История развития дистанционного образованиясобов зранения, передачи и доступа к информационным ресурсам обучения.обучение. его с расширяющимся доступом к ПК
Практически невозможно дать ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное образование?».
Дистанционное образование и его развитие связано с несколькими информационными революциями, которые существенно изменили общественные отношения по отношению к сфере по обработки информации. 1-ая информационная революция связана с изобретением письменности, этот качественный скачок в обработке информации привёл к возможности передачи знаний от текущего поколения к последующему. 2-ая информационная революция (середина 16 века) вызвана изобретением книгопечатанием, которая радикально изменила способы хранения, обработки и передачи информации. 3-я информационная революция (конец 19 века) обусловлена изобретением электричеством, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме. 4-ая информационная революция (70-е годы 20 века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, комп. сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрационные учебники. Прообразом современного дистанционного обучения является так называемая обучение по переписке (Corresponding learning). Истоки которого были заложены в Европе в середине 19 века. В 1856 году в Берлине создан институт, основанный на заочной форме обучения иностранным языкам. Однако в 1850 году в России был создан институт заочного обучения. Многие исследователи считают, что история современного дистанционного обучения имеет советские корни. В ходе контакта между бывшей антигитлеровской коалиции британских ученых интересовал советский опыт организации заочного образования. Поэтому в Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. В течение 20 века подобные учебные заведения были созданы во многих странах. Например, в Европе (Испании) национальный университет дистанционного образования (UNED) (58 центров в стране и 9 за рубежом). Балтийский университет объединил 10 стран балтийского региона. Ниже в таблице приведены некоторые из наиболее значительных университетов, развивающих дистанционные образовательные технологии. Это так называемые мегауниверситеты, те в которых численность студентов измеряется десятками и даже сотнями тысяч.
Таблица - Мегауниверситеты дистанционного обучения
Страна | Название университета | Год создания | Сокращенное название |
Китай | China TV University System (телевизионный университет, где учатся свыше 500 тысяч студентов) | CTVU | |
Франция | |||
Индия | |||
Индонезия | |||
Иран | |||
ЮАР | |||
Испания | |||
Тайланд | |||
Турция | |||
Великобритания |
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. В РФ с начала 90-х годов 20 века начали активно изучать проблемы, связанные с дистанционным образованием. К таким проблемам относится:
1) определение понятия дистанционного образования;
2) изучение взаимодействия между обучаемым и обучающим;
3) определение стратегии и технологии дистанционного образования, при этом дистанционного образование рассматривается не как альтернатива системы заочного образования, а как средство модернизирующее данный тип образования;
Определение 1. Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного диалогового асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студента между собой и со средствами обучения индиффирентными к их расположению в пространстве и во времени.
Определение 2. Дистанционное образование (ДО) – это такая педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.
Рынок образовательных услуг ДО в России соизмерим с потребностями образования по дневной форме обучения. В системе ДО в настоящее время нуждаются многочисленные социальные группы населения: руководители и менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях различной формы собственности… офицерский состав, …, студенты, желающие получить второе дополнительное образование, …, заключенные, …, люди с физическими недостатками.
Суть ДО состоит в максимизации выгод от самообучения, в оптимизации условий при которых самообучение возможно, т.е. не учитель, а студент становится ключевой фигурой в процессе обучения.
Существенные характеристики ДО:
1) свобода выбора места, времени и темпа обучения;
2) студенты сами строят программу знаний, выбирая курсы по своему усмотрению.
Лекция 4