЕНИЕ
Вокально-хоровые навыки. Выравнивать звучание в диапазоне cuM — pe2. Следить за дыханием при исполнении напевных песен, за динамическими оттенками при усилении и ослабле.
нии звучания. Совершенствовать навык ясного и четкого произношения слов в песнях, певческих упражнениях в подвижном темпе.
Музыкальный материал
1. Певческие упражнения:
Пение упражнений на одном звуке по данному ритму; по звукоряду вверх, вниз, по звукам трезвучий.
Как под горкой под горой. Прибаутка.
Пастушья песня. Французская народная песня.
Здравствуй, утенок. Венгерская песенка.
Зайчик, ты, зайчик. Русская прибаутка.
Ай-я, жу-жу. Латвийская народная песня.
2. Разучивание песен: Песня урожая. Шведская народная песня.
* Новогодняя полька. Муз. Т. Попатенко, сл. Г. Ладонщикова.
Заиграли огоньки. Муз. Т. Попатенко, сл. О. Фадеевой.
* Нас недаром зовут пионерами. Муз. Д. Львова-Компанейца,
сл. 3. Петровой.
В лодке. Муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской.
Как пошли наши подружки. (1-й голос). Русская народная
песня.
* Посею лебеду на берегу. Русская народная песня.
" Песня о Щорсе. Муз. М. Блантера, сл. М. Голодного. Волшебный смычок. Норвежская народная песня.
* Гайдар шагает впереди. Муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и А. Добронравова.
Паровоз. Муз. В. Витлина, сл. Л. Барбас.
* Висла.Польская народная песня. Обр. В. Иванникова.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Дети знакомятся с песнями времен гражданской и Великой Отечественной войн. Учатся различать произведения одного жанра (марш, пляска), различные по характеру; звучание хоров (мужского, смешанного, детского).
Песни мира и дружбы
Государственный гимн СССР. Муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова и Г. Эль-Рсгистана.
Гимн демократической молодежи. Муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.
Революционные песни
Интернационал,Муз. П. Дегейтера, сл. Э. Потье. Варшавянка. Революционная песня. Русский текст Г. Кржижановского.
Песни гражданской и Великой Отечественной войн
Партизан Железняк. Муз. М. Блантера, сл. М. Голодного.
Гибель Чапаева. Муз. Ю. Милютина, сл. 3. Александровой.
Священная война. Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
Картины природы в музыке
Осень. (Из сюиты «Школьный праздник».) Муз. Ю. Левитина.
Песня жаворонка. На тройке. Муз. П. Чайковского (из цикла «Времена года»).
Гроза. Муз. Л. Бетховена (из VI симфонии).
Карнавал животных. Муз.-К. Сен-Санса. (Отрывки.)
Петя и волк. Муз. С. Прокофьева (симфоническая сказка).
Гремят барабаны. Муз. Л. Бетховена (из муз. к драме В. Гете «Эгмонт»).
Сказка в музыке
Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане». Муз. П. Римского-Корсакова.
Танец пастушков. Таней феи Драже. Вальс цветов. Марш. Муз. П. Чайковского (из балета «Щелкунчик»).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Дети должны уметь определять общий характер музыки в связи с содержанием произведения (бодрый, веселый, грустный); различать музыку маршевую, танцевальную, напевную; различать в музыкальном произведении куплет, запев, припев, фразы в песне, понимать эти термины. Уметь различать и понимать на слух: звуковысотные отношения — высокие, низкие, средние регистры; направление движения мелодии — вверх, вниз, на одной высоте; метроритм — звуки долгие и короткие; темп—быстрый, медленный, умеренный; динамику—громкое и тихое звучание.