Нако для проверки их усвоения не следует в дальнейшем за-

давать детям, например, такие вопросы: «Как найти умень-

шаемое?», «Как найти вычитаемое?», «Как найти слагаемое

Желательно, чтобы учащиеся запоминали правила не-

Произвольно, в процессе их применения для выполнения раз-

личных заданий. Например, выполняя задание 99 (1) и со-

ставляя равенство 9_3_12, ученики используют правило:

«Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то полу-

чим другое слагаемое»и записывают равенства: 12 _ 3 _ 9,

12 _ 9 _ 3.

А составив, например, равенство 11 _ 8 _ 3, с помощью

правил, данных в задании 98 б), записывают равенства:

11 _ 3 _ 8, 3 _ 8 _ 11.

Задание 101 выполняется либо коллективно на доске, ли-

Бо самостоятельно в тетрадях. Коллективную работу на дос-

Ке можно организовать по рядам, разделив доску на 3 части.

В первой части учитель заранее записывает числа от 1 до 11,

Во второй от 1 до 12, в третьей от 1 до 13. Ученики каждого

Ряда составляют на доске суммы тех чисел, которые соедине-

Ны линиями, и находят их значения. Аналогичные задания

Дети уже выполняли в первом классе при изучении состава

Однозначных чисел.

Рекомендуем дополнить урок № 70, 71, 73, 74 ТПО № 1

И выполнить тест 16.

На дом: задания 99 (2), 100, № 72 ТПО № 1.

УРОК 23. (Задания 102_108)

Цель Рассмотреть состав числа 13 и соответствующие слу-

Чаи вычитания.

После проверки домашней работы ученики самостоятельно

записывают равенства в тетрадях, выполняя задание 102.

При проверке, пользуясь рисунками, дети комментируют

вычислительный приём.

Задание 103 аналогично заданию 92.

Методические рекомендации к урокам. I четверть

В задании 104 дети также самостоятельно записывают

Равенства в тетрадях. (7 _ 6 _ 13, 13 _ 7 _ 6, 9 _ 4 _ 13,

При проверке советуем учителю выяснить у де-

тей: «Какое ещё равенство можно записать, пользуясь ра-

венством 13 _ 6 _ 7?» Дети воспроизводят правило: «Если

Из уменьшаемого вычесть значение разности, то получим

вычитаемое» и записывают равенство 13 _ 6 _ 7. В случае

Затруднения ученики находят правило в учебнике (учитель

Указывает страницу) и читают его. Аналогичный вопрос по-

Лезно задать по отношению к равенству 9 _ 4 _ 13.

Задание 106 (1, 2) советуем выполнить по вариантам.

Первый вариант _ первый столбец, второй вариант _ второй

Столбец. Записав равенства в тетрадях, дети проверяют рабо-

Ту друг у друга.

Задание 107 обсуждается фронтально. Дети комменти-

Руют, что обозначает каждое число, например, в выражении

Число 7 обозначает количество коротких звеньев ло-

Маной, а число 6 _ количество длинных звеньев ломаной.)

Аналогичные комментарии ученики дают к выражениям под

Рисунками 2 и 3 . Отвечая на вопрос задания, учащиеся вос-

производят правило: «Если из значения суммы вычесть одно

слагаемое, то получим другое», поясняют его на рисунках

(если убрать короткие звенья ломаной, то останутся длинные

Звенья; если убрать длинные звенья, то останутся короткие

звенья) и записывают ещё по два равенства к каждому.

Рекомендуем включить в урок № 76, 77 ТПО № 1 и выпол-

Нить тест 17.

На дом: задания 106 (3, 4), 108.

УРОК 24. (Задания 109_116)

Цель. Продолжить работу по усвоению состава чисел 11,

Дать установку на запоминание состава числа 13.

После проверки домашнего задания дети работают с зада-

Нием 109. Учитель организует их деятельность в соответс-

твии с установкой «Постарайся запомнить!». Советуем из-

Готовить на уроке помимо карточек с составом числа 13 все

Карточки с соответствующими случаями вычитания, если

Учащиеся не сделали этого раньше. В результате к данно-

Му уроку в конверте должно быть 32 карточки, на обратной

Методические рекомендации к урокам. I четверть

Стороне которых записаны значения выражений. Ученики

Используют эти карточки для самоконтроля и взаимоконт-

роля на уроке и дома. Приведём эти карточки:

9 _ 2 8 _ 3 7 _ 4 6 _ 5

11 _ 2 11 _ 8 11 _ 7 11 _ 6

11 _ 9 11 _ 3 11 _ 4 11 _ 5

9 _ 3 8 _ 4 7 _ 5 6 _ 6

12 _ 3 12 _ 4 12 _ 5 12 _ 6

12 _ 9 12 _ 8 12 _ 7

9 _ 4 8 _ 5 7 _ 6

13 _ 4 13 _ 5 13 _ 6

13 _ 9 13 _ 8 13 _ 7

В задании ____________110 учащиеся сначала измеряют каждый от-

резок, оформляя запись в тетрадях: ЕД _ 2 см; АК _ … см,

МЕ _ … см и т.д., а затем находят сумму длин отрезков в соот-

Ветствии с условием задания. Рекомендуем дополнить зада-

Ние построением отрезков, длина каждого их которых равна

Наши рекомендации