Основные виды педагогической деятельности

Тема 1. Введение в педагогическую профессию

Профессиональная деятельность и личность педагога

1. Цели и задачи модуля МДК 03.01 Пед.деятельность

2. Сущность педагогической деятельности.

Смысл педагогической профессии. Цели и задачи педагогической деятельности.

3. Основные виды педагогической деятельности

Воспитательная работа. Преподавание.

4. Структура педагогической деятельности

Конструктивная деятельность. Организаторская деятельность. Коммуникативная деятельность. Гностическая деятельность.

5. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к личности педагога

Профессиональная готовность к педагогической деятельности. Аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и умения педагогического общения. Компетенции педагогической техники. Профессиограмма как модель личности учителя.

Сущность педагогической деятельности

Что такое деятельность?

Доктор пед.наук Иван Подласый определяет понятие «деятельность», как многообразие занятий человека – все то, что он делает.

Смысл пед.профессии выявляется в деятельности, которую осуществляет ее представители и которая называется педагогической.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере СМИ.

Однако, в первом случае эта деятельность является профессиональной, а во втором – общепедагогической, которую вольно и невольно осуществляет каждый человек по отношению к окружающим людям и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Пед. Деятельность как профессия имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, училищах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Системообразующей характеристикой деятельности, в т.ч. и педагогической является цель (А.Н.Леонтьев).

Цель пед.деятельности связана с реализацией цели воспитания – это создание условий для гармонического развития личности, подготовки подрастающего поколения к труду и жизни в обществе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Создать личностно-развивающую среду

2. Организовать разнообразные виды деятельности учащихся: учебную, трудовую, игровую

Организовать упражнения видами деятельности учащихся и развитие познавательного процесса

Пед.деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению соц.ролей в обществе.

Основные виды педагогической деятельности

Традиционно основными видами деятельности пед.професии является преподавание и воспитательная работа.

Критерии Преподавание Воспитательная работа
Основная задача Это такой вид пед.деятельности, который преимущественно направлен на познавательную деятельность школьников Это такой вид пед.деятельности, который направлен на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности
Основная форма осуществления Любая форма, но чаще урок Любая форма
Время Жесткие временные ограничения Нет жестких рамок, т.к. недостижима в ограниченные временные сроки
Подготовительный период Не предполагается Подготовительный период более длительный, чем основной
Результаты Практически однозначно определяются деятельностью учителя Воспитатель должен считаться с другими влияниями на воспитанника
Критерий эффективности Достижение поставленной учебной цели. Позитивные изменения в сознании воспитанника, которые проявляются в поведении и поступках
Содержание Проходит согласно программе Нет возможности полностью и однозначно определить содержание

Таким образом, профессиональная подготовка учителей имеет целью формирование их готовности к управлению целостным пед.процессом.

Наши рекомендации