Нако для проверки их усвоения не следует в дальнейшем за-
давать детям, например, такие вопросы: «Как найти умень-
шаемое?», «Как найти вычитаемое?», «Как найти слагаемое
Желательно, чтобы учащиеся запоминали правила не-
Произвольно, в процессе их применения для выполнения раз-
личных заданий. Например, выполняя задание 99 (1) и со-
ставляя равенство 9_3_12, ученики используют правило:
«Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то полу-
чим другое слагаемое»и записывают равенства: 12 _ 3 _ 9,
12 _ 9 _ 3.
А составив, например, равенство 11 _ 8 _ 3, с помощью
правил, данных в задании 98 б), записывают равенства:
11 _ 3 _ 8, 3 _ 8 _ 11.
Задание 101 выполняется либо коллективно на доске, ли-
Бо самостоятельно в тетрадях. Коллективную работу на дос-
Ке можно организовать по рядам, разделив доску на 3 части.
В первой части учитель заранее записывает числа от 1 до 11,
Во второй от 1 до 12, в третьей от 1 до 13. Ученики каждого
Ряда составляют на доске суммы тех чисел, которые соедине-
Ны линиями, и находят их значения. Аналогичные задания
Дети уже выполняли в первом классе при изучении состава
Однозначных чисел.
Рекомендуем дополнить урок № 70, 71, 73, 74 ТПО № 1
И выполнить тест 16.
На дом: задания 99 (2), 100, № 72 ТПО № 1.
УРОК 23. (Задания 102_108)
Цель Рассмотреть состав числа 13 и соответствующие слу-
Чаи вычитания.
После проверки домашней работы ученики самостоятельно
записывают равенства в тетрадях, выполняя задание 102.
При проверке, пользуясь рисунками, дети комментируют
вычислительный приём.
Задание 103 аналогично заданию 92.
Методические рекомендации к урокам. I четверть
В задании 104 дети также самостоятельно записывают
Равенства в тетрадях. (7 _ 6 _ 13, 13 _ 7 _ 6, 9 _ 4 _ 13,
При проверке советуем учителю выяснить у де-
тей: «Какое ещё равенство можно записать, пользуясь ра-
венством 13 _ 6 _ 7?» Дети воспроизводят правило: «Если
Из уменьшаемого вычесть значение разности, то получим
вычитаемое» и записывают равенство 13 _ 6 _ 7. В случае
Затруднения ученики находят правило в учебнике (учитель
Указывает страницу) и читают его. Аналогичный вопрос по-
Лезно задать по отношению к равенству 9 _ 4 _ 13.
Задание 106 (1, 2) советуем выполнить по вариантам.
Первый вариант _ первый столбец, второй вариант _ второй
Столбец. Записав равенства в тетрадях, дети проверяют рабо-
Ту друг у друга.
Задание 107 обсуждается фронтально. Дети комменти-
Руют, что обозначает каждое число, например, в выражении
Число 7 обозначает количество коротких звеньев ло-
Маной, а число 6 _ количество длинных звеньев ломаной.)
Аналогичные комментарии ученики дают к выражениям под
Рисунками 2 и 3 . Отвечая на вопрос задания, учащиеся вос-
производят правило: «Если из значения суммы вычесть одно
слагаемое, то получим другое», поясняют его на рисунках
(если убрать короткие звенья ломаной, то останутся длинные
Звенья; если убрать длинные звенья, то останутся короткие
звенья) и записывают ещё по два равенства к каждому.
Рекомендуем включить в урок № 76, 77 ТПО № 1 и выпол-
Нить тест 17.
На дом: задания 106 (3, 4), 108.
УРОК 24. (Задания 109_116)
Цель. Продолжить работу по усвоению состава чисел 11,
Дать установку на запоминание состава числа 13.
После проверки домашнего задания дети работают с зада-
Нием 109. Учитель организует их деятельность в соответс-
твии с установкой «Постарайся запомнить!». Советуем из-
Готовить на уроке помимо карточек с составом числа 13 все
Карточки с соответствующими случаями вычитания, если
Учащиеся не сделали этого раньше. В результате к данно-
Му уроку в конверте должно быть 32 карточки, на обратной
Методические рекомендации к урокам. I четверть
Стороне которых записаны значения выражений. Ученики
Используют эти карточки для самоконтроля и взаимоконт-
роля на уроке и дома. Приведём эти карточки:
9 _ 2 8 _ 3 7 _ 4 6 _ 5
11 _ 2 11 _ 8 11 _ 7 11 _ 6
11 _ 9 11 _ 3 11 _ 4 11 _ 5
9 _ 3 8 _ 4 7 _ 5 6 _ 6
12 _ 3 12 _ 4 12 _ 5 12 _ 6
12 _ 9 12 _ 8 12 _ 7
9 _ 4 8 _ 5 7 _ 6
13 _ 4 13 _ 5 13 _ 6
13 _ 9 13 _ 8 13 _ 7
В задании ____________110 учащиеся сначала измеряют каждый от-
резок, оформляя запись в тетрадях: ЕД _ 2 см; АК _ … см,
МЕ _ … см и т.д., а затем находят сумму длин отрезков в соот-
Ветствии с условием задания. Рекомендуем дополнить зада-
Ние построением отрезков, длина каждого их которых равна