III. Беседа по теме урока, работа с учебником.
Откройте учебник на с. 76. и прочитайте отрывок из стихотворения поэта С. Маршака «Дети в театре».
— Про что говорится в этом отрывке? (Про вход детей в зрительный зал и про шум, который возникает при этом.) А теперь послушайте продолжение этого стихотворения. Как сразу меняется поведение детей, едва начинается представление.
И увидали дети
Над морем облака,
Расставленные сети,
Избушку рыбака.
Внизу запела скрипка
Писклявым голоском —
Заговорила рыбка
На языке морском.
Все эту сказку знали
О рыке золотой,
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
— Почему же так изменилось поведение детей, едва началось представление: все затаили дыхание, стали следить за развитием спектакля. (Детям было интересно смотреть театральную постановку.)
И еще дети увидели перед собой много нового — изображение моря, облаков, избушку. И зрители поверили в то, что все находящееся перед ними — настоящее.
— Кто помог зрителям поверить в подлинность всего, что они увидели на сцене? (Художник.)
Художник создал внешний облик постановки, придумал образы героев. Он продумал, как выполнить волшебные превращения, происходящие по сюжету сказки. Сегодня вы сами превратитесь в театральных художников.
Откройте учебник на с. 80, прочитайте текст.
IV. Работа в тетради, знакомство с новыми понятиями
Откройте тетради, запишите тему урока: «Художник в театре». В работе вам пригодится все то, что вы уже изучали, когда знакомились с искусством цирка.
— Есть ли в театре занавес, реквизит, костюмы, освещение? (Да.)
А сейчас вы познакомитесь с новыми словами и запишите, что они обозначают.
Декорация (греч. «украшение») — создание на сцене с помощью живописи образа спектакля.
Теперь запишем, какие бывают основные виды декораций.
Кулисная декорация — плоские изображения кустов, деревьев по бокам сцены.
Декорация-фон — плоская декорация на задней стенке сцены.
Объемная декорация — изображения холмов, домов, стен, мебели с помощью предметов.
Проекционная декорация — слайды на задней стенке сцены для показа пейзажа, дождя, снега.
Макет (фр. «модель») — образ театрального спектакля, уменьшенный в 20 раз. На макете отрабатывается размещение героев и декораций, их перемещение, освещение.
Объемно-пространственная композиция — расположение всех частей макета в пространстве сцены.
Рассмотрите фотографии театральных постановок на с. 80-81 учебника.
— В чем вы видите здесь работу театральных художников? (Оформление театра изнутри, создание декораций для спектакля и костюмов для актеров.)
Работа художников в театре делится на несколько направлений — художник-постановщик, художник-декоратор, художник по костюмам, художник-гример, художник-осветитель. Каждый художник занимается своей частью работы.
V. Постановка задачи урока
Посмотрите на эскизы и макет к театральным постановкам на с. 82—83 учебника, прочитайте текст. Здесь приводится пример изготовления макета театральной постановки. Этим вам придется сегодня заняться. Вы будете выполнять макет декорации к спектаклю по любому сюжету. Это может быть, например, постановка, сделанная по вашей любимой сказке.
VI. Начальный этап работы
Ваша работа должна быть объемной, не зря вы сегодня принесли на урок картонную коробку - она и станет вашей сценической площадкой. Работу по изготовлению макета начните с подготовки площадки. Поставьте перед собой коробку, только не на донышко, а на одну длинную сторону. Ножницами прорежьте два боковых ребра одной стороны коробки. На с. 84 показано, как это следует сделать.
Отогните отрезанную сторону вперед, поставьте коробку перед собой так, как это указано на рисунке в учебнике. Таким образом, вы подготовили вашу сцену для того, чтобы возводить на ней декорации к спектаклю.