Оцените речь участников обсуждения.


146. На основе тезисов сформулируйте дискуссионную тему: а) «Культура общения - это наука»; б) «Культура общения - это искусство». Удачно ли, с вашей точки зрения, подобрана для дискуссии тема: «Какого учителя ждет сегодня школа?» Почему?


147. Понакомьтесь с текстом дискуссии на педагогическом совете. Дайте анализ речевого поведения ведущего.

Каково коммуникативное намерение ведущего? Кто он? Какова тональность общения ведущего? Выделите три основных части в речи ведущего. Как влияет тональность общения, намеченная во вступительном слове ведущего, на весь ход дискуссии? Как ведущий не дает участникам дискуссии уйти от тезиса?

Какую функцию выполняет ирония (иронический вопрос) ведущего в ходе дискуссии? Почему директор не сам делает обобщения, а предлагает это сделать завучу? Как подводит итог ведущий? Каково содержание его заключительного слова?


Дискуссия на педагогическом совете

«Можно ли поверить в исправление Сергея»

Ведущий дискуссию - директор СШ № 3 Александр Николаевич (47 лет).


Участники дискуссии

Тч. зр. 1 (+) Классный руководитель бывшего 8 «Б» класса - Светлана Васильевна (28 лет).

Тч. зр. 2 (-) Профлидер Людмила Яковлевна (42 года).

Тч. зр. 2 (-) Учитель физкультуры — Олег Александрович (38 лет).

Тч. зр. 3 (+) Учитель истории — Татьяна Владимировна (40 лет).

Тч. зр. 2 (-) Завуч по учебной работе — Лидия Петровна (41 год).

Тч. зр. 1 (+) Завуч-организатор — Ирина Николаевна (30 лет).

Тч. зр. 2 (-) Учитель географии — Владимир Павлович (48 лет).

Подающие реплики: Учительница-1; Учитель-2, Учительница-З.

Остальные учителя.

Место действия: городская школа (СШ № 3), кабинет физики.

Время действия: 12.30.

Ход дискуссии

I вариант

Шум. Голоса. Движение стульев... Звонок. Закончился последний урок первой смены. Учителя собираются на педагогический совет в кабинет физики. Слышны отдельные реплики: «Что сегодня?», «...да вопрос ясен», «Так где он?», «А отец? Мать?», «А долго это будет?» и др.

12.30. Входит директор. Входит утремленно, твердо, решительно (без суеты). Напряженный, озабоченный взгляд направлен в аудиторию, как бы спрашивает: «Все ли собрались?»

В руках ключи от кабинета. Напряжение и сосредоточенность чувствуется в движенияхего рук, всего корпуса.

Голос уверенный, тональность - доброжелательная, темп речи - «неспешный», несколько замедленный. Все говорит о важности вопроса, который предстоит решить. И голос, и поза располагают к общению.

Д и р е к т о р. Мы сегодня со всеми виделись? Здравствуйте, здратствуте еще раз...

Уважаемые коллегиl Сегодня мы должны решить с вами очень важный вопрос. Этот вопрос касается судьбы нашего ученика Кравцова Сергея, который совершил кражу и за это несет наказание: осужден на два года лишения свободы с пребыванием в колонии строгого режима.

Мы можем, имеем право ходатайствовать об освобождении Сергея, то есть просить суд заменить решение отсрочной приговора, условной мерой наказания...

Весь вопрос в том, надо ли это делать? Можно ли поверить в исправление Сергея?

Кто работал в классе Светланы Васильевны и знает Сергея?

Слышны голоса учителей, работавших в этом классе.

Д и р е к т о р. Очень хорошо. Думаю, что надо выслушать сначала Светлану Васильевну. Пожалуйста, Светлана Васильевна.

С в е т л а н а В а с и л ь е в н а (голос не громкий, но уверенный, мягкий. Говорит взволнованно. Интонация - просьбы. Тональность - доверительная. Ритм — небыстрый. В руках ручка, которая выдает волнение учительницы). Сегодня я была в камере заключения. Я видела металлическую дверь... Решетку... Стри-женные головы. Глаза... Здесь были и глаза Сергея. Вы помните его. Это мой ученик. Не могу сказать «почему», но я поверила этим глазам... Очень прошу педсовет дать ходатайство в суд об отсрочке приговора.

Пауза.

Д и р е к т о р. Так...

У ч и т е л ь н и ц а - 1. Все это лирика. Жизнь надо знать.

У ч и т е л ь - 2. Жалко. Пацан еще.

У ч и т е л ь н и ц а - 3. Ни за что - не посадят. Заслужил. Пусть сидит. Может, поумнеет.

Д и р е к т о р. Может быть, и поумнеет, а может... Татьяна Владимировна! Что вы скажете о Сергее? Вы историю вели у него.

Т а т ь я н а В л а д и м и р о в н а. Да, я учила Сергея. Мальчик из «трудных». Часто опаздывал на уроки, пропускал. Я часто ловила его в коридоре и в туалете с сигаретой. Но знаете, мне его всегда было жаль. Эти грязные руки, которые он стыдливо прятал, растерянное выражение лица... Кажется, у него не было родителей...

Д и р е к т о р. Вы думаете — он исправится?

Т а т ь я н а В л а д и м и р о в н а. Незнаю. Мне кажется, что он сможет... Нужно какое-то участие в его жизни.

Д и р е к т о р. А разве мы эти восемь лет не участвовали?

У ч и т е л ь г е о г р а ф и и. Разрешите, Александр Николаевич! Что значит «участвовать» (как говорит Татьяна Владимировна)? Этому детине уже 15 лет. Мы, простите, возились с ним восемь лет. Спросите саму Светлану Васильевну, сколько слез она пролила с ним: то в милицию вызывали, то дома не ночевал, то с дружками познакомился сомнительными. Теперь она все забыла? Мы что - няньки здесь, что ли? Родителям он не нужен... У нас своих дел по горло. Пусть отвечает сам за свои поступки.

Директор нервно потирает подбородок. Смотрит недоверчиво - серьезно, с сожалением. Может быть, с горечью.

Л ю д м и л а Я к о в л е в н а. Можно мне вопрос... Да, Владимир Владимирович прав. Товарищи! Вспомните, сколько «трудных» прошло через наши руки: Свинцов, Ломов, Васин. Работала вся общественность. Общешкольный родительский комитет, шефы, профсоюзные и общественные организации предприятий, где работали родители этих «трудных». И что же? Преступление за преступлением: угон машины, убийство... Весь город только и говорит о нашей школе. А мы еще будем их защищать! Простите, но это смешно и наивно: ходатайствовать об отсрочке приговора.

У ч и т е л ь н и ц а - 1. Да чего там говорить! Какое ходатайство!

И р и н а Н и к о л а е в н а. А если по-человечески подойти? Мы ведь люди.

У ч и т е л ь - 2. Зачеркнуть. Бросить, как щенка в воду — легче всего.

Возникает шум, который прерывается голосом директора.

Д и р е к т о р. Мы с вами мечемся: поверить Сергею или не поверить. Исправится он или нет. Брать на себя ответственность или нет - вот в чем главный вопрос...

Интересно, а что говорит сам Сергей? О чем он думает? как ведет себя? Светлана Васильевна! Вы видели его?

С в е т л а н а В а с и л ь е в н а. Я думаю, что он испугался. Он ничего не говорил, кроме «простите». А это лучше того, если бы он стал оправдываться. Сереже только 15 лет. Он не лидер. Он слаб духовно. Колония сломит его... Мы, взрослые, несем ответственность за наших детей. Чем мы помогли этому мальчику, когда ему было тяжело: мать бросила его, отец стал пить, мало интересовался жизнью своего сына... Он даже на суд не пришел!... И бедняга Сергей жил в подворотнях, спал в канализационных люках, скрывался от людей (от нас) на чужих чердаках. А мы (и я тоже) закрывали на это глаза и говорили: «Ты опять не был на уроке?!», «Когда отец придет в школу?» И если есть хотя бы один шанс спасти человека — это надо сделать.

У ч и т е л ь ф и з к у л ь т у р ы (высокомерно, протяжно, надменно.) Извините, Светлана Васильевна. (Обращаясь к директору.) Разрешите? Похвально ваше, так сказать, участие, сопереживание. Однако есть такое понятие, как генетика. Если ваш ученик — сын пьяниц, то на какое исправление вы надеетесь? Рано или поздно, но гены скажут свое слово.

Пауза.

Д и р е к т о р (как будто он прослушал). Олег Алек-сандрович, простите, что скажут гены?

В кабинете легкий смех.

Л и д и я П е т р о в н а (завуч по учебной работе). Можно? Вы говорите об ответственности. Ладно. Возьмем мы на себя ответственность. Дадим ходатайство. А дальше что? Как мы будем помогать ему? Где он будет жить? В чем наша помощь? По-моему, все это нереально.

С в е т л а н а В а с и л ь е в н а. Конечно,Сережа будет жить у меня... у нас.

Л и д и я П е т р о в н а. Это говорит в вас молодость. Взять 15-летнего, почти взрослого подростка на воспитание - огромная ответственность и за него, и за свою семью... Как на это посмотрит ваш муж?.. У вас девочки, а мальчик «сложный». Вы смотрите трезво на вещи. И можно ли поверить Сергею? Исправится ли он? Я не уверена.

У ч и т е л ь н и ц а - 1. Да... трудно сказать.

Д и р е к т о р. Знаете, о чем я думаю? Если на человека, на 15-летнего человека надеть черную робу, резиновые калоши с номером 31 и, поставив на порог, показать, что за этим порогом, думаю, что этому человеку станет страшно. Он задумается... Во всяком случае — должен задуматься.

И р и н а Н и к о л а е в н а (завуч-организатор). Я хочу поддержать Светлану Васильевну. Привыкли многие на учителей смотреть как на какие-то машины или отвлеченные схемы (в лучшем случае). А ведь мы и люди еще. И не боимся брать ответственность. Если есть возможность спасти человека, давайте используем эту возможность. Помогать, я думаю, никто не откажется. У нас - дача, например, картошка, овощи, ягоды.

Д и р е к т о р. Ну вот. Так к какому выводу пришли мы? Лидия Петровна?

З а в у ч. Что ж, будем ходатайствовать об отсрочке приговора. Ответственность ложится на наш педагогический коллектив, а опекунство возьмет на себя Светлана Васильевна.

Д и р е к т о р. Вопрос, действительно, трудный. И однозначно ответить на него было нельзя. Ведь права Людмила Яковлевна. Нам страшно не везет: случай за случаем, преступление за преступлением. Пожалуй, потеряешь всякую веру в них. И все-таки хочется верить. Спасибо вам, дорогая Светлана Васильевна. Только трудно же будет! А мы постараемся помочь.

Звенит звонок на урок. Началась вторая смена.


Начало дискуссии

II вариант

Звонок. Собираются учителя. Кабинет физики. Шум. Голоса. Движение стульев. 12.30.

Входит Д и р е к т о р (ведущий). (Садится за стол. Смотрит свои записи. Обращается к завучу). Лидия Петровна! Что там у нас сегодня? Нет других вопросов?

Л и д и я П е т р о в н а. Нет.

Д и р е к т о р. Ну, хорошо. Товарищи. Поступило предложение, просьба от Светланы Васильевны собрать этот небольшой педсовет. Не волнуйтесь, знаю: все торопятся. Думаю, мы быстро решим этот вопрос. Дело в том, что бывший ученик Светланы Васильевны, Кравцов, как его (обращаясь к Светлане Васильевне) зовут? Совершил преступление и находится там, где положено в таких случаях. Светлана Васильевна просит наш коллектив ходатайствовать об освобождении, то есть взять на себя ответственность... Стоит ли это делать? можно ли верить таким, как Кравцов?


148. Представьте, что в вашей школе произошло ЧП, аналогичное описанному в дискуссии «Можно ли поверить в исправление Сергея?».

Вы должны вести этот педсовет. Как бы вы начали дискуссию? Составьте свой вариант вступительного слова, используя, по необходимости, данные ниже речевые стереотипы. Какие из предложенных речевых стереотипов вы выбрали? Почему? Проанализируйте данные в таблице языковые средства с позиций семантико-стилистических особенностей.


Речь ведущего публичный спор

Поста-новка задачи (№№) Хотеть поговорить; необходимо обменяться с вами; нужно (надо) обсудить; должно посоветоваться; предложить вам Форма глагола сказуемого
1. поговорить; обменяться с вами; я хочу обсудить; посоветоваться; предложить вам   вспомогательный глагол «хотеть» в наст. вр., 1л., ед.ч. + инфинитив ос-новного глагола
2. поговорить; обменяться с вами; мне хочется обсудить; посоветоваться; предложить вам   безличный глагол в наст. вр., 3 л., ед.ч. + инфинитив основного глагола
3. поговорить; обменяться с вами; я хотел бы обсудить; посоветоваться; предложить вам   условное накло-нение (гл. в пр. вр, + частица «бы») + инфинитив основ-ного глагола
4. поговорить; мне нужно обменяться с вами; нам надо обсудить; необходимо посоветоваться; предложить вам   модальное слово + инфинитив основ-ного глагола
5. поговорить; обменяться с вами; я должен обсудить; посоветоваться; предложить вам  


149. Определите функционально-стилистические различия следующих речевых стереотипов, предварительно сгруп-пировав их (по наличию общего глагола в высказывании, по степени категоричности). Какие варианты стимулирования и коррекции дискуссионного разговора возможны в ситуации «На педагогическом совете?» (См. текст дискуссии «Можно ли поверить в исправление Сергея?») Почему?


Стимулирование дискуссионного разговора

Продолжайте...

Я вас слушаю...

Прошу вас...

А что вы можете сказать об этом (по этому поводу, на эту тему)?

Посмотрим на этот вопрос с другой стороны...

Есть ли желающие высказаться?


Коррекция дискуссионного разговора

Ближе к делу...

Не отвлекайтесь...

Вы не о том...

Вы ушли от темы...

Я вынужден вас остановить (перебить, прервать)...

Вернемся к нашей теме...

Я все-таки хотел бы вернуться к разговору (к вопросу, проблеме)...

Извините, я перебью вас...

Простите, что перебиваю, но...

Извините, что не даю вам договорить, но...

Извините, но здесь я хочу (хотел бы) заметить...


150. Представьте, что ведущими были другие люди (см. текст дискуссии) «Можно ли поверить в исправление Сергея?»). Какой вариант, по-вашему, соответствует началу речи второго ведущего? Почему?


Текст вступительного слова второго ведущего

Звонок. Собираются учителя. Кабинет физики. Шум. Голоса. Движение стульев. 12.30.

Входит Д и р е к т о р (ведущий). (Садится за стол. Смотрит в свои записи. Обращается к завучу) Лидия Петровна! Что там у нас сегодня? Нет других вопросов?

Л и д и я П е т р о в н а. Нет.

Д и р е к т о р. Ну, хорошо. Товарищи! Поступило предло-жение, просьба от Светланы Васильевны собрать этот небольшой педсовет. Не волнуйтесь, знаю — все торопятся. Думаю, мы быстро решим этот вопрос. Дело в том, что бывший ученик Светланы Васильевны, Кравцов, как его (обращаясь к Светлане Васильевне) зовут? Совершил преступление и находится там, где положено в таких случаях.

Светлана Васильевна просит наш коллектив ходатайствовать об освобождении, то есть взять на себя ответственность... Стоит ли это делать? Можно ли верить таким, как Кравцов?


Варианты заключительного слова

I II
Все. Вопросов, я думаю, больше нет. Нет смысла долго над этим думать. Все свободны. Ну, что, Светлана Васильевна? Не расстраивайтесь. Сколько еще таких Кравцовых встретится в вашей жизни!.. Так... А кто сегодня дежурит в столовой? Итак, повестка сегодняшнего педсовета исчерпана. Поставленный вопрос решен. Педагогический совет не считает возможным ходатайствовать об отсрочке приговора. Товарищи! Все могут быть свободны.


151. Подготовьте варианты заключительного слова ведущего, используя, по необходимости, данные ниже речевые стереотипы. Обоснуйте выбранный вами вариант.


Обобщение. Подведение итогов.

Подведем итоги (черту).

Таким образом...

Итак...

Значит...

Можно сделать вывод...

Мы приходим (пришли) к выводу...

Поставим (расставим) все точки над «и».

Попробуем обобщить то, что было сказано.

Суммируем то, что здесь сказали.

Словом (одним словом)...

Следовательно...


152. Сформулируйте правила поведения для ведущего дискуссии (для каждого из трех ее основных этапов).

Наши рекомендации