Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи: 1. Разработка системы непрерывного профессионального образования.
2. Организация правовой защиты интересов лиц с интеллектуальной недостаточностью в сфере профессионального обучения и трудовой деятельности.
3. Обеспечение лиц с интеллектуальной недостаточностью рабочими местами.
Таким образом, 1) система коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью на сегодняшний день является неполной: в стадии формирования находятся службы раннего вмешательства, абилитационные и реабилитационные центры.
2) в системе коррекционно-образовательных учреждений можно выделить доминирующие элементы:
А) по значимости: - ПМПК
- службы раннего вмешательства
- реабилитационные центры
- школы
- дошкольные образовательные учреждения
Б) по уровню сформированности: - школы
-дошкольные образовательные учреж-
дения
- ПМПК
- службы раннего вмешательства
- реабилитационные центры
3) некоторые элементы педагогической системы имеют возрастные ограничения (службы раннего вмешательства, школы, дошкольные образовательные учреждения)
4) обслуживающие системы характеризуются:
- коррекционной направленностью услуг, предлагаемых системой;
- дифференцированным характером коррекционно-образовательных услуг, предлагаемых детям.
5) на современном этапе начинают складываться системы интегрированной помощи детям с недоразвитием интеллекта.
Задание
1. Составить таблицу: «Педагогические системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью».
Компоненты пед. системы | Возрастные ограничения | Перечень коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и др. услуг. |
Служба раннего вмешательства | ||
ПМПК | ||
Дошкольные образовательные учреждения | ||
Школьные коррекционно-образовательные учреждения | ||
Абилитационные и реабилитационные центры |
2. Сформулировать перспективы развития системы коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Литература
1. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М. 1995.
2. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История обучения и воспитания с древних времен до середины ХХ века. М. 1995.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М. 1998.
4. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. //Дефектология. – 1994. - №3.
5. Малофеев Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. // Дефектология. – 2001. - №5. – с. 3 – 11.
6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1999. – ч. 2.
7. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми 1 года жизни в условиях дома ребенка. /Дефектология 1998, №1,2
8. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. М. 2000.
Тема 7. Интеграция и дифференциация в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Вопросы для обсуждения
1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
2. Педагогическое понимание интеграции.
3. Этапы развития интеграции в коррекционной педагогике.
4. Виды и модели интеграции.
5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
6. Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.