Отношение к гуманистическим ценностям

Характер суждений Младшие подростки Старшие подростки Старшеклассники
Характер проявлений в деятельности Когнити-вный Поведенческий Когн-й Повед-й Когн-й Повед.
1. Ценят в людях доброту, отзывчивость. Проявляют гуманистический характер отношений в поведении и деятельности. Считают, что у человека должен быть идеал, называют, на кого хотели бы походить сами. 2. Проявляют устойчивое стремление к общению и коллективной деятельности.            

2. Проанализируйте и оцените с позиций коренных духовно-нравственных понятий складывающуюся в обществе социокультурную ситуацию, известные Вам факты социальной, политической, массово-культурной жизни, поведение близких Вам и известных людей.

3. Напишите краткую критическую рецензию на современную журнальную или газетную статью, книгу, телепередачу, фильм о проблемах духовного, нравственного или бездуховного воспитания.

4.Организуйте практические дела детей, их благотворительность, движимые любовью, состраданием, совестью, добротой, связанные с личной ответственностью перед людьми и самим собой.

Тема 28. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Литература:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. (Педагогика твоего тысячелетия). - М.: Изд-во Психолого-соц. института, 2002. – 352 с.

2. Вильясис Р., Мокшин К. Компьютеры в школе. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988. – 336 с.

3. Дистанционное обучение: Уч. пособие /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 1998. -192 с.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

5. Информатика 10-11 класс. /Под. ред. Макаровой. СПб.: Питер, 2002. -304 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. /Под. ред. В.С. Полат, - М.: Академия - 2002.

7. Ширшов Е.В. и др. Основы информации.- Архангельск, АГТУ, 2003. - 144 с.

Практическое задание: с помощью программы Power Point создать презентацию одной учебной темы.

Тема 29.ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Литература:

1. Бестужев- Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. - М., 1998.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М., 1999.

3. Кулебс 3.Ф. Кризис образования в современном мире. /Пер. с англ. - М., 1970.

4. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития. //Педагогика.-1998.-№8.

5. Тхангасаев Х.Г. О новой парадигме образования. //Педагогика. -1999. -№1.

6. Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1981.

Практическое задание (на выбор):

1.Напишите эссе на тему: «Каким Я вижу образование XXI века».

2.Опросите трех родителей об их отношении к современной школе, к типам школ, уровню их работы, что они хотят от современного образования, какие проблемы в воспитании детей их больше всего волнуют. Проанализируйте полученные результаты. Сделайте выводы.

3.О минусах платного образования сейчас говорится и пишется много. Вам предстоит более трудная задача: напишите плюсы платного образования. Выводы обоснуйте.

Тема 30.ОТ ГЛИНЯНОЙ ТАБЛИЧКИ К УНИВЕРСИТЕТУ: МИРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Литература:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999.

2. Корнетов Г.Б. История педагогики (введение в курс «История образования и педагогической мысли») - М., Изд-во УРАО, 2002.

3. Корнетов Г.Б. Школа, воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока (Древность и Средние века). - М., 1993.

4. Педагогика народов мира: История и современность. /Под. ред. К.И. Салимовой. - М., 2001.

5. Розов Н. Ценности и образование (вехи истории Европейской мысли) //ALMA MATER. - 1991.- №12.

6. Российская педагогика: В 2-х т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. - М., 1993, Т.2. 1999.

7. Цирюльников А.М. История образования в портретах и документах. - М., 2001.

Творческое задание: напишите эссе на тему: «Каким я вижу АГТУчерез 25-30 лет?»

Тема 31.УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. ВИДЫ ЛОЖНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: МГУ, 1990.

2. Анзорт Л. Дети и семейный конфликт. - М., 1988.

3. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми //Избранные психологические произведения, - М., 1975.

4. Гардин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М., 1971.

5. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Уч. пособие. - М., 1997.

6. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. - М., 1989.

7. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

Практическое задание: напишите эссе о ребенке из знакомой Вам семьи, где уже четко прослеживаются результаты ошибок семейного воспитания.

Тема 32.ДЕТСТВО И РЕБЕНОК В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону, 1991.

2. Детство: Краткий словарь-справочник. - М., 1996.

3. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М., 1988.

4. Мир детства: дошкольник. - М., 1987.

5. Мир детства: младший школьник. - М., 1988.

6. Мир детства: подросток. - М., 1989.

7. Мир детства: юность. - М., 1991.

Практическое задание: написать отзыв о художественной книге или фильме о детях.

Тема 33.РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Литература:

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь.- М.,1989.

2. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М., - 1975. - 204с.

3. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок.- М.,1990.

4. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание - М.: Просвещение, 1990.

5. Овчинникова И.Г. Отцовство.- М.,1981.

6. Отец в современной семье. - Вильнюс,1998.

7. Руководство по предотвращению насилия над детьми. /Под ред. Н.К.Асановой. – М.: Владос, 1997.

Практическое задание: проведите тест «Какие мы родители?» с тремя испытуемыми и сделайте соответствующие выводы.

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Проверьте себя, ответив на вопросы: «да», «нет», «иногда». Этот тест предлагают чешские специалисты.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение резуль­татом вашего воспитания?

3. Единодушны ли Вы с супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержать­ся, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один их основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли Вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

За каждый положительный ответ напишите 2 очка, за ответ «иногда» — 1, за отрицательный — 0.

Менее 6 очков: о настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться своим образованием в этой области.

7—14 очков: вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены — дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков: вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Тема 34.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Литература:

1. Афанасьева Т.М. Семья. - М., 1985.

2. Баркан А.И. Его Величество ребенок, какой он есть. - М., 1996.

3. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1986.

4. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. - М., 1985.

5. Добсон Дж. Непослушный ребенок. - М., 1992.

6. Кручинка М. Ребенок с характером. - СПб., 1996.

7. Миронова А.И. Критические периоды детства. - М., 1979.

Практическое задание: предложите респондентам (от 5 до 15 лет) нарисовать идеальную семью (или написать, какой они представляют идеальную семью). Побеседуйте после выполнения задания. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.

Тема 35. ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОГО И НЕОБХОДИМОГО

Литература:

1. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. //Избр. психол. произ. - М., 1979.

2. Борман Р, Шиле Г. Родителям о половом воспитании. О подготовке подростков к браку и формированию семьи. -М., 1979.

3. Гадакина А.Д. Плоды запретов: Подросток и секс. - М., 1991.

4. Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании.- М., 1982.

5. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. - М., 1991.

6. Колосов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М., 1986.

7. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1989.

Практическое задание: проанализируйте и покажите плюсы и минусы средств массовой информации в освещении данного вопроса.

Тема 36.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ

Литература:

1. Буторина Т.С. Образовательные традиции Русского Севера //Образование и культура Северо-Запада России. Вып. 4. Университет: единство науки, образования и культуры: Вестник Северо-Западного отделения РАО – СПб.: 1999. – с. 264 –272.

2. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2000, - 68 с.

3. Киприянов В. Архангельск. – Архангельск: Родина Ломоносова, 1994. – 240 с.

4. Куратов А.А. Архангельский Север в истории России: Уч. книга для школьников и студентов - Архангельск: ПГУ, 2003. –212 с.

5. Поморская энциклопедия: В 5-ти томах./Под ред. Н.П.Лаверова. т.1. История Архангельского Севера /Под ред. В.Н.Булатова. Сост. А.А. Куратов. – Архангельск: ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001. – 483 с.

6. Синицина П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период): Учебное пособие. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, - 1996. – 142 с.

7. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере. /Под ред. Т.С. Буториной, В.А.Мясникова. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, - 1999. – 194 с.

Практическое задание: подберите материалы северных ученых, историков, писателей, публицистов, поэтов, в которых говорится о воспитании и образовании.

Тема 37.ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ПОМОРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Литература:

1. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. -Архангельск, 2001.

2. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов о воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1994.

3. Буторина Т.С., Щекина С.С. Поморская семья – основа народной педагогики. - Архангельск, 1999.

4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Мысль, 1983.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMA, 1999.

6. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М., 1991.

7. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. - М., 1992.

Практическое задание: напишите пословицы, поговорки, былины, сказки, образные выражения из Северного Поморского фольклора, в которых отражена категория «воспитание».

Тема 38. М.В.ЛОМОНОСОВ КАК УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ

Литература:

1. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М.В.Ломоносова, 1994, - 223 с.

2. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и Русская педагогическая культура. //Ломоносовские чтения. – Архангельск: Изд-во АГПИ им. М.В. Ломоносова. – 1991.

3. Буторина Т.С. Врата учености //Родина Ломоносова. Вып. 2 - Архангельск, 1991. – С. 87 - 89.

4. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогическая мысль России ХYIII века. - Вологда: Изд-во ВГПИ, 1990, - 93 с.

5. Буторина Т.С. Национально - региональный компонент в воспитании и образовании в условиях Архангельской области. Статья из сб. научных трудов //Национально - региональный компонент в образовании. /Под ред. Буториной Т.С. – Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М.В. Ломоносова, 1994.– С. 3- 8.

6. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2000, - 68 с.

Практическое задание: составьте кроссворд на тему: «Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии».

Тема 39. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Литература:

1. Буторина Т.С. Национально - региональный компонент в воспитании и образовании в условиях Архангельской области. //Национально - региональный компонент в образовании. /Под ред. Т.С. Буториной – Архангельск: ПМПУ им. М.В. Ломоносова, 1994. – С. 3 – 8.

2. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск: АО ИППК РО, 2000, - 68 с.

3. Буторина Т.С. Региональные особенности воспитательной среды Архангельского Севера. Сб. научных трудов //Социально - педагогические аспекты развития современной школы на Севере. – Вологда: ВГПИ, 1988. С. 5 - 15.

4. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев. //Советская педагогика. – 1987. - № 7.

5. Буторина Т.С., Волков Г.Н. Статьи о народной педагогике. //Советская педагогика. – 1989. - № 7. – С. 98 – 126.

6. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск: Хабаровское кн.изд., 1989, - 141 с.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

8. Максимов Ю.В. Родник творчества. - М.: Просвещение, 1988. – 124с.

Практическое задание: опишите народный поморский обряд, праздник, ритуал или игру.

Тема 40. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Литература:

1. Апаткин В.А. Художественная обработка дерева. – Архангельск: ИУУ, 1992.

2. Арбат Ю.А. Добрым людям на загляденье. - М.: Детская литература, 1974.

3. Арбат Ю.А. Красота вокруг нас. - М.: Искусство, 1962.

4. Арбат Ю.А. Путешествия за красотой. - М.: Искусство, 1966 .

5. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. - М.: Молодая гвардия, 1982.

6. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в Х1Х-нач. ХХ вв. Этнографические очерки, - М.: Изд-во Наука, 1983.

7. Богуславская И.Я. Об изучении народного орнамента. (Из истории собрания и изучения народного искусства). - Л.: 1991. – С. 117 - 123.

8. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка - Л.: Искусство, 1975. - 142 с.

9. Богуславская И.Я. Северные сокровища. (О народном искусстве Севера и его мастерах) - Архангельск: С-Зап. кн. изд-во, 1980.

Практическое задание: представить образец одного из народных ремесел, выполненных самостоятельно.

Дополнительные темы

1. Философия воспитания: проблемы, пути поиска.

2. Патриотическое и интернациональное воспитание.

3. Религия и атеизм в современной системе образования.

4. Основные тенденции развития высшей школы.

5. Воспитание гражданского долга и ответственности.

6. Проблемы современной российской семьи.

7. Методы воспитания и обучения в XXI веке.

8. Формирование здорового образа жизни как основа предупреждения негативных явлений в образовательной среде.

9. Психолого-педагогические основы использования компьютера в процессе обучения.

10. Нравственная культура личности: сущность и содержание.

11. Особенности экологического воспитания людей разного возраста.

12. Проблема наказания и поощрения в истории педагогики.

13. Элитарное образование: исторический опыт и современность.

14. Традиции православной педагогики.

15. Воспитание у детей установки на здоровый образ жизни.

16. Воспитание культуры межнационального общения.

17. Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества.

18. Самоактуализация личности и возникающие в ее процессе проблемы и трудности.

19. Научное и житейское понимание психических явлений.

20. Современное развитие психофизики.

21. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

22. Психология лжи.

23. Теории личности и межличностных отношений в современной психологии.

24. Парапсихология и уникальные способности человека.

25. Психическая напряженность и ее влияние на деятельность.

26. Развитие личности как цель воспитания.

27. Базисные категории психологии.

28. Психология жизни и смерти.

29. Психическое здоровье детей.

30. Психология эмоций, чувств, воли.

31. Психологическая защита в профессиональной деятельности.

32. Социально-психологическая совместимость коллег по работе как фактор нормализации психологического климата в коллективе.

33. Ситуация успеха в семейной педагогике.

34. Формирование самосознания в юношеском возрасте.

35. Кризис личности в отрочестве и психолого-педагогическая помощь ему.

36. Смысл жизни в системе ценностей семейного воспитания.

37. Воспитание мужской и женской социальной позиции у детей на разных возрастных этапах развития.

38. Внутренний конфликт и психолого-защитные механизмы у человека.

39. «Нестандартные» люди и как с ними общаться.

40. Молодежная субкультура и ее влияние на развитие подростка.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

3. Аверченко Л.К. Учебное пособие «Психология и педагогика». Серия «Высшее образование». – Москва – Новосибирск. Инфра-М-НЧАЭи У. 2002.

4. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.

5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?. - М., 1986.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. (2-е издание), «Питер». - СПб.: -2001.

7. Арнхейм Р. Визуальное мышление. //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1990.

8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

9. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. – М., 1972.-236с.

10. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1985, 318с.

11. Белая книга детства и образования в России. - М., 1995.

12. Белкин А.С. Знаете ли Вы своего ребенка?- М., 1986.

13. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.(Секреты психологии). - СПб.: Прайм Еврознак, 2001.

14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Под общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб., 1992.

15. Бим-Бад Б.М. И оборона детства. - М., 1995.

16. Блейлер Э. Аутистическое мышление. //Хрестоматия по общей психологии. - М., 1990.

17. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

18. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека с человеком. — М., 1982.

19. Бодина З.В. Развитие как «наращивание жизненности» //Воспитание школьников. - 1995.- №6.

20. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1998.

21. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977.

22. Бубер М. Проблема человека //Я и Ты. — М., 1993.

23. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск, АГТУ,2001.

24. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и Русская педагогическая культура. //Ломоносовские чтения. – Архангельск: Изд-во АГПИ им. М.В. Ломоносова. – 1991.

25. Буторина Т.С. Врата учености //Родина Ломоносова. Вып. 2 - Архангельск, 1991. – С. 87 - 89.

26. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов о воспитании и образовании. -М., Педагогика,1991.

27. Буторина Т.С. Национально - региональный компонент в воспитании и образовании в условиях Архангельской области. Статья из сб. научных трудов //Национально - региональный компонент в образовании. /Под ред. Т.С. Буториной. – Архангельск: ПМПУ им. М.В. Ломоносова, 1994. – С. 3 – 8.

28. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2004.

29. Буторина Т.С. Региональные особенности воспитательной среды Архангельского Севера. Сб. научных трудов //Социально - педагогические аспекты развития современной школы на Севере. – Вологда: Изд-во ВГПИ, 1988. С. 5 - 15.

30. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев. //Советская педагогика. – 1987. - № 7.

31. Буторина Т.С., Ширшов Е.В., Чурбанова О.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов. - Архангельск, АГТУ, 2004.

32. Вагин И. Психология жизни и смерти. Серия «Сам себе психолог». - СПб., Питер, 2003.

33. Валлон А. Психическое развитие ребенка, - М., 1968.

34. Васильева 3. А., С. М. Любинская. Резервы здоровья - М., 1984.

35. Величко Б.М. Современная когнитивная психология. - М.: МГУ, 1982.

36. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. - М., 1993.

37. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М., Класс, 1998.

38. Волков И.П. Цель одна – дорог много. - М., 1990.

39. Воспитать человека: Сб. нормативно-правовых материалов по про­блемам воспитания. — М., 2002.

40. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М., 2001.

41. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте //Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. Т. 2.

42. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997.

43. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

44. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1994.

45. Государство и дети: реальности России.- М., 1995.

46. Дела Торе А. Ошибки родителей. /Пер. с итал. - М., 1984.

47. Демоз Л. Эволюция детства //Его же. Психоистория. /Пер. с англ. - Ростов-на-Дону, 2000.

48. Джайнотт X. Дж. Родители и дети. — М., 1986.

49. Днепров Э.А. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации в России. //Педагогика. - 1996.- №6.

50. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной пси­хологии. - М, 2000.

51. Дружинин В. Н. Психология эмоций, чувств, воли. Творческий центр «Сфера». – М.,2003.

52. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка /Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1986.

53. Земская М. Семья и личность. - М., 1986.

54. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.

55. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской педагогики - М., 1994.

56. Иванова Е.Н., Эффективное общение и конфликты. - СПб., 1997.

57. История педагогики в России: Хрестоматия. /Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.

58. Каган В.Е Воспитание в сексологии. - М., 1991.

59. Каменская Е.Н. Основы психологии. Курс лекций (для студентов всех форм обучения). Серия «Зачет и экзамен».- Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003.

60. Кашапов Р. Р. Типология личности, или Какие мы разные. — М.,2002.

61. Караковский В.А. Воспитание…Воспитание? Воспитание! - М., 1996.

62. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1987.

63. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

64. Коновалов В.С. Подготовка к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. - М.: МГУ, 1991.

65. Коржова Е. Г. Психологическое познание судьбы человека. — СПб., 2002.

66. Корнетов Г.Б. История педагогики. - М., УРА О, 2002.

67. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования.- М., 2001.

68. Корчак Я. Как любить ребенка. Рус. пер. М., 1990.

69. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

70. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., Просвещение. 1985.

71. Кречмер Э.К. Гениальные люди. - М., 1999.

72. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997.

73. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

74. Кульневич С. В. Педагогика личности. Стратегия и тактика лич­ностного воспитания. — Ростов-на-Дону: 1995.

75. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. - М., МГУ, 1991.

76. Лебойе Ф. За рождение без насилия. /Пер. с фр. Репрод. изд. М., 1988.

77. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.

78. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. - М.: Педагогика.

79. Леонтьев Д. А. Психология смысла. — М., 2003.

80. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

81. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Изд-во «Детская литература», - М., 1989.

82. Лич Л. Младенец и ребенок. - М., 1988.

83. Лосева В.К. Психосексуальное развитие ребенка. - М., 1995.

84. Макаренко А.С. Половое воспитание. //Собрание соч. - М., 1957. Т.4.

85. Макарова И.В. Психология. (Краткий курс лекций). Серия «Технология правильного ответа». – М.: ЮРАЙТ. 2004.

86. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1977.

87. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. /О человеческом в человеке. - М., 1991.

88. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. //ООН. Права человека: изложение актов. - 1992, - №16.

89. Мильнер-Иринин Я. А. Этика, или Принципы истинной человеч­ности. - М., 1999.

90. Миронов В.Б. Век образования. - М., 1990.

91. Монтень М. Опыты. - М.- Л., 1960.

92. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3 –е изд. стереотип. - М.: Академия, 19998. – 456 с.

93. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.-Воронеж, 1998.

94. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д., Этика: словарь афоризмов и изречений, - М., 1995.

95. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М., 2000.

96. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3 е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – 608 с.

97. Немов Р.С. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: кн.1 Общие основы психологии- 3-е изд. - М: Гуманитарный изд. центр, Владос, 1997.

98. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. 1994. - М., 1995.

99. О человеческом в человеке /Под общ. ред. И. Т. Фролова. — М., 1991.

100. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпо­хи Возрождения о формировании личности (IV-XVII вв.) /Сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцева. — М., 1999.

101. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

102. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. - М., 1993.

103. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: книга для учащихся – М.: Просвещение, 1987.

104. Петрова М. А. Проблема человека в философии. — СПб., 1994.

105. Пол Экман. Психология лжи.- СПб., 2001.

106. Популярная психология для родителей. - М., 1989.

107. Проблема человека в западной философии: сб. переводов. - М., 1988.

108. Психологические тесты. Полная карманная энциклопедия. «ЭКСМО». – М., 2003.

109. Психолого-педагогичские знания родителям. – Л.: 1985.

110. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. //Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. С. 201-217.

111. Радищев Александр. О человеке, его смертности и бессмертии. //Серия: «Психология – Классика», – СПб., Питер. 2001.

112. Рат-Вег И. История человеческой глупости. рус. пер. - Дубна, 1996.

113. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. - М., 1995.

114. Римашевская Н.М. и др. Дети России: социально-экономические проблемы. - М.,1994.

115. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М., 2001.

116. Рубинштейн С. Л. Человек и мир //Проблемы общей психоло­гии. - М., 1976.

117. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. Т. 1.

118. Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека. //Педагогика. - 1993.

119. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.,1992.

120. Семейное воспитание: Краткий словарь. /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М., 1990.

121. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Еще раз о записке А.С.Пушкина « О народном воспитании». //Педагогика. - 1999. - №4.

122. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.

123. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия. — М., 2000.

124. Словарь по этике. /Под ред. А. А. Гусейнова и И.С. Кона. — М., 1989.

125. Смирнов С.Д. Гуманистические традиции образования. - М., 1996.

126. Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. - Екатеринбург, 1992.

127. Степашко Л.А. Философия и история образования. - М., 1999.

128. Субботский Е.В. Золотой век детства. - М., 1981.

129. Суботский.Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991, 206с.

130. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. – М.,1997.

131. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. – М.,1997.

132. Сухомлинский В.А. Родительная педагогика. - Новосибирск, 1985.

133. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.— М., 1987.

134. Тендряков В.А. Люди или нелюди? //Дружба народов. - 1989, - №2.

135. Тертель А.Я. Психология в вопросах и ответах (Учебное пособие). – М., Просмотр. 2004.

136. Ревская Н.Е. Психология и педагогика. Конспект лекций. СПб., Альфа, 2001.

137. Тесты для всех. – Киев: Довира, 1994.

138. Толстой Л. Н. Понятие жизни //Полн. собр. соч.: В 6 т. — М., 1936. Т. 26.

139. Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. — М., 1975.

140. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. — М., 1994.

141. Тугаринов В. П. Проблема ценностей в марксистской филосо­фии. - М., 1965.

142. Уилки Б. и др. Чудо секса. Как рассказать об этом ребенку. - М., 1992.

143. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1943.

144. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей - М.: Прогресс, 1989.- 400.

145. Философия образования для XXI века. - М., 1992.

146. Франк С. Л. Смысл жизни. — Париж, 1925.

147. Франки В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

148. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. - М., 1989.

149. Фромм А. Азбука для родителей. - Л.: Лениздат, 1991.

150. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. — М., 1998.

151. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу /Человек и его ценности. — М., 1988.

152. Фромм Э. Душа человека. рус. пер. - М., 1992.

153. Фромм Э. Искусство любить. — СПб., 2001.

154. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в запад­ной философии. — М., 1988.

155. Хвостов В. М. Этика человеческого достоинства. — М., 1998.

156. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. - Киев, 1990.

157. Человек в культуре Возрождения. /Отв. ред. Брагина Л. М. — М.,2001.

158. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку. - М.: Академия, 1997.

159. Чудновский В.Э. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990.

160. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. — М., 2000.

Приложение 1

Оформление титульного листа контрольной работы

Подольский социально-спортивный институт

Контрольная работа

Наши рекомендации