Раздел 1. Проблемы и тенденции развития профильного обучения школьников условиях реструктуризация системы образования.
Содержание
Введение | |
Раздел 1. Проблемы и тенденции развития профильного обучения школьников условиях реструктуризация системы образования. | |
Жданова. Л.В. Профильное обучение и предпрофильная подготовка: сущность и значение | |
Подставкина С. А., Соколов П. В. Профильное обучение: каким оно должно быть? | |
Морозова Л.М. Актуальные проблемы организации профильного обучения в школе | |
Межакова Е.Я. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации образования | |
Белоусова В.П. Проблема сельской школы в условиях реструктуризация системы образования | |
Скляр И.П. Проблемы организации профильного обучения в сельской школе | |
Артемова Т.В., Закутский В.Н. Психологический характер проблем организации профильного обучения в сельской школе | |
Панфилова Л.А., Бронников А.С., Дмитриева А.Д. Организация предпрофильного и профильного обучения в школе | |
Сергеева С.Е. Организация предпрофильной и профильной подготовки учащихся | |
Суханова Т.Н. Организационная работа по профильному обучению | |
Гаврилова Р.П., Горшкова Е.А. Расширение связей социального партнёрства в реализации углубленного, профильного обучения и профессиональной ориентации | |
Ткаченко Л.Л. Развитие внутришкольной профилизации и социального партнерства | |
Осипова Л.М. Роль профильного образования в подготовке обучающихся к поступлению в ВУЗы | |
Беседина В.М. Профильное обучение. Проблемы профессиональной ориентации школьников | |
Нефедова Р.Е. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки | |
Дмитриева А.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения учащихся | |
Щетинина Т.Н. Элективные курсы и их роль в организации профильного обучения | |
Титова И.Н. Роль элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения | |
Шубная Т.Е. Роль и место элективных курсов в формировании концепции профильного обучения | |
Чупахина Р.П., Чупахин А.В. Роль элективного курса в достижении профессиональной успешности и карьерного роста учащихся | |
Раздел 2. Методические аспекты организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений | |
Урывская Н.П. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как организационная форма системы сетевого обучения | |
Сабадаш А.М., Спицына Г.И. Организация сетевого взаимодействия учреждений образования в Новотаволжанском образовательном округе | |
Стебловская Л.С. Отработка сетевых моделей профильного обучения в образовательных учреждениях Белгородской области | |
Рожнова Г.А. Социальное партнерство в системе образования как основа повышения качества реализации профильного обучения | |
Мухомедзянова Т.Н. Сетевое взаимодействие опорной школы «Гимназия №2» с учебными учреждениями сети | |
Булганина М.В. Методическое обеспечение образовательного процесса в условиях сетевого сотрудничества Социокультурного образовательного комплекса и основных общеобразовательных школ | |
Булганина М.В., Еремин А.В., Мыцын Г.П., Пирогова А.А., Черников Е.М., Шевченко А.С. Модель методического сопровождения сетевого взаимодействия в образовательном пространстве базовой (опорной) сельской школы | |
Грибова Р.Н. Цели и задачи методической службы в школе с профильным обучением | |
Мухартова Н.Е., Лисицкая И.В. Организация работы методической службы базовой (опорной) школы | |
Ночевка Г.И. Формирование модели сетевой организации методической работы в сельской базовой (опорной) школе | |
Посохина Е.В. Технология подготовки сетевых модераторов общеобразовательных учреждений | |
Селютина Н.В. Сельская профильная школа в условиях социокультурного комплекса | |
Приложение. Из опыта работы общеобразовательных учреждений Белгородской области |
Введение
Важнейшее и принципиальное отличие комплексного проекта модернизации образования от реформ, проводимых ранее в образовательной политике России, является тесная и органичная увязка предполагаемых изменений в образовании с экономическими и социальными изменениями в обществе, которое рассматривается как главный потребитель образовательных услуг. Впервые качество образования становится критерием оценки труда учителя, а контроль качества – вневедомственным делом.
При этом очевидно, что повышение качества образования зависит не только и не столько от улучшения образовательных стандартов, повышения качества учебников, изменения системы выпускных и вступительных экзаменов, сколько от решения задач по созданию условий для обеспечения качества образования для каждого ученика. При всем их многообразии можно выделить главную: ученик должен учиться у квалифицированных преподавателей, ориентированных на высокие результаты деятельности.
Реструктуризация – одно из важнейших звеньев модернизации системы образования. Ее смысл проявляется в двух направлениях. Во-первых, это более эффективное использование всех видов ресурсов, а во-вторых, –обеспечение доступности образования, как с учетом транспортно-территориальных позиций, так и по социальным основаниям. Речь идет об обеспечении доступности образования для детей независимо от их социального положения, образовательных потребностей
Разговор о развитии сети образовательных учреждений должен вестись овозможности сетевого образования на основе современных технологий обучения, специализации, кооперации и интеграции учреждений, что позволит ребенку учиться не только в той школе, которая находится у него в селе.
Мы понимаем, что давно назреланеобходимость упорядочить процесс оптимизации системы образования, сопровождавшийся стихийным закрытием школ, выбытием учителейбез привязки к социально-экономическим перспективам развития территорий. Выход видится в изменении существующей сети через интеграцию отдельных образовательных учреждений в целостные модули (так называемые базовые (опорные) школы) с одновременным принятием мер по обеспечению доступности ресурсов для всех школьников.
Создание профильной школы объясняется многими причинами:
1. отчетливой дифференциацией интересов и жизненных планов учащихся;
2. отсутствием в современной школе условий для подготовки к будущей профессиональной деятельности и построения успешной карьеры (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения);
3. повышением экономической эффективности образования, а также более успешной социализацией выпускников школ за счет осознанного выбора будущей профессии;
4. наличием специфических требований, предъявленных к выпускникам школ учреждениями профессионального (высшего) образования, несоблюдением преемственности между школой и вузом, устранением недостатков довузовской подготовки.
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры, модели и формы организации профильного обучения. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности школьников (это ведет к выбору и созданию профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы стихийной дифференциации образования. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Такая возможность может быть реализована посредством разнообразных форм организации образовательного процесса, например, за счет кооперации различных образовательных учреждений можно организовать многопрофильную школу в одной сельской или поселковой школе, которая станет ресурсным центром или ассоциацией и т.п. Это позволит школьникам разных общеобразовательных учреждений наиболее полно реализовать свои интересы и образовательные потребности.
Мы надеемся, что материалы участников педагогических чтений и представленные методические разработки могут представлять интерес для учителей, руководителей общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.
Раздел 1. Проблемы и тенденции развития профильного обучения школьников условиях реструктуризация системы образования.