Раздел 1. Проблемы и тенденции развития профильного обучения школьников условиях реструктуризация системы образования.

Содержание

Введение
Раздел 1. Проблемы и тенденции развития профильного обучения школьников условиях реструктуризация системы образования.  
Жданова. Л.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка: сущность и значение
Подставкина С. А., Соколов П. В. Профильное обучение: каким оно должно быть?
Морозова Л.М. Актуальные проблемы организации профильного обучения в школе
Межакова Е.Я. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации образования
Белоусова В.П. Проблема сельской школы в условиях реструктуризация системы образования
Скляр И.П. Проблемы организации профильного обучения в сельской школе
Артемова Т.В., Закутский В.Н. Психологический характер проблем организации профильного обучения в сельской школе
Панфилова Л.А., Бронников А.С., Дмитриева А.Д. Организация предпрофильного и профильного обучения в школе
Сергеева С.Е. Организация предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Суханова Т.Н. Организационная работа по профильному обучению
Гаврилова Р.П., Горшкова Е.А. Расширение связей социального партнёрства в реализации углубленного, профильного обучения и профессиональной ориентации
Ткаченко Л.Л. Развитие внутришкольной профилизации и социального партнерства
Осипова Л.М. Роль профильного образования в подготовке обучающихся к поступлению в ВУЗы
Беседина В.М. Профильное обучение. Проблемы профессиональной ориентации школьников
Нефедова Р.Е. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки
Дмитриева А.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения учащихся
Щетинина Т.Н. Элективные курсы и их роль в организации профильного обучения
Титова И.Н. Роль элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения
Шубная Т.Е. Роль и место элективных курсов в формировании концепции профильного обучения
Чупахина Р.П., Чупахин А.В. Роль элективного курса в достижении профессиональной успешности и карьерного роста учащихся
Раздел 2. Методические аспекты организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений
Урывская Н.П. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как организационная форма системы сетевого обучения
Сабадаш А.М., Спицына Г.И. Организация сетевого взаимодействия учреждений образования в Новотаволжанском образовательном округе
Стебловская Л.С. Отработка сетевых моделей профильного обучения в образовательных учреждениях Белгородской области
Рожнова Г.А. Социальное партнерство в системе образования как основа повышения качества реализации профильного обучения
Мухомедзянова Т.Н. Сетевое взаимодействие опорной школы «Гимназия №2» с учебными учреждениями сети
Булганина М.В. Методическое обеспечение образовательного процесса в условиях сетевого сотрудничества Социокультурного образовательного комплекса и основных общеобразовательных школ
Булганина М.В., Еремин А.В., Мыцын Г.П., Пирогова А.А., Черников Е.М., Шевченко А.С. Модель методического сопровождения сетевого взаимодействия в образовательном пространстве базовой (опорной) сельской школы
Грибова Р.Н. Цели и задачи методической службы в школе с профильным обучением
Мухартова Н.Е., Лисицкая И.В. Организация работы методической службы базовой (опорной) школы
Ночевка Г.И. Формирование модели сетевой организации методической работы в сельской базовой (опорной) школе
Посохина Е.В. Технология подготовки сетевых модераторов общеобразовательных учреждений
Селютина Н.В. Сельская профильная школа в условиях социокультурного комплекса  
Приложение. Из опыта работы общеобразовательных учреждений Белгородской области

Введение

Важнейшее и принципиальное отличие комплексного проекта модернизации образования от реформ, проводимых ранее в образовательной политике России, является тесная и органичная увязка предполагаемых изменений в образовании с экономическими и социальными изменениями в обществе, которое рассматривается как главный потребитель образовательных услуг. Впервые качество образования становится критерием оценки труда учителя, а контроль качества – вневедомственным делом.

При этом очевидно, что повышение качества образования зависит не только и не столько от улучшения образовательных стандартов, повышения качества учебников, изменения системы выпускных и вступительных экзаменов, сколько от решения задач по созданию условий для обеспечения качества образования для каждого ученика. При всем их многообразии можно выделить главную: ученик должен учиться у квалифицированных преподавателей, ориентированных на высокие результаты деятельности.

Реструктуризация – одно из важнейших звеньев модернизации системы образования. Ее смысл проявляется в двух направлениях. Во-первых, это более эффективное использование всех видов ресурсов, а во-вторых, –обеспечение доступности образования, как с учетом транспортно-территориальных позиций, так и по социальным основаниям. Речь идет об обеспечении доступности образования для детей независимо от их социального положения, образовательных потребностей

Разговор о развитии сети образовательных учреждений должен вестись овозможности сетевого образования на основе современных технологий обучения, специализации, кооперации и интеграции учреждений, что позволит ребенку учиться не только в той школе, которая находится у него в селе.

Мы понимаем, что давно назреланеобходимость упорядочить процесс оптимизации системы образования, сопровождавшийся стихийным закрытием школ, выбытием учителейбез привязки к социально-экономическим перспективам развития территорий. Выход видится в изменении существующей сети через интеграцию отдельных образовательных учреждений в целостные модули (так называемые базовые (опорные) школы) с одновременным принятием мер по обеспечению доступности ресурсов для всех школьников.

Создание профильной школы объясняется многими причинами:

1. отчетливой дифференциацией интересов и жизненных планов учащихся;

2. отсутствием в современной школе условий для подготовки к будущей профессиональной деятельности и построения успешной карьеры (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения);

3. повышением экономической эффективности образования, а также более успешной социализацией выпускников школ за счет осознанного выбора будущей профессии;

4. наличием специфических требований, предъявленных к выпускникам школ учреждениями профессионального (высшего) образования, несоблюдением преемственности между школой и вузом, устранением недостатков довузовской подготовки.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры, модели и формы организации профильного обучения. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности школьников (это ведет к выбору и созданию профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы стихийной дифференциации образования. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Такая возможность может быть реализована посредством разнообразных форм организации образовательного процесса, например, за счет кооперации различных образовательных учреждений можно организовать многопрофильную школу в одной сельской или поселковой школе, которая станет ресурсным центром или ассоциацией и т.п. Это позволит школьникам разных общеобразовательных учреждений наиболее полно реализовать свои интересы и образовательные потребности.

Мы надеемся, что материалы участников педагогических чтений и представленные методические разработки могут представлять интерес для учителей, руководителей общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.

Раздел 1. Проблемы и тенденции развития профильного обучения школьников условиях реструктуризация системы образования.

Наши рекомендации