Мир в красках, формах и линиях
Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые, кривые, широкие, узкие, тонкие, разных цветов) и формы. Музыкальный фон подбирается в соответствии с проблемами ребенка (успокаивающий, стабилизирующий или активизирующий).
Спонтанное рисование под музыку.
Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка (можно это делать с закрытыми глазами). Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, цветные мелки, фломастеры, сангина, уголь и др. Можно предложить детям послушать два контрастных музыкальных фрагмента: «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Ария Царицы ночи» Моцарта подумать какой цвет наиболее подходит к каждой музыке. Затем повторно звучат отрывки и дети рисуют под их звуки (оптимально рисуют пальцами с разной краской на каждом из них). После рисования рисунки рассматриваются и дети дают пояснения.
Музыкальный сквиггл
Сквиггл – это изображение на листе бумаги беспорядочных знаков черного цвета. Педагог и ребенок или два ребенка садятся за стол друг против друга, положив перед собой два карандаша и бумагу. Один изображает свиггл и просит другого превратить его во что- нибудь, идет обсуждение, что получилось, и далее каждый из участников в свою очередь дорисовывает изображение. По ходу игры участники рассказывают о содержании своего этапа рисунка и обо всем, что они думают. Это задание выполняется под спокойную музыку, которая, кроме того, фиксирует время рисования каждого из участников.
Глиняные каракули Р. Френкель.
Дети работают с глиной, используя предметы и оборудование (вода, набор инструментов: колотушка, штампы, палочки, стеки, резиновые жгуты, толстые доски), как с закрытыми глазами, так и открытыми, производя под музыкальный ритм, отбивание ударов в такт музыки, разрывания на кусочки, катание шаров и других форм, отщипывания и пришлепывания руками.
Лепка по кругу.
Это задание выполняется с диагностической целью проявлений бессознательного. Дети сидят за круглым столом и каждый начинает лепить свою фигуру, по сигналу передают свое изделие по кругу, дополняя к ним все новые и новые детали до тех пор, пока к ним не возвратится их работа.
Испугай свой страх
Вар. 1. Ребенку предлагают изобразить свой страх на бумаге или вырезать его (маска страха) «Как звучит твой страх?», « От каких звуков тебе особо страшно?» Затем этот рисунок прячется в волшебную коробочку, где под «волшебную музыку» страх превращается во что то доброе и красивое (из коробочки вынимают другой рисунок)
Вар.2. Ребенку предлагают испугать свой страх громкими, резкими, устрашающими звуками (барабаны, металлические тарелки, гонг, бочка, крышки от кастрюль и др.)
Страшные сны. Л.Дж.Эгр.
Ребенок рассказывает свой сон или о своем страхе, когда он доходит до страшного места, ему предлагают придумать другой благополучный конец, в начале которого «включают кнопку», меняющую ход сна. Предварительно «включение кнопки» сопровождают активной и бурной музыкой. Далее с ребенком проводят беседу, о том ,что эта кнопка помогает прогнать страх. Механизм воздействия связан с музыкой, которая актуализирует в памяти ребенка эмоцию победы.
Импровизация на ударных инструментах
Ребенку предлагают на любом выбранном инструменте (лучше ударном) показать ритмами и скоростью то чувство, которое он сейчас испытывает, а другие дети должны отгадать передаваемую эмоцию.
Раскрась свою жизнь.
Ребенка просят цветом показать, что он испытывает сейчас, каким цветом он обозначил бы счастье, печаль, злость и др.
Мелодия моего имени.
Ребенка просят пропеть свое имя или какую-нибудь фразу. Например: спеть, что он сейчас делает «Меня зовут Миша», «Я сейчас играю с мячом». Усложнение – ребенка просят спеть свое имя или фразу с разными интонациями – гнева и решительности, печали и уныния, веселья и спокойствия.
Тонирование.
Во время занятий по психокоррекции можно использовать тонирование для уравновешивания функций мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, повышения чувства благополучия. Тонируют дети на удобной для них ноте.
Звук «м-м-м» - снимает стресс,
Звук «а-а-а» - немедленно вызывает расслабление,
Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин.
3-5 минутное его произношение стимулирует мозг, повышает активность организма.
Звук «о-о-о» - средство мгновенной настройки организма.
Дирижер
Ребенку предлагают продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что приводит к заметному психотерапевтическому процессу.
Спонтанный танец
Дети танцуют под музыку с легкими цветными шарфами, разными движениями выражают свое восприятие ее мелодий.