Основные виды педагогической деятельности
Тема 1. Введение в педагогическую профессию
Профессиональная деятельность и личность педагога
1. Цели и задачи модуля МДК 03.01 Пед.деятельность
2. Сущность педагогической деятельности.
Смысл педагогической профессии. Цели и задачи педагогической деятельности.
3. Основные виды педагогической деятельности
Воспитательная работа. Преподавание.
4. Структура педагогической деятельности
Конструктивная деятельность. Организаторская деятельность. Коммуникативная деятельность. Гностическая деятельность.
5. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к личности педагога
Профессиональная готовность к педагогической деятельности. Аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и умения педагогического общения. Компетенции педагогической техники. Профессиограмма как модель личности учителя.
Сущность педагогической деятельности
Что такое деятельность?
Доктор пед.наук Иван Подласый определяет понятие «деятельность», как многообразие занятий человека – все то, что он делает.
Смысл пед.профессии выявляется в деятельности, которую осуществляет ее представители и которая называется педагогической.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере СМИ.
Однако, в первом случае эта деятельность является профессиональной, а во втором – общепедагогической, которую вольно и невольно осуществляет каждый человек по отношению к окружающим людям и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Пед. Деятельность как профессия имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, училищах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Системообразующей характеристикой деятельности, в т.ч. и педагогической является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель пед.деятельности связана с реализацией цели воспитания – это создание условий для гармонического развития личности, подготовки подрастающего поколения к труду и жизни в обществе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Создать личностно-развивающую среду
2. Организовать разнообразные виды деятельности учащихся: учебную, трудовую, игровую
Организовать упражнения видами деятельности учащихся и развитие познавательного процесса
Пед.деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению соц.ролей в обществе.
Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами деятельности пед.професии является преподавание и воспитательная работа.
Критерии | Преподавание | Воспитательная работа |
Основная задача | Это такой вид пед.деятельности, который преимущественно направлен на познавательную деятельность школьников | Это такой вид пед.деятельности, который направлен на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности |
Основная форма осуществления | Любая форма, но чаще урок | Любая форма |
Время | Жесткие временные ограничения | Нет жестких рамок, т.к. недостижима в ограниченные временные сроки |
Подготовительный период | Не предполагается | Подготовительный период более длительный, чем основной |
Результаты | Практически однозначно определяются деятельностью учителя | Воспитатель должен считаться с другими влияниями на воспитанника |
Критерий эффективности | Достижение поставленной учебной цели. | Позитивные изменения в сознании воспитанника, которые проявляются в поведении и поступках |
Содержание | Проходит согласно программе | Нет возможности полностью и однозначно определить содержание |
Таким образом, профессиональная подготовка учителей имеет целью формирование их готовности к управлению целостным пед.процессом.