Перед речью и во время речи
Техника выступления
Чрезвычайно важно облечь мысли в надлежащую форму, но все же главное в речи — само выступление.
Как и для актера, большое значение имеет техника речи выступающего: жесты, мимика, тембр голоса, его эмоциональный строй. Это нисколько не умаляет ведущей роли содержания и формы речи.
К сожалению, до сих пор приходится еще слышать, что главное — содержание, а техника большой роли не играет. Вспомните, сколько дельных по смыслу выступлений обернулось для присутствующих пустой тратой времени, сколько выступающих не достигли успеха, имея серьезные доводы? Не пренебрежение ли техникой выступления было причиной неудач? И, с другой стороны, не становятся ли иногда люди жертвами блестящих по форме и технике речей, соглашаясь с неверными или не самыми верными идеями?
Речь идет не о том, чтобы убогое содержание прикрыть красноречием, а о том, что хорошему содержанию надо не только придать нужную форму, но и овладеть техникой выступления.
Публичная речь должна обладать качествами хорошей беседы и отличаться от нее только рядом моментов. Публичная речь требует, по сравнению с беседой, некоторых поправок.
К технике речи относят вопросы внешности оратора, позы, манер, голоса и т. д. Техника речи служит целям оратора: быть интересным и ясным в информационном выступлении и убедительным — в агитационном.
Не так-то просто хорошо произнести речь, т. е. творить по ходу выступления, реагируя на поведение слушателей. Исправить уже прозвучавшее слово почти невозможно, утерянное время невозвратимо. Поэтому овладение техникой произнесения речи так же важно, как и подготовка ее содержания и формы.
Внешнее поведение
Хорошая речь на добрую четверть воспринимается слушателями чисто зрительно. Слушатели присматриваются к оратору: как он одет, как он стоит, каково выражение его лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели пытаются опередить события и составить себе представление об ораторе еще до начала речи. И это первое впечатление окажет влияние на восприятие речи, особенно первых ее частей.
Интересно, что еще царь Петр I уделял этим моментам внимание. В составленном им «Духовном регламенте», представляющем нечто вроде устава для православной церкви, он посвятил особый раздел правилам для проповедников. Вот что он им советует: «Не надобно проповеднику шататися вельми (очень), будто веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, смеятися, да не надобно и рыдать: но хотя бы и возмутися дух, надобно елико можно унимать слезы. Вся бо сия лишняя и неблагообразна суть и слушателей возмущает».
Конечно, подлинная внутренняя убежденность, готовность выполнить свой долг повлияет на внешнее поведение гораздо сильнее, чем нарочитые технические приемы. Но нельзя пренебрегать и этими приемами.
В широком смысле слова под внешним поведением выступающего понимают: 1) собственно внешность, 2) манеры, 3) позу, 4) жесты.
Внешность
Мужчина только выиграет, если он не будет похож на картинку из последнего журнала мод. Надо одеться — особенно для длительного выступления — просто и прилично. В костюме не должно быть ничего кричащего — резкий цвет, фасон и т. п. отвлекают слушателей. Неприятное впечатление производит мятый костюм — как будто лектор не уважает слушателей. Надо, чтобы вы были хорошо освещены — ваше лицо говорит вместе с языком. Прическа должна быть в порядке, ногти — тоже, обувь — начищена, все пуговицы застегнуты. В наше время требования стали менее строги и более демократичны. Например, допустимо быть не в белой рубашке и без галстука. Но избегайте эксцентричности: ведь и без того все взоры обращены на вас.
Женщине на время выступления желательно удалить из костюма все, отвлекающее внимание от ее речи: перчатки, шляпу, отложить сумку. Мужчина тоже должен освободиться от выглядывающих авторучек, от вещей, оттопыривающих карманы, и т. д.
Главное в одежде — не вызывать удивления и зависти слушателей или слушательниц и в то же время подчеркнуть вашу подготовленность к речи. Это поможет вам говорить, а присутствующим — выслушать вас.
Поза
Выступая в кругу сослуживцев по отделу, еще допустимо наваливаться на стул или подпереть спиной стену. Но такого рода позы не способствуют удержанию внимания слушателей. Не привлечет их внимание и неподвижная, словно в строю, поза, раскачивание тела вправо и влево, топтание на месте и другие подобные приемы. Нельзя бесцельно расхаживать по сцене, делать однообразные движения и т. п.
Выступающему надо правильно стоять. Затратьте время и усвойте правильную и удобную манеру стоять — это пригодится на всю жизнь. Правильная поза дает чувство устойчивости и рождает уверенность.
Правильная поза такова: ноги расставлены на 15—20 сантиметров, в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты, одна нога чуть выдвинута вперед; упор неодинаков на обе ноги и в выразительных местах речи переносится на носок или пятку. Колени должны быть гибкими и податливыми; в плечах и руках нет напряжения, руки не притиснуты к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы стеснять свободу дыхания. Если чувствуете скованность в ногах, несколько раз согните их в коленях. Если напряжена шея или плечи, сделайте несколько круговых медленных движений. Когда придет ощущение легкости позы, запомните ее и тренируйтесь, пока не научитесь сразу принимать ее. Практикуйтесь переносить упор с ноги на ногу, отступать на шаг в сторону, в другую, выступать вперед и т. д. Следите за центром тяжести при каждом шаге. Изменять позу удобно во время пауз.
Правильные движения должны как бы предвосхищать ход мысли, слегка опережать слова. Тогда движение подчеркнет выразительные места речи. Если же движение будет следовать за речью, то оно отвлечет от этих выразительных моментов.
Манеры
Правильные манеры гораздо важнее внешности. Если выступающий развернулся, чувствует себя свободно, то он может заставить слушателей забыть о своей внешности. Но манеры важны во время всей речи.
Как только предоставили слово, присмотритесь к условиям помещения (если вы раньше не могли это сделать). Каково расстояние между вами и передним рядом? Лучше говорить, держась посредине, в нескольких шагах от первого ряда.
Если трибуна чересчур высока, а слушателей не больше 75 человек, лучше говорить, находясь на уровне слушателей. Это окажет вам большую услугу, создав более интимную обстановку.
Не суетясь, спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу заметки, не застегивайте пиджак, не поправляйте галстук. Все это надо было сделать раньше.
Не начинайте говорить, не приняв удобной позы. Позу примите сразу, сделав последний шаг. Не устремляйте взор на свои ноги или в окно, сразу смотрите на слушателей — ведь и они смотрят на вас.
Заняв место, обратитесь к президиуму, затем к слушателям: «Товарищ председатель, товарищи студенты». Не нагромождайте обращений: «Уважаемый председатель, многоуважаемые оппоненты» и т. д. Это стиль прошлого века, когда было принято высокопарно взывать к их сиятельствам, достопочтенным судьям и присяжным заседателям.
Лицо должно быть серьезно. Следите за собой, так как благодаря умственному напряжению, вы непроизвольно, не замечая этого начнете хмуриться или примете отчужденный вид, витая мыслями где-то.
Поэтому практикуйтесь в произнесении речи перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями? Разглаживайте складки, не хмурьтесь. А может быть, ваше лицо совсем ничего не выражает во время речи? Это еще хуже. Печальные фразы должны сопровождаться печальным выражением, оптимистические —радостным. Читайте радостные и грустные отрывки из книг и упражняйте мимику; лица.
Контакт со слушателями потерять до обидного легко, достаточно, например, время от времени посматривать в окно. Совсем недопустимо смотреть на слушателей как на пустое место. Полезно всматриваться в слушателей, не забывая ни одного из них. Слушателю это будет приятно, так как создаст впечатление вашего внимания лично к нему, вашего желания убедить именно его. Меняйте взгляд и его направление не случайно, а во время перехода к новой мысли. И пока тезис не доказан, смотрите на данную группу слушателей.
Хороший оратор творит во время речи. И надо, чтобы аудитория участвовала в этом творчестве. Правильная манера речи может включить слушателей в этот процесс, а неудачная — оттолкнет их.
Жесты
Жестом можно назвать любое движение тела с целью подчеркнуть значение слов. Говорить увлеченно и убежденно невозможно без неуловимых движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Если вы научились занимать уверенную и свободную позу, почему бы не пойти дальше и не начать овладевать движениями?
Руки, как и речь, определили переход от обезьяны к человеку. С помощью жеста и мимики первобытные люди выражали свои настроения, намерения и душевные переживания, компенсируя неразвитость языка. Язык жестов — это доказали знаменитые мимы — и сейчас может быть не менее красочен, чем звуковой. Руками человек не только держит топор или перо, он ими приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает. Жестикуляция глубоко заложена в нас. Поэтому жест имеет большое значение, выражая творческие усилия. Некоторые жесты заменяют целые участки речи. Иногда говорят, что в ораторском искусстве 40% информации дают жесты и мимика. Нам нравится наблюдать за жестами оратора. Вкрадчивая и сладкая речь, когда слова льются без жестов и усилий, создает какой-то оттенок недоверия. Осмысленная работа рук от кистей до плеч отвечает естественной потребности человека в движении.
Жесты бывают разные: выразительные, описательные, указующие, подражательные. Выразительные жесты сопровождают кульминационные места речи, подчеркивают утешение или похвалу. Если вы, показывая разницу двух явлений, поднимете и опустите руки — это уже жесты описательные. Такими жестами можно изобразить резкий переход, движение и т. п. Указующие жесты — самые простые. Подражательные жесты требуют от оратора артистической жилки. Взмах руки или рук, вытянутые или прижатые руки, рука, сжатая в кулак, замах руки или отрицательное покачивание кисти, сплетенные пальцы рук — все это служит технике выступления.
Успех в жестикуляции требует соблюдения ряда правил. Жесты должны быть непроизвольными. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте жесты: оборванный жест или не производит впечатления или выглядит так, будто оратор испугался естественного движения и вообще боится быть искренним. Жестикуляция не должна быть непрерывной: ведь вы верите в силу своих слов и не собираетесь отвлечь от них внимание жестами. Необходимо разнообразие жестов. Посмотрите, как разнообразны жесты у детей. Жесты надо технически обрабатывать, шлифовать. Жест — это символ, и он удачнее, когда отточен и по-своему скуп. Не надо бить на внешний эффект. Слушатели , должны сами додумать ваш жест.
В жестах, как и в позе, важна естественность и связь с содержанием речи. Виктор Шкловский, отмечая тесную связь содержания речей и жестов Ираклия Андроникова — выдающегося мастера устного рассказа,— назвал его говорящим мимом. Внешние данные — поза, жесты и т. д.— могут не только помогать речи, но и отвлекать внимание от ее содержания. Поэтому лучше стремиться к корректности манер, непринужденности. Нет ничего хуже, чем плохо отрепетированный, выглядящий неискренне жест.
Голос
М.Ю.Лермонтов очень хорошо чувствовал не только смысл слова, но и его звучание, часто подсознательное:
«Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно».
И именно голосу обязаны многие ораторы своим успехом. Недаром говорят, что существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. За редкими исключениями, каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчетливым, сильным, богатым оттенками. Мы бормочем или глотаем отдельные звуки из-за лени или небрежности. Из-за недостатков характера голос становится нервным, резким, монотонным или гнусавым. Трудно понять, почему люди так мало заботятся о своем голосе. Если бы ему уделялась хотя бы только четверть внимания, уделяемого прическе, дар речи можно было бы существенно улучшить. А ведь на отношение к вам товарищей или других людей ничто так не влияет, как впечатление от вашего голоса. Ничем так не пренебрегают и ничто так не нуждается во внимании, как голос.
Привычки уверенно владеть голосом и речью, жестами и телодвижением человек приобретает до двадцати лет. Но начать заниматься собственным голосом никогда не поздно.
Голосовой аппарат состоит из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов, артикуляторов. Все части этого аппарата должны быть во власти оратора. Дыхательные органы напоминают меха: легкие, мускулатура обеспечивают втягивание воздуха и его контролируемое выталкивание. Вибраторы — это голосовые связки. Резонаторы — гортань, полости рта и носа — усиливают и обогащают звук. Артикуляторы — язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо — образуют из звуков слоги и слова.
Для характеристики голоса важны такие качества, как звучность, высота, тембр, темп.
Звучность
Звучность позволяет донести речь до всех слушателей. Наиболее частые претензии к неопытным ораторам: крики «громче». Подлинная похвала: я слышал каждое слово. Звучность голоса — это не только его сила. В США проводят чемпионаты пастухов по зазыванию свиней с дальних расстояний. Победитель одного из таких чемпионатов сказал: в голосе должна быть не только сила, но и призыв.
Как добиться звучности? Прежде всего необходимы уверенность в себе и подъем. Звучность голоса опирается на правильное дыхание. Правильное дыхание — это дыхание глубокое, частое и контролируемое.
Выдохните весь воздух, начните говорить, и вы не сможете окончить даже небольшую фразу. Но заполненные до отказа воздухом легкие тоже становятся неуправляемыми, дыхание необходимо глубок о е, но не до отказа. Глубокий вдох требует полсекунды, и если эти полсекунды приходятся на естественные паузы в речи, то воздуха будет вдыхаться достаточно для выразительности речи.
На одном, даже правильном, глубоком вдохе можно хорошо произнести лишь часть фразы. Для выразительной речи требуется не просто глубокое дыхание, а дыхание частое. Иногда ошибочно считают, что вдыхать надо в конце фраз. В результате эти концы превращаются в едва слышное бормотание. Хорошая подача звука требует частого дыхания. Воздушный столб в дыхательных органах должен быть устойчивым. Степень частоты — явление во многом индивидуальное, подберите ее во время упражнений.
Многие выступающие имеют глубокое и частое дыхание, и все же их речь невыразительна. Причина — пассивное, неконтролируемое дыхание. Контроль дыхания определяется работой легких, диафрагмы, мышц грудной клетки и живота. Человек ошибочно пытается контролировать речь путем воздействия только на горло. Контроль дыхания направлен на скорость набора воздуха в легкие, перерывы во вдохах, задержки в выдохах, усиление или ослабление нажима, позволяющее менять характер воз душного запаса в дыхательных органах и тем самым изменять интервал, интенсивность и протяженность звука. Лучше всего проверять контролируемость дыхания, произнося звук «а». Положив одну руку на живот, другую на грудь, пытайтесь менять силу произнесения этого звука, подавляйте ее, резко форсируйте звук и т. д. Произносите слова, но так, чтобы в слове «лязг» был слышен именно лязг, а в слове «мир» звучал покой.
Темп
Бывает, что выступающий выговаривает слова «свыше тысячи лет» так, как будто речь идет о двух днях, а «бескрайние равнины» в его произношении не отличаются от «площадки перед домом».
В этих примерах речь идет о темпе голоса.
В понятие темпа входят быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.
Скорость речи зависит от оратора и содержания речи. Интенсивность идей заменяет быстроту речи, и надо эти два момента согласовывать. Если вы произносите менее 100 слов в минуту — речь медленна даже для очень важного сообщения. Если нет четкости произношения, то за 150 слов в минуту выходить также не стоит. Торопливость речи обычно вызвана робостью и создает впечатление, что человек «отделывается». Вялая речь тоже вредна, так как создает впечатление безразличия к теме выступления. Ленивый оратор должен помнить, что слушатели потеряют желание слушать его прежде, чем он дойдет до конца фразы.
Длительность звучания означает, что при произношении слова сжимают или растягивают, как аккордеон. Здесь надо тонко чувствовать значение слов и выражаемых ими чувств.
Паузы делать легко, и они очень помогают речи. К сожалению, не все умеют правильно ими пользоваться. Пауза нужна для обеспечения правильного дыхания. Она позволяет подчеркнуть сказанное и «вдавить» его в сознание слушателей. Она может подчеркнуть и важность того, о чем еще пойдет речь. Знаки препинания дают некоторое направление для выбора моментов пауз, но на знаки полностью полагаться нельзя. В живой речи пауза встречается значительно чаще знаков. Очень важно делать паузы разные по длительности. Особенно это существенно при чтении стихов.
Высота
Вспомните, сколько есть способов произнести «да», передав удивление, сарказм, сомнение и т. д. По этим оттенкам мы чувствуем, как относится к нам человек, чего он хочет, искренен ли он или издевается, заинтересован или скучает, доволен или огорчен. Иногда это мы ощущаем даже интуитивно.
Все эти явления связаны с высотой звучания.
Высота звука и его мелодичный рисунок позволяют отличать вопрос от утверждения, окончательное и непреложное от обсуждаемого и сомнительного, убежденность от неуверенности, высота звучания подчеркивает контраст. Поскольку для речи важны не только логика, но и эмоции, то модуляция голоса имеет первостепенное значение. Грусть, жалость, нежные человеческие чувства, представления о величественном всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонации. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса...
Если вы серьезно думаете стать оратором, приучайте ухо улавливать высоту звучания. Упражняйтесь, пока не будете располагать широким репертуаром речевых мелодий. Следите за тем, как произносите конец фразы. Нельзя начинать фразу громко, с высокого тона и затихать в конце. Это катастрофический недостаток, так как концовка определяет отношение к фразе в целом.
Необходимо путем упражнений преодолевать недостатки в интонировании речи. Чаще всего встречается монотонность — произнесение звуков на одной ноте, тогда как минимум интонации требует семи полных тонов октавы. Другой недостаток — слишком низкий тон, причиной которого является отсутствие увлеченности и энергии. Слишком высокий тон возникает от избытка рвения и приводит к неустойчивости голоса.
Немало недостатков связано с плохой выразительностью при произнесении значительных слов. Проверьте, достаточно ли выразительно звучат у вас существительные и глаголы, затем вспомогательные слова. Произнесите фразу: «Это была очень тяжелая работа». Донесено ли до слушателя ударение на «тяжелая», самое ведущее слово фразы? Вообще для упражнений с голосом полезно взять магнитофон и послушать себя со стороны.
Тембр
Каждый звук обладает определенной окраской, тембром. Тембр голоса изменить невозможно. Но много можно сделать для его улучшения. Как и Другие области техники речи, тембр также связан с содержанием речи. Если вы сами чувствуете безжизненность и пустоту слов ваших докладов, то и слушатели почувствуют это обязательно. Голос всегда передает чувство усталости или смятения, подавленности или стыда.
Хороший тембр требует долгих занятий. При нем достигается открытое, насыщенное, ясное звучание, с чистыми вибрациями.
Красивый голос — дар природы, его надо лишь отшлифовать, но и с недостатками тембра можно и нужно бороться.
Недостатками тембра считаются: одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость. За исключением случаев болезни, одышка и хрипота устраняются упражнениями. Резкий, пронзительный голос связан с недостатками голосовых связок или резонаторов. Кроме того, он часто вызван нервным напряжением. Сварливые люди говорят пронзительно. Гортанность выражается в «заглатывании» звука. При резко выраженном носовом резонансе возникает гнусавость. Ослабить гнусавость можно путем развития подвижности нижней челюсти.
Тембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и в передаче мыслей и чувств. Например, слово «хорошо» можно произнести с выражением радости, восторга, угрозы, гнева, нерешительности, восхищения и т.д. Для этого молено менять высоту звука. Но еще большее воздействие произведет это слово, если будет изменена и окраска звуков, т. е. тембр. Тембр помогает эмоциональнее произносить такие слова, как «твердое» или «мягкое», «сухое» или «мокрое», «медленное» или «быстрое», «светлое» или «темное», «сладкое» или «горькое», «маленькое» или «большое», «горячее» или «холодное», «тонкое» или «толстое», «нескладное» или «грациозное», «чистое» или «грязное», «тугое» или «свободное».
Следите за тем, как окрашена ваша речь в целом и ее отдельные части, и подбирайте нужный тембр. Тренируйтесь в произношении терминов моральной и иной оценок: хорошее — плохое, доброта — жестокость, великодушие — эгоизм, любовь — ненависть, благородство — низость, мудрость — глупость, гордость — скромность, грубость — мягкость, красота — безобразие. Содержание этих слов должно окрасить звуки. Тембр окрашивает слова и доводит до слушателей настроения: подавленное и приподнятое, веселое и меланхоличное, радостное и грустное, энергичное и покорное, ленивое и боевое, шутливое и гневное, трагическое и комическое, благодушное и раздраженное. Голос должен заставить слушателя чувствовать и ощущать.
Произношение
Самый упорный труд необходим не столько для овладения правильным произношением, сколько для устранения неправильного, приобретенного в результате многолетней небрежности.
В образовании звуков участвуют зубы, десны, губы, челюсть и т.д. Но главная роль принадлежит языку. Правильное произношение (артикуляция) связано с требованиями членораздельного, отчетливого произнесения звуков и слов.
Прислушивайтесь к речам хороших ораторов и учитесь у них. Очень частый недостаток выступлений — наслоения местных диалектов и наречий.
Есть целый набор упражнений для постановки дыхания и улучшения звучания голоса. Их можно найти в специальных руководствах и легко повторять самостоятельно. Улучшение наступит очень быстро. В редких случаях для постановки дыхания нужна помощь педагога.
Использование наглядных пособий
Мы уже говорили о наглядных пособиях. Остановимся на том, как лучше использовать их во время речи.
Случай из жизни. Докладчик делал интересное сообщение о поездке в Румынию. Слушатели устали, и он, решив дать разрядку, предложил посмотреть привезенные им фотографии.
Дальнейшая речь была смазана, так как от одного слушателя к другому передавались фотографии, слушатели рассматривали их, следили за тем, чтобы какой-либо не пропустить, и т. д.
Если бы докладчик хотел смазать слабую часть доклада, то его шаг был бы правилен. Но он искренне хотел развлечь. Намерение было верное, но ошибка состояла в том, что он не прервал доклада. Надо было прокомментировать снимки, а затем, вновь добившись внимания, продолжать сообщение.
Другой пример. Читаю лекцию, вносят эпидиаскоп, который мне понадобится позднее. Делаю вид, что не замечаю, как его вносят. Это моя ошибка, так как слушатели на действие будут реагировать сильнее, чем на мои слова. Или надо сделать паузу, или, если пауза мешает изложению, заранее определить, после каких слов следует внести аппарат.
Вот несколько общих правил использования наглядных пособий: Пользуйтесь наглядными пособиями целесообразно, в соответствии с целями и задачами речи.
1.Приготовьте пособия до начала речи.
2.Придайте наглядным пособиям общедоступный вид. Их должны видеть все. Они не должны быть сложны и непонятны.
3.Тесно свяжите речь с появлением наглядного пособия (лучше заранее его не вывешивать, если можно быстро «ввести» его в дело).
4.Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям.
5.Уберите пособие, как только миновала в нем необходимость.
6.Держите пособие при себе.
Если слушатели заинтересовались пособием, сделайте паузу или измените форму речи, попытавшись часть ее идей подать путем комментария к пособию. Неудачно, если докладчик, вывесив десять таблиц, говорит: «Рассмотрите в перерыве». Если так, то и вывесить надо было перед перерывом.
Я обратил внимание на то, как хорошо использует обычную классную доску преподаватель в американском университете. Он записывает и план лекции, и ее основные идеи, ведет на доске своего рода конспект. Он вовремя стирает то, о чем речь уже закончилась.
Нет нужды говорить о том, что наглядное пособие И правила обращения с ним вы должны хорошо Знать. Хуже нет, если оратор на просьбу показать на карте, где находится упоминаемый им пункт, начнет пыхтеть и краснеть.
Задайте себе несколько вспомогательных проверочных вопросов. Действительно ли целесообразно пособие? Отвечают ли пособия вашим намерениям и требованиям аудитории? Достаточно ли они интересны, ясны и убедительны? Можно ли их сделать еще яснее, короче, убедительнее? Позволит ли время с успехом применить их? Не будет ли разбита речь |на части, и не придется ли после демонстрации вновь завоевывать внимание, напоминать логику лекции т. д.? Нет ли пособий, заслуживающих предпочтения? Не будет ли целесообразнее обратиться к пособию в конце речи или в другом месте, чем сейчас намечено?
Перед речью и во время речи
В речи нет свободы и равенства. Слушатель вовсе нe склонен забывать, что он отдал себя под вашу власть и чем-то жертвует, хотя бы самостоятельностью и временем. Поэтому слушатель предъявляет выступающему особые требования: он предоставил "оратору главную роль и требует, чтобы тот ей соответствовал.
Если оратор будет держать себя нерешительно, безразлично, как бы извиняясь за свою миссию, у слушателя появится чувство досады. Один юморист хорошо заметил: «Это уж последнее дело — произносить во всеуслышание извинения за свою несостоятельность. Беда в том, что, чего доброго, это удастся и доказать».
И еще одна особенность слушателя. Он охотнее признает вас лидером, если в речи вы будете держаться не как начальник (хотя внешне это так), а как добрый знакомый. Надо создать атмосферу дружескую и деловую. Вы должны быть скромным и в то же время воодушевлены своими убеждениями.
Случается, что человек, стеснительный в обычной обстановке и простой беседе, обнаруживает такую уверенность в публичном выступлении, какой никто другой и даже он сам и не подозревали. Но страх — чувство вообще-то неизбежное перед серьезной речью и не совсем бесполезное: оно способствует моральному и физическому подъему, без чего невозможна хорошая речь. Тем не менее надо принять меры, чтобы преодолеть страх.
Отдайте себе отчет в причине страха. Четко сформулируйте ответ на вопрос: чего я боюсь? что меня пугает? Выступайте в полной готовности и с уверенным видом. Не спешите во вступительных замечаниях — ваша нервозность усилится.
Полезно сделать перед началом речи несколько ослабляющих напряжение вдохов. Делайте чаще паузы и не стесняйтесь случайных оговорок. Слушатели не придадут им значения, если вы, не смущаясь, исправите их.
Лучший способ преодолеть страх — действие. Ваша речь намного выиграет, если вы прорепетируете выступление заранее. Перед выступлением полезно мысленно пробежать план и конспект речи. Это придаст уверенность, спокойствие и бодрость.
Как упоминалось, рекомендуется, особенно в начале ораторской практики, повторять речь перед зеркалом. Учитесь вносить изменения в выражение лица, управлять своим взглядом в соответствии со структурой речи. Речь перед зеркалом поможет овладеть и различными техническими приемами.
Тренеры знают, что разминка нужна футболистам прежде всего для снятия нервного возбуждения перед матчем. Оратору тоже необходима разминка — проба речи. Мы отмечали, что лучше речь не запоминать. Но полезно выбрать время, пустое помещение, и, стоя, обратиться к воображаемым слушателям с предполагаемой речью. Вначале старайтесь произнести ключевые участки речи, затем займитесь шутками, деталями и т. д.
В начале ораторской практики полезен и магнитофон. Записывайте свою речь и не жалейте времени на анализ. Свободно ли вы говорите? Нет ли однообразия? Правильны ли ударения и паузы?
Если нет магнитофона, пригласите товарища, который будет вашей аудиторией.
Важнейшая проблема — удержать внимание слушателей в течение всей речи. Опытный оратор заранее знает мысли и настроения слушателей, он ведет речь в соответствии с развитием этого настроения, стремясь овладеть им и подчинить его себе, и бросает свои мысли в эту, уже подготовленную почву. Оратор чаще не создает нового интереса, а поднимает на поверхность скрытые, дремлющие интересы. Поэтому при развитии каждого пункта речи задавайте себе вопрос: что заинтересует слушателя и почему? На какие чувства — граждан, служащих, членов обществ, родителей, профессионалов и т. д.— я сейчас опираюсь? Говоря об ЭВМ перед деловой аудиторией, надо привести данные о стоимости и затратах на эксплуатацию. А вот в докладе для массовой аудитории о генах уместен шуточный вопрос: каким образом из видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается хоккеист весом в 100 килограммов?
Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших мнений. Вообще внимание не обеспечивается дисциплиной явки или организаторами собрания. Оно не заранее сопутствующее условие, а нечто такое, за что оратору следует бороться от первого до последнего слова. Нужен постоянный психологический контакт с аудиторией, надо непрерывно возбуждать и заострять интерес, добиваться расположения слушателей, преодолевать безразличие, критические или недоброжелательные установки аудитории, развлекать ее, удовлетворять любознательность, воодушевлять, убеждать, призывать к действию и т. д.
В ходе даже хорошей речи случайности могут отвлечь внимание. В этом случае можно прямо призвать к тишине и порядку. Иногда этот призыв можно разнообразить шуточной фразой. Другой прием восстановить внимание — пауза. Пауза всегда привлечет внимание, и этим надо воспользоваться. Третий прием — обращение к слушателям с неожиданным вопросом, вводным замечанием.
Нельзя рассчитывать на непрерывное и равномерное внимание, учил еще Квинтилиан. Наоборот, оратору надо отвлекать слушателей от посторонних мыслей. Не так говорить, чтобы слушатель мог понять, а так, чтобы он не мог не понять вас.
Речь в особых условиях
Типичные примеры речи в особых условиях — речь с использованием микрофона, выступление по радио или телевидению. Бывают выступления перед аудиторией, которые одновременно передаются по радио и телевидению.
На эту тему написано много специальных работ, и мы ограничимся общими замечаниями. Назначение микрофона — увеличить слышимость. Благодаря микрофону слабый голос может звучать сильнее, и немало современных ораторов не достигли бы без микрофона успеха.
Наиболее частая ошибка состоит в том, что выступающий кричит в микрофон и обычно на высоких нотах. Другая ошибка — мнение, будто микрофон экономит силы и можно говорить тихо, монотонно, без воодушевления. Микрофон делает звук менее разборчивым, тембр звука искажается, и это тоже надо учитывать, стремясь к четкому произношению слов, даже путем снижения темпа речи. Очень важно привыкнуть говорить на одном и том же — примерно 45 сантиметров — расстоянии от микрофона. Всегда надо стремиться заранее знать, направленного или ненаправленного действия аппаратура и как она отрегулирована. Микрофоны чувствительны к шуму, их нельзя двигать, рядом с ними нельзя шелестеть карточками, пить воду и т. д. Особенно вредно расхаживать перед микрофоном — это приводит то к нарастанию, то к замиранию звука. Поэтому порепетируйте речь перед условным предметом, изображающим микрофон, или перед микрофоном магнитофона.
Речь на радиостудии — тоже речь перед микрофоном. Главная ее сложность в том, что вы не видите слушателей, а они не видят вас. Хотя, скорее всего, вас слушают тысячи, вы должны представить себе несколько человек — ведь обычно радио слушают дома. Находясь на трибуне, вы уверены, что часть времени вас будут слушать, прежде чем начнут расходиться. Но радио будет выключено после первых же трех-четырех бесцветных фраз. Поэтому вся речь по радио должна быть захватывающей от начала до конца; введение — кратким и интересным; все последующее — свободно от «общих» мест; примеры — короткими, выводы — четкими. Выступление по радио — это речь, наиболее близкая к беседе с несколькими знакомыми.
Рузвельт считал, что хорошая речь по радио должна содержать одну-две идеи. В то же время, составляя речь, надо помнить, что слушатели будут самые разные. Поэтому мотивировка тезисов должна быть очень разнообразной — с учетом особенностей различных классов и групп населения.
В речи по радио крайне необходимо избежать поучений и снисходительного тона, нельзя «чеканить» и «изрекать» фразы, радио все это усилит во много раз. Стремитесь к живому общению. Темы речей по радио должны быть более простыми. Приходится также говорить по одной теме дольше, чем это было бы в обычной аудитории: слушатели вас не видят, и приходится больше «напирать» на слова, а не на жесты, позы и т. д. В речь для выразительности следует вводить элементы инсценировки, вопросы и ответы, описания обстановки и т. п., чтобы слушатель «почувствовал» себя в аудитории и «увидел» вас.
И все же слушатель только слышит вас, поэтому работать над текстом речи по радио и ее языком надо гораздо тщательнее, чем для выступления в аудитории. В большинстве случаев речь по радио — это чтение текста. Есть еще один жесткий фактор — время. На радиостудии счет идет на секунды. Поэтому в тексте речи надо сразу отметить слова и фразы, которые можно будет опустить, если не укладываетесь в отведенное время. Надо иметь и резервные фразы на случай, если пришлось говорить быстрее, чем ожидалось.
Выступая на телестудии, оратор придерживается тех же правил, что и при обычной речи. Но надо избегать широких жестов и резких движений, чтобы не выйти за кадр. Выступление по телевидению связано с работой операторов, которые могут показать мимику лица, конкретный жест и т. п. Это уже область, близкая к сценическому искусству, и, если вам приходится выступать по телевидению, надо совместно с операторами и режиссерами неутомимо искать лучшие ракурсы лица, лучшие жесты и т. д.
* * *
Овладевайте техникой речи по своему усмотрению, вернее, с учетом всех факторов. Главное в технике — это естественность приемов и манер. Избегайте нарочитости. На деловом совещании попытки форсировать голос зачастую неуместны, а на трибуне могут быть просто необходимыми и неизбежными. Главное в том, чтобы манеры, поза, движения и другие приемы стали естественными, не производили бы впечатление приемов. Вещи в квартире могут сочетаться друг с другом, вписываться, создавать единый интерьер. Но могут превратить квартиру в музей, в котором хранятся стулья, картины, вазы и т. д. Не превращайте свою речь в набор приемов, в музей техники речи.
В заключение главы о выступлении хочу еще раз напомнить, что высказанное здесь — не руководство. Это выписки из различных руководств, сделанные автором и представленные читателю.
Но даже изучив сами эти руководства, вы поймете, что они, как компас, только указывают направление пути. Пройти дорогу, подготовить речь придется вам самим.
Это общее правило при использовании теоретических советов в творческих областях. Известный теоретик военного искусства Клаузевиц, заканчивая курс лекций по военному делу, произнес важное заключение: «Если теория что-либо и советует, то мы представляем самому полководцу делать выбор в меру своего собственного мужества, своей предприимчивости, своей веры в силы. А потому делайте свой выбор в меру своих внутренних сил, но помните, что великим не сделался ни один полководец, лишенный дерзновения».