VII. Выполнение практической работы
Сложите лоскут пополам — лицом к лицу — так, чтобы внешняя сторона была изнаночной. Положите его перед собой, наложите на него бумажную выкройку и обведите мелом. Можно бумажную выкройку положить так, чтобы с одной стороны перчатка пролегала по линии сгиба ткани, тогда эту часть вам не надо будет сшивать.
После того как вы обвели бумажную выкройку, ее можно снять. Теперь возьмите в руку ножницы. Только не торопитесь начинать ими работать, будьте внимательны и запомните: вырезать выкройку надо, обязательно прибавив с каждой стороны по 1-2 см на швы. Эту прибавку можно тоже нарисовать мелом, обведя уже нарисованную выкройку по контуру с нужной прибавкой.
Внизу для подгиба прибавьте не менее 5—6 см, потому что снизу перчатку придется еще подшивать, подогнув ткань, чтобы она не осыпалась.
После этого ножницами вырежьте выкройку перчатки. Старайтесь вырезать аккуратно, точно по проведенным вами линиям.
Теперь матерчатую заготовку будущей куклы би-ба-бо следует сшить по краям. Поскольку будущая перчатка состоит из двух довольно сложных, фигурных деталей, перед прочным пошивом края этих деталей надо сначала просто сметать друг с другом, чтобы они не сдвинулись. Сметывание производится по проведенным мелом контурам простым швом. Можно при этом делать довольно длинные стежки, лишь скрепляя две детали между собой. И стягивать такие швы надо очень слабо. Обратите внимание: сметывать надо выкройку лишь по верху и по бокам, не зашивая низ, в который будет продеваться рука.
После этого следует уже накрепко прошить перчатку по контуру, также оставляя незашитым низ. Прошивать тоже можно простым швом, только стежки надо делать чаще.
Чтобы изнутри швы не мешали работе кукловода, можно их обметать швом «через край». Нитку при этом не следует стягивать слишком сильно, чтобы швы не получились грубыми и не натирали руку.
После прошивания контура перчатки выверните ее и наденьте на руку. Проверьте, удобно ли вашей руке находиться в перчатке для будущей куклы, как там двигаются пальцы.
Но ваша работа еще не завершена. Посмотрите, у вас остался необработанным низ перчатки, его необходимо подшить. Такой вид работы называется словом «подрубка». Иногда мастерицы, которые занимаются пошивом одежды, говорят: «Осталось эту вещь подрубить».
- Что означает выражение «подрубить вещь»? (Подшить вещь снизу.)
Подверните дважды низ перчатки, чтобы исчез обрезанный край, и подшейте ее - подрубите. Для этого можно использовать как простой шов «вперед иголку», так и шов «через край». Шов «через край» выполнять немного сложнее, зато он придаст больше опрятности вашей поделке. Выполняя подрубку изделия, не следует торопиться, времени для работы у вас еще достаточно.
(Школьники выполняют подрубку низа изделия.)
VIII. Физкультминутка
Сейчас мы проведем игру «Правая - левая». Прошу всех встать, поставить руки на пояс и легонько попрыгать то на одной ноге, то на другой. По моей команде вы должны выставить вперед ту ногу, которую я попрошу.
(Педагог многократно читает стихи, в конце которых произносит слова «правая» или «левая».)
Прыг, прыг, прыжок,
Прямо с пятки на носок.
Правая!
Прыг, прыг, прыжок,
Прямо с пятки на носок.
Левая! И т. д.
IX. Завершение работы
(Школьники завершают работу по пошиву перчатки для куклы би-ба-бо.)
- Какие виды работы с тканью вы выполняли сегодня? (Кроили, сметывали, сшивали, подрубали.)
X. Рефлексия
- Какие виды кукол из кукольного театра вы знаете? (Куклы из теневого театра, марионетки, куклы на тростях, перчаточные куклы би-ба-бо.)
- К какой разновидности кукольного театра относится Петрушка? (Перчаточная кукла би-ба-бо.)
Из каких деталей состоит кукла би-ба-бо? (Из перчатки и головы.)
Какие виды работы с бумагой вы выполняли сегодня? Какие виды работы с тканью вы сегодня выполняли?
- Как двигаются и действуют куклы в театре по сравнению с действиями человека?
Как называется мастерство актеров кукольного театра? — Как проявили себя во время изготовления кукол для кукольного театра братья-Мастера? (Педагог проверяет выполнение заданий и выставляет оценки.) Сегодня вы выполнили первую часть работы по изготовлению куклы би-ба-бо. На следующем уроке вы займетесь выполнением детали головы для этой кукольной перчатки, тогда у нас получится настоящая, почти живая кукла. Если у вас есть желание и время, то вы можете дома изготовить еще одну перчатку для куклы би-ба-бо. Тогда на следующем уроке можно будет сделать детали головы сразу для двух кукольных героев. Вторая перчатка может быть даже другого цвета. Подумайте, что за персонажи из одной сказки смогут потом встретиться и в кого превратятся ваши заготовки для кукол би-ба-бо.
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Обрезки материи и мелкие кусочки тканей смахните в мусорное ведро. Проверьте, на месте ли находятся иголки! Уберите ножницы, мел, остатки материи.
На следующий урок принесите готовые перчатки, а также материалы для выполнения головы куклы би-ба-бо - плотную бумагу, фломастеры, ножницы, клей, карандаш. А также циркуль или круг-шаблон, размеры которого не менее 5 см в диаметре.
Урок 21. Театр кукол [завершение темы)
Цели: завершить изготовление куклы для кукольного театра; дать представление о работе артиста-кукловода; вспомнить приемы работы с шаблоном и циркулем.
Вид деятельности: конструирование из бумаги, бумажная пластика, смешанная техника — совмещение деталей из ткани и бумаги.
Планируемые результаты: школьники закрепят и расширят знания о кукольном театре; завершат работу над поделкой; приобретут навыки работы кукловода.
Оборудование: образцы кукол для кукольного театра, бумага, фломастеры, карандаши, циркуль, бумажные шаблоны, общий вид кукольного театра, изображения героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Примечание. Педагог заранее вырезает из бумаги геометрические формы — круги-шаблоны для изготовления головы куклы би-ба-бо.
Ход урока
I Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II Вводное слово
- Какие куклы выступают в кукольных театрах мира?
- Из чего изготавливают кукол для кукольного театра?
- Какой работой вы занимались на прошлом уроке?
- Поясните слова: «Кукла в кукольном театре действует утрированно».
- Как называется мастерство артиста-кукловода? Сегодня вы завершите изготовление куклы би-ба-бо. Но вам придется работать не с тканью, как на прошлом уроке, а с бумагой: из нее надо будет изготовить голову для куклы.
III. Беседа по теме урока
- Посмотрите на иллюстрации, выставленные на доске. Из какой сказки эти герои?
- Как зовут этих героев? (Буратино и Мальвина.)
По сюжету сказки ее персонажи в финале попадают в кукольный театр. Посмотрите на рисунок - вот как выглядит общий вид кукольного театра.
(Школьники рассматривают схему кукольного театра.)
Зрителей и актеров разделяет специальная загородка - ширма, зрители находятся по одну сторону от ширмы, а актеры - по другую. Зрители видят только их руки с надетыми на них куклами би -бa-бо. Демонстрация спектакля проходит сверху ширмы, которая куклам заменяет сцену.
- Какие составные части есть в кукле би-ба-бо? (Перчатка и голова.)
- Какой из этих предметов вы изготавливали на прошлом уроке? (Перчатку.)
На прошлом уроке вы делали перчатки для куклы би-ба-бо. Это у таких кукол есть одна особенность: они отличаются друг от друга - в основном, деталью головы. Ведь можно сшить несколько совершенно одинаковых перчаток и только надеть на них разные головы. Вот и получатся изображения разных героев. Значит, наша перчатка - важная заготовка для куклы, но этого явно недостаточно.
Сегодня нам надо сделать для перчатки голову.
Чаще всего для кукол би-ба-бо головы выполняют из папье-маше. Для этого сначала художник делает эскиз будущей куклы, а потом мастер воспроизводит все детали кукольной головы и нужные черты лица, которые придумал художник. Делается заготовка кукольной головы из пластилина, затем она в несколько слоев покрывается слоями бумаги, и при высыхании получается кукольная головка из папье-маше. Но есть и другие приемы выполнения головы для перчаточных кукол. Сегодня с одним из них вы познакомитесь.
— Заканчивая прошлый урок и подводя его итоги, вы получили домашнее задание. Какое? (Сшить еще одну перчатку для куклы би-ба-бо и подумать, какие герои могли бы встретиться в сценке кукольного театра.)
— Каких героев (кукол би-ба-бо) вы бы хотели смастерить для кукольного представления? (Ответы школьников.)
Сегодня вы попробуете сделать голову нашей куклы в более простой технике — из двух кружков плотной бумаги, нужным образом раскрашенных. Такую деталь тоже можно применять для создания кукол. Сделать ее проще, чем из папье-маше, зато прослужит она меньше, ведь бумага менее долговечна.
Для начала надо сделать заготовки-круги из плотной бумаги, из которых мы выполним кукольные головки. Тем, у кого есть только одна перчатка, надо будет вырезать два круга. А тем, кто дома сшил еще одну такую перчатку, можно изготовить две разные головы: для разных персонажей одной сказки.
Пока мы все сделаем голову сказочного героя для первой перчатки. Угадайте его имя по моей загадке.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
С. Найденова
Конечно же, вы все отгадали имя этого сказочного мальчика, который вместо того, чтобы отправиться с «Азбукой» в школу, как хотел его папа Карло, попал в кукольный театр Карабаса-Барабаса.
— Назовем все вместе хором имя этого литературного героя. (Буратино.)
Верно, это герой всем хорошо знакомой и всеми любимой книжки писателя Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
IV. Работа в тетради
Запишите в тетрадях тему урока: «Завершение работы по изготовлению куклы би-ба-бо» и перечислите этапы работы.
1. Вырезать из бумаги круги и раскрасить их.
2. Склеить детали кругов парами.