Зарубежные системы физической культуры и спорта
Система | Представитель (ли), года жизни | Особенности системы – упражнения (группы) |
Автор теории естественного развития человека | ||
Автор теории французского писателя и философа | ||
Школа филантропии | ||
Немецкая гимнастическое движение | ||
Шведское гимнастическое направление | ||
Сокольская система гимнастики | ||
Школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивнойи игровойдеятельности | ||
Метод, предложенный венгром | ||
Метод «естественной гимнастики» | ||
Бойскаутское движение | ||
Профессио-нально-прикладная физическая подготовка |
Второй раздел посвящен физической культуре и спорту в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации и состоит из следующих тем:
- «Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до второй половины XIX века»;
- «Создание и развитие в России системы физического воспитания (образования) и современных видов спорта во второй половине XIX–XX в.»;
- «Становление и развитие советской системы физического воспитания»;
- «Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе»;
- «Физическая культура и спорт в Российской Федерации».
Лекция 4. Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до второй половины XIX века.
План лекции:
1. Зарождение физической культуры у народов, проживающих на территории России. Общая направленность физического воспитания детей в VI–IX вв.
2. Физическое воспитание в ранний период феодализма (IX–XII вв.). Военно-физическая подготовка русского войска.
3. Древнеславянские летописи XI–XIII вв. и древнейшие русские былины – источники познания физического воспитания древней Руси.
4. Влияние особенностей развития русской культуры XIII–XVIII вв. на народные и государственные формы физического воспитания. Региональные особенности содержания народных физических упражнений: военно-физическая подготовка казачества, игры народов Севера, физические упражнения восточных славян, татар, башкир и др.
5. Реформы Петра I и их значение для становления государственной формы физического воспитания и развития физической культуры в Российской империи. Введение физического воспитания в среде русского дворянства в качестве одного из обязательных учебных предметов.
6. Развитие теории и практики физического воспитания отечественными мыслителями, просветителями, революционерами, полководцами XVIII в. – А. В. Суворов и др.
Контрольные вопросы:
1. Какие физические упражнения и игры входили в состав самобытной народной системы физического воспитания? Какова связь этой системы с трудом, военным делом и бытом народа?
2. Дайте характеристику основным источникам познания древней физической культуры в России.
3. В чём состояло своеобразие физического воспитания у древних славян?
4. Как осуществлялось физическое воспитание молодёжи в древнерусском государстве?
5. Какое влияние оказали реформы, проведённые в начале XVIII в., на развитие физической культуры и спорта?
6. С какого времени и в каких учебных заведениях была введена физическая подготовка как обязательный предмет?
7. Как складывалась и развивалась система физической подготовки в русской армии?
8. Перечислите основные средства физического воспитания в первых учебных заведениях России.
9. Заслуги Петра I.
10. А. В. Суворов – полководец, его заслуги.
Задания для самостоятельной работы:
I.Законспектируйте о казачестве._____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Законспектируйте о первом в русской литературе памятнике XVIII в.
«Гражданство обычаев детских»______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
II. Заполните таблицу 8.
Таблица 8