Великий Очаг Духовного Света 1 страница

«Много было дано русскому народу, по праву назывался он народом-Богоискателем. Ибо не в его ли среде появился такой Светоч Духа, как Преподобный Сергий Радонежский, заложивший основание не только государству русскому, но сложивший весь характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Его Духа и сподвижников Его заложены и возжжены были очаги духовного света, на протяжении веков напитавшие народное сознание?»(1)

«...Смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, он творил характер народа, создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда, и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния. (...)

...Память о Сергии не умрёт никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником»(2).

«''Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе — при Минине; третье — теперь''. Так знает русский народ вместе с молитвами Христу Спасу, устремивший упование своё к Великому Предстателю и молитвеннику русскому, Преподобному Сергию Радонежскому. Акафист Преподобного начинается с многозначительного обращения: ''Данный России Воевода''. Во славословии Преподобному Он называется Воином Христовым. Таковы прозорливые определения, сложенные Высокими Иерархами Церкви Православной.

Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство, Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня.

Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьётся русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине. (...)

Историк Ключевский, человек, озарённый зорким духовным зрением в судьбу нашего народа, писал: ''Русская государственность не погибнет до тех пор, пока у Раки Преподобного будет гореть лампада''.

Мы уже упомянули, как в самые страшные моменты русской истории чудесное заступничество Преподобного спасало наш народ. Вспомним историю борьбы Дмитрия Донского, на котором было благословение Преподобного Сергия и который был осиян его творческим и дерзновенным духом. Вспомним времена смутного времени, когда настойчивые и повторные видения Преподобного к простым русским людям и посадскому мещанину Минину вывели их на великое служение своей стране. Все великие акты русской истории совершались под Знаменем Преподобного. Не видеть этого — значит иметь закрытые глаза. (...)

На протяжении истории русский народ всегда уповал на Преподобного и полагал на него свою волю и говаривал: ''Преподобный знает, Преподобный сделает''. От нас же самих нужен лишь духовный молитвенный подвиг, напряжённость жертвенного горения и дерзаний к победе и, чтобы наши молитвы были услышаны им, очистить свои умы от грязных и злых мыслей, дабы мы воистину могли представлять из себя в его руках искусное оружие, могущее разить врага и на расстоянии»(3).

«Помните памятные дни Святого Преподобного Сергия. Пусть эти дни будут в вашем общении особенно радостными. В этом великом вдохновении будете расти духом и делом. Оправдайте великое понятие Содружества во всём его глубоком значении»(4).

«Достославный летописец жития Преподобного Святого Сергия Радонежского Епифаний приводит следующий случай из жизни Преподобного: ''Многие приходили издалека, чтобы взглянуть на Преподобного. Пожелал видеть его и один простой землепашец. При входе в монастырскую ограду стал спрашивать братию — как бы повидать их славного игумена. Преподобный же тем временем трудился в огороде, копая заступом землю под овощи. «Подожди немного, пока выйдет», — отвечали иноки. Крестьянин заглянул в огород через щель забора и увидел старца в заплатанной рясе, трудившегося над грядкою. Не поверил он, что этот скромный старец и есть тот Сергий, к которому он шёл.

И опять стал приставать к братии, требуя, чтобы ему показали игумена. «Я издалека пришёл сюда, чтобы повидать его, у меня до него дело есть». «Мы уже указали тебе игумена, — отвечали иноки, — если не веришь — спроси у него самого». Крестьянин решил подождать у калитки. Когда Преподобный вышел, иноки сказали крестьянину: «Вот он и есть, кого тебе нужно». Посетитель отвернулся в огорчении: «Я пришёл издалека посмотреть на пророка, а вы мне сироту указываете. Никакой не вижу в нём чести, величества и славы. Ни одежд красивых и многоцветных, ни отроков, предстоящих ему... но всё худое, всё нищенское, всё сиротское. Не до того я ещё неразумен, чтобы мне принять сего бедняка за именитого Сергия». Иноки обиделись, и только присутствие Преподобного помешало им выгнать его. Но Сергий сам пошёл навстречу, поклонился ему до земли, поцеловал и повёл за трапезу. Крестьянин высказал ему свою печаль — не пришлось ему видеть игумена. «Не скорби, брате, — утешил его Преподобный, — Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не уходит печальным. И тебе Он скоро покажет, кого ищешь». В это время в Обитель прибыл князь со свитою бояр. Преподобный встал навстречу ему. Прибывшие оттолкнули крестьянина и от князя, и от игумена. Князь земно поклонился Святому. Тот поцеловал его и благословил, потом оба сели, а все остальные почтительно стояли кругом. Крестьянин протискивался и, обходя кругом, всё старался рассмотреть — где же Сергий. Наконец снова спросил: «Кто же этот чернец, что сидит по правую руку от князя?» Инок с упрёком сказал ему: «Разве ты пришелец здесь, что доселе не слышал об отце нашем Сергии?» Только тогда понял крестьянин свою ошибку. И по отъезде князя бросился к ногам Преподобного, прося прощение. Сергий же утешил его, сказав: «Не скорби, чадо, ты один справедливо рассудил обо мне», и, побеседовав с ним, отпустил с благословением. Но простодушный землепашец до того был побеждён кротостью великого Старца, что вскоре снова прибыл в Обитель, чтобы уже остаться в ней, и принял монашество. Так простота и великая благость Преподобного действовали сильнее всякого великолепия''»(5).

В Троице-Сергиевой Лавре

По картине Н.К.Рериха «Церковь Сергия»

(«Пустынь»)

Один на один с Отцом,

Один на один с врагом,

Один на один с собой

Таёжной ночью глухой.

И мы — на тёмной земле,

В роковой предрассветной мгле —

Один на один

с ТОБОЙ.

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

На Восходе, 2002, № 7

МЫСЛЬ ЯСНОСИЯЮЩАЯ

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

На прошлом «круглом столе» мы говорили на тему «Последний отбор», которая вызвала большой интерес у слушателей. А теперь мы хотим рассмотреть отдельные аспекты этой темы, а именно: по каким качествам будет совершаться этот отбор. Это нам надо понять и усвоить по возможности подробнее.

Сначала необходимо уточнить, о каких именно качествах, нужных для отбора, будет идти речь и о том, как данные качества утверждаются и укрепляются. И когда эти нужные качества человек утвердил или выявил отсутствие их, тогда и совершается отбор людей, годных или непригодных для эволюции.

А теперь перейдём к упоминанию и рассмотрению требуемых для этого отбора качеств. Начнём с овладения мыслью. Без этого мы не продвинемся в её очищении и возвышении. «...Каждый, примкнувший к Учению, должен утвердиться в значении мысли»(1).

Мыслями Истины держится мир!

Мысли возносят и мысли питают,

Мысли, как стрелы, пронзают эфир,

Дымные тучи огнём очищают.

Мысли — озон для дыханья души,

Душно без мысли обширной и чистой.

Мысль — это вестник на помощь спешит

И не замедлит на крыльях лучистых.

Мыслями Истины дышат цветы,

Щедро на мысль отвечает Природа.

Мысль созидает дворцы Красоты,

Мысль поднимает сознанье народа.

Мысль — сокровенный могучий творец

Форм беспредельных и явленных судеб.

Мощный рычаг для горящих сердец,

Корень всего, что есть, было и будет.

Что может мысли пути преградить,

Что задержать её может в полётах?!

Первооснова всегда впереди

Всех достижений и творческих взлётов.

Мысль — это сила всех действий и слов,

Мысль — это зёрна посевов и всходов,

Первопричина видений и снов,

Ключ от ворот сокровенного входа.

Образы Истины, птицы Огня,

Вьют над землёю небесные гнёзда,

Чтоб воплощаться, все формы приняв,

В знанья,

искусства,

эпохи

и звёзды!

Н.Д.Спирина. Мысли Истины

«Надо научиться мыслить»(2). И сделать это можно только наедине с самим собой. Начать надо с того, чтобы держать мысли чистыми, «это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство»(3).

«Ничто нечистое не войдёт в Дом Света. Суровый контроль над мыслями, чувствами и эмоциями, возникающими беспрерывно в сознании, должен быть очень строг и непрерывен. Негоже сотню прекрасных мыслей покрыть одной грязной. Малейшее вожделение, допущенное в Надземном, низвергает дух вниз. Только полнота очищения будет ручательством непрерываемого восхождения»(4).

«При постоянстве контроля над мыслями можно заметить, как постепенно некоторые нежелательные мысли, которые прежде безраздельно владели сознанием, начинают утрачивать свою власть над ним. Это уже победа, имеющая очень большое значение для будущего»(5).

«Мало кто не постыдится мыслей своих, если сделать их доступными для лицезрения. А надо, чтобы не постыдились. Ведь когда-то всё же придётся столкнуться с отсутствием тайны, и к этому сознание должно быть готово. Пока же можно упражняться в таком мышлении упорно, настойчиво и целеустремлённо, насыщая образы мыслей своих Красотою. Ни раздражение, ни зависть, ни ложь, ни лесть, ни страх, ни все прочие отрицательные качества духа не согласуются с Красотою. Только насыщенная Красотою мысль может быть ясносияющей. Реакция такой мысли на сознание благотворна и возвышающа. Она как бы поднимает сознание над суетой и сутолокой жизни. В ней Свет. Не войти в Царство Света с неочищенной мыслью. Крылатые, чистые, пронизанные Красотою мысли возносят дух в Высшие Сферы»(6).

«Берегитесь пагубы недисциплинированного мышления»(7). «Как крылья, несут чистые мысли, как стаи чёрных воронов, застилают горизонт тёмные мысли, так должен дух осознать. Хулу на свои тёмные мысли должен дух осознать. Только устремлённая чистая мысль даёт утверждение удачи; потому каждый, примкнувший к Учению, должен утвердиться в значении мысли»(8).

«...Необходимо предупредить о тяжкой ответственности за слова и за мысли. Все они тяжко отзвучат на своём породителе. Ведь даже первая их реакция производит воздействие прежде всего на его собственный организм. Исходя злобой и раздражением, невежды полагают, что направлены они на других. Правда, другие страдают, но ещё больший вред причиняет он своему собственному организму, отравляя его ядом недобрых чувств и тем разрушая его и вызывая заболевания. Откуда же столько болезней и страданий? Конечно, не от добра. Но люди продолжают упорствовать в своём поведении и самоотравляться. Если не хотят думать о других, то подумали хотя бы о себе»9.

Устать, устать до нестерпимой боли

От своего невежества и зла,

Как заключённый от тюремной доли,

Как раб галерный от цепей весла.

Возненавидеть до предела силы

Всю лживость слов и мыслей тёмный рой,

Похоронивших, как на дне могилы,

Живое сердце под земной корой.

Оставить всё — и радости, и горе, —

И подвиг больше жизни возлюбя,

Как капля, растворившаяся в море,

Уйти к Тебе от самого себя!

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

Эта область, область мысли, наименее понята и изучена. Больше всего люди понимают значение и следствие действий, затем идут слова, произнесение которых может благоприятно или отрицательно отразиться на говорящем. Но очень мало понимают или совсем не понимают люди воздействия мысли как на них самих, так и на всё окружающее.

«Каждое мгновение человек или творит, или разрушает. Мир наполнен мыслями противоречивыми. Множество болезней заложено мыслями разрушения. Множество убийств происходит на дальних расстояниях от мыслей или от скрещенных мыслей, но почти невозможно внушить человеку, что его преимущество есть в постоянном мышлении. Невозможно передать, насколько ответственен человек за качество мышления. Сердце бьётся беспрестанно, так же постоянен пульс мысли. Но об этом не принято толковать»(10).

«Справедливо спросят: ''Какое отличие значения мысли в Новом Веке; если мысль так упорно утверждается, значит, ей дано особое назначение в обновлении жизни?'' Совершенно верно, если в Чёрном Веке мысль была около человека, или магнетизм распространялся на малые расстояния, то в Новом Веке мысль есть Пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно»(11).

«Пространственное мышление вовсе не легко для большинства. Прежде всего, для него нужно сохранить личность, но освободиться от эгоизма. Многим такое противоположение покажется вообще нелепым, для них эгоизм и есть личность. Явление мощной личности, преданной Общему Благу, многим невообразимо, но без личности мышление не будет потенциально. При эгоизме мышление прибавит ещё одну порцию яда к заражённой ауре планеты. Также трудно многим осознать, что вещество мысли неразрушимо и не связано слоями пространства — значит, не мала ответственность за каждую мысль. Хищную птицу может догнать стрела, но что разложит мерзкую мысль?!»(12)

«Будьте уверены, что мысль, порождённая самостью, всегда идёт вразрез с великим планом космической эволюции. Потому во всех неудачах ищите прежде всего этого, подтачивающего основы, червя и только его. Самость есть именно ограничение, но ограничение приводит к застою и смерти. Космос же существует лишь на принципе безграничности. Как же уничтожить этого червя? Лишь терпимостью, вмещением, пониманием великого закона соизмеримости, иначе говоря, расширением сознания. Потому приложим максимум устремления и напряжения для процесса расширения сознания»(13).

«Все люди действуют под влиянием мыслей. Мысль обычно предшествует каждому сознательному движению человека. Без мысли нельзя. Мысль — это великий дар эволюции людям, это творческая сила духа. Опасность возникает тогда, когда эта сила устремляется человеком на зло. Воля должна овладеть мыслями и взять их под контроль. Человеку дана власть над всякою плотью, а также и над материей мысли. Не рабом своих мыслей, но владыкою их должен стать человек. Это осознание превосходства духа над материей мыслей требует особо глубокого понимания. Оно даёт и силу овладеть тем, что по природе своей подвластно и подчинено человеку»(14).

«Все Учения всего мира постоянно настаивали ''на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка, как на трёх основах для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к богам'' — так говорил Зороастр, так говорили все Великие Учителя от первого до последнего»(15).

Эпоха новая настанет,

Когда мы возродимся к ней;

Из праха прежних дней восстанет

Наш дух, свободный от цепей,

В которые он был закован,

Отринув продвиженье сам,

Забыв основы и законы,

Ведущие в надземный Храм.

И в час, когда земные сферы

С Небес очистятся огнём,

Тогда к Тебе поверх барьеров,

Поверх себя мы подойдём.

Н.Д.Спирина. Из сборника «Подняться в духе до Звезды...»

28 июля 2002 г.

Приветственное слово

на юбилейной конференции «Ю.Н.Рерих — учёный и человек».

К 100-летию со дня рождения

С большой духовной радостью отмечаем мы 100-летие со дня рождения великого сына великого отца — Юрия Николаевича Рериха. Значение этого имени будет возрастать год от года параллельно с ростом нашего духовного сознания при дальнейшем постижении основ Учения Живой Этики, данных через семью Рерихов. Изучение и постижение этих основ поможет нам продвинуться в предназначенное планете небывалое светлое будущее.

16 августа 2002 г.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Выступление на юбилейной конференции «Ю.Н.Рерих — учёный и человек». К 100-летию со дня рождения

Люди, имевшие счастье соприкоснуться с сияющим духовным обликом сына великого отца, вспоминают о встречах с ним с огромной духовной радостью. Приводим некоторые высказывания о Юрии Николаевиче Рерихе нашего близкого друга, человека большой духовной высоты, — Павла Фёдоровича Беликова.

Он рассказывает, что у Юрия Николаевича было стремление помочь любому человеку, который к нему обращался, независимо от того, кто и кем был этот человек и что он от него хотел получить. В беседе с Юрием Николаевичем каждый чувствовал доверительность, относящуюся как бы только к себе, и очень воодушевлялся этим; и не хотелось от него уходить. В связи с этим высказыванием Павла Фёдоровича Беликова хочется привести слова из книги «Иерархия»: «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. Так будем стучаться в будущее. Так поймём, что каждый час, отнятый у себя, отнесён будет в будущее. Привыкнуть нужно, что Наше сотрудничество принесёт всё потребное, если не засохнет рука, держащая провод.

Сердце, пылающее помощью, — Наше сердце. Так теперь можно вступить во время, которое ужасно для неведающих и блистательно для познавших»(1).

А в книге «Аум» говорится: «Нужно помогать везде и во всём. Если препятствия к помощи будут заключаться в разделении политическом, или национальном, или кружковщине, или в веровании, то такие препятствия недостойны человечества. Помощь во всех видах оказывается нуждающимся. Нельзя смотреть на цвет волос, где грозит опасность. Нельзя расспрашивать о веровании, когда нужно спасать от пожара. Все Заветы указывают насущность безусловной помощи. Ту помощь можно считать вдохновением истинным. Уже Говорил об этом, но множество условностей заставляет ещё раз утвердить свободу помощи»(2).

У Юрия Николаевича было высокое чувство ответственности за всё содеянное им. Он считал, что человек должен отвечать за всё, что он делает, и если он будет об этом знать и помнить, то меньше совершит необдуманных действий.

«До общины доходят в ясности мышления. Яркую, непередаваемую ответственность приносит явление мышления. Мы очень заботимся, чтоб сознание ответственности не покидало вас»(3).

«Множество слов произнесено об Учении Жизни, но мало из них приложено к действию. Мало цены в тех, кто повторяет Учение, не применяя его. Не будем говорить о непонимающих, но прикоснувшиеся ответственны за мысли и действия»(4).

Всё, чего бы ни касался в своих беседах Юрий Николаевич, имело в корне устремление в будущее. Это был лейтмотив его высказываний. «Смотреть далеко вперёд и быть готовым вступить в бой за лучшее будущее человечества... Это качество в полной мере было свойственно и Юрию Николаевичу Рериху»(5).

Об устремлении в будущее многократно говорится в Учении: «Устремитесь в будущее мимо сажи настоящего»(6). Это помогает преодолевать неприятности текущей личной жизни, перенося своё сознание, свои мысли и мечты в желаемое будущее.

«Великое и светлое будущее суждено человечеству. Благо тому, кто сквозь мрак настоящего прозревает его. Оформлено уже оно в Сферах Надземных. Мысленное объединение с ним приближает его. Если бы люди могли объединиться в осознании суждённого счастья, стремительно ускорилось бы его осуществление. Лучшие объединятся первыми и составят ядро строителей этого будущего. Строительство идёт и сейчас, но как трудно преодолевать сопротивление последышей уходящей расы. Пусть знают строители, что Свет-Победитель идёт»(7). «От предвосхищения будущего можно почувствовать радость и даже освобождение от омрачения отягощающими дух обстоятельствами. Такая радость превыше всего. (...) Непреложно, неотвратимо пройдёт всё, что сейчас предъявляет вам свои права на внимание и что так упорно стремится отяготить дух. (...) В этом будущем можете строить чудесные замки грядущих осуществлений»(8).

«Смотрите на текущее время как на ступень перехода в будущее, которого у человека никто не может отнять. Именно в будущем всё достижимо. Устремление приводит к достижению. Но прежде чем устремиться, надо осознать и понять — к чему и зачем. Поэтому принятие в сознание следующей эволюционной ступени и желание овладеть дарами эволюции будут необходимым преддверием к этому шагу. Нельзя устремляться, не зная куда. Агни Йога даёт начертание будущих путей человечества, она открывает врата в это чудесное будущее, открывает для всех. Из создавшегося на планете тупика — выход только в будущее, и притом при условии отрешения от старых путей старого мира, исчерпавших себя и доказавших свою непригодность»(9).

Николай Константинович подарил Юрию Николаевичу на день рождения картину «Гесэр-хан». Именно данный сюжет был близок натуре Юрия Николаевича. «Как и Гесэр, он был по складу своего характера воин. Внешний вид кабинетного учёного был лишь доспехом этого воина»(10). «Устремление в будущее и пребывание в нём разрушают власть текущего момента над сознанием. Велика эта власть, и освободиться от неё необходимо для полётов. Эта мысль запечатлена в картине ''Гесэр-хан''. Стрела мысли, направленная мощной рукой в будущее, не символ, но прободение пространства в сферы грядущего и проникновение сознания в них. В Сферах Высоких, где оформлено будущее человечества и намечено космическое течение его эволюции, огненная действительность уявлена в формах, и сочетание сознания с ними вводит его в космический эволюционный поток и в пророческих прозрениях позволяет видеть то, что уже существует в Сферах Надземного Мира. Прозрение в будущее ставит человека лицом к лицу с реальностью Высшего Мира»(11).

«Сам-то Юрий Николаевич уже в пятнадцать лет хорошо знал, чего он хочет и у кого ему следует заниматься. Потому на двадцать первом году своей жизни он имел уже звание магистра индийской филологии. Юрий Николаевич считал, что, до того как чего-то добиваться, необходимо чётко представить себе, чего именно ты хочешь. А этого как раз и недостаёт в большинстве случаев нашей молодёжи»(12).

Елена Ивановна пишет Юрию Николаевичу, что всей душой сочувствует ему в стремлении к его любимой научной работе. У Елены Ивановны накопились целые тетради прекрасных отзывов о научных трудах Юрия Николаевича. Он был тем истинным учёным, о котором говорится: «Ныне эстафета продвижения в эволюционное будущее передаётся науке. Она должна вывести человечество на путь познавания космической действительности и приблизить к пониманию Основ»(13).

Герой готов на подвиг и на бой,

Герой готов на труд, на испытанье;

Равно встречает радость и страданье,

Давно стремится жертвовать собой.

Комета! Наконец оявлен знак,

Сигнал Небес! Герою он поведал:

Восстать и биться за победу Света —

Настали сроки, и близка она.

Дерзнёт он встать, не обернувшись вспять,

И отряхнуть свой личный мир как бремя;

На помощь Силы Светлые призвать —

Ведь для геройства наступило время!

Он говорит: «Если не я, то кто же?!»

И разумея ЧТО всего дороже,

Несёт в груди огонь как талисман,

Что был ему с Высот Надземных дан.

Н.Д.Спирина. Звезда Героя

17 августа 2002 г.

ПРИВЕТСТВИЕ

к педагогической секции «Любовью к Родине богаты»

Во всей истории человечества говорили о патриотах, которые на Земле своей жизнью отстаивали Родину тем или иным путём. Любовь к Родине — это такое благородное чувство, такое возвышенное, такое самоотверженно-героическое, которое всегда прославляет проявившего его. И мы тоже нашей Родиной богаты, горды и стоим за неё. И стремимся к её духовному возношению, потому что без духа уже не будет подлинной Родины. Мы видим, как страны бездуховные постепенно теряют своё значение и отмирают; а мы, наоборот, будем возрастать в силе, значимости, и наши возможности будут продолжать притекать. Это относится и к нашему Музею, и к Сибирскому Рериховскому Обществу. Мы всегда объединены любовью к Родине.

28 сентября 2002 г.

ЛУЧШАЯ ТРАПЕЗА

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Звук и цвет — Наша лучшая трапеза.

Листы Сада М. Озарение. 2–III–1

В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет, звук и аромат. Кто-то слышит музыку, а для кого-то она просто шум; кто-то видит краски природы и живописи, а для кого-то это только мелькающие цветовые пятна. На ароматы многие не обращают внимания, особенно на те, которые часто встречаются в быту. К ним привыкают, и их влияние на настроение делается неосознанным.

Цвет, звук и аромат могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их. «Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!»1 — говорится в книге «Мир Огненный». Также это относится к звуку и аромату. Когда мы не ощущаем и не воспринимаем их, они для нас как бы и не существуют.

Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их. Поэтому в школах с самых младших классов желательно ввести предмет «Восприятие Прекрасного», где на примерах красот цвета, звука и аромата можно приучить детей уметь чувствовать, различать и наслаждаться ими всю свою жизнь. Надо водить детей с опытными педагогами на природу, на концерты, в выставочные залы, на балет. Чрезвычайно важно также водить детей в музеи и останавливать их внимание на шедеврах изобразительного искусства; показывать им лучшие художественные фильмы, предварительно объясняя их содержание и смысл.

«Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил даёт произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества. Можно ли мыслить построение общины без кристаллов звука и цвета? Поистине, это будет кротовая нора! Носители звука и цвета должны принести в общину сосуд нерасплёсканный. Знание и творчество будут Амритой (то есть бессмертием. — Н.С.) Общины»(2).

Природа — это самая доступная школа для воспитания прекрасного, для неё не нужно посещать театры или кино. Гуляя по лесу или в саду, или даже просто на улице, можно обращать внимание детей на красоту зелёных газонов, клумб, цветников, деревьев, листьев различной формы и оттенков, на форму стволов, крон; на красоту бабочек, стрекоз, оперение и пение птиц. Нужно, чтобы дети смотрели на небо, облака, на постоянно меняющиеся оттенки разного времени — утра, дня, вечера; то есть приучать их к постоянному любованию окружающим миром. Так же важно подбирать для них и соответствующие стихи, которые помогают лучшему восприятию красот природы.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустее воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...(3) —

писал Фёдор Тютчев.

Для ребёнка, которого так воспитывают, жизнь становится интереснее, ярче, богаче, ему не будет скучно нигде, везде он заметит что-нибудь привлекательное, любая прогулка станет для него развлечением и удовольствием, а не только гулянием в определённые часы.

Как важно, чтобы в школах педагоги являли собой пример красивого поведения в движениях, интонациях голоса, подборе слов. Учитель, грубо кричащий на учеников, тем самым огрубляет их и являет недостойный пример поведения; так же как и родители, кричащие на детей, ругающие их, не вызывают у последних любви и желания подражать им.

Общаясь с красотами природы и искусства, человек заметно или незаметно для себя утончается. Его уже не привлекают, а скорее отталкивают грубые проявления земного быта — резкие голоса, ругань, безвкусица в одежде, манеры, «музыка» в кавычках.

Наши рекомендации