А. Лепка из глины в первом классе, конкретный пример

Помещения для обоих наших первых классов размещаются на первом этаже так называемой «старой виллы», где начала свою жизнь свободная вальдорфская школа «Крэевальд» 52 года назад. Конец января - понедельник, утро, около половины восьмого, на улице ещё темно, за окном дует холодный ветер. В классе учительница всё подготовила к приходу стайки своих ребятишек; это 21 мальчик и 18 девочек, которых она в третий раз взяла на своё попечение после того, как уже провела два класса с первого по восьмой.

По старой широкой деревянной лестнице семенят, громыхают, топают первые дети и тотчас попадают в класс, где их приветствует учительница. Тут же некоторые спрашивают: «О, мы снова лепим?» «Можно я потом раздам глину?» «Ах, лепка(ить) в сто раз лучше живописи!» Вот так радостно это звучит. Войдя в класс, дети удивительно быстро садятся на свои стулья, которые сегодня стоят не в утреннем кругу, а за столами, как в день занятия живописью. Даже самые необузданные и шумные мальчики, успев за дверями быстро завершить потасовку, занимают свои места.

Исполненная радости готовность распространяется в небольшом сообществе. По знаку своей классной учительницы дети встают и ,как и она, складывают руки для утреннего изречения: «Солнца милый свет мне озаряет день...» Его слова звучат сильно и уверенно, выходя в мир. А когда в заключение поётся общая утренняя песня, солнце действительно восходит и заглядывает в окно класса. Идеальная картина? Бывает ли ещё такое в первом классе, где почти 40 детей? «Волшебное средство»,благодаря которому радостная стайка детей следует указаниям учительницы, как чему-то само собой разумеющемуся, в этот день лежит на столе, стоящем перед доской. Оно ещё

-6-

скрыто под влажными платками, под которыми угадываются по меньшей мере 40 «шариков». Это подготовленная в соразмерных ребёнку порциях светлая чистая глина.

После того, как определённые учительницей добровольные помощники (а в них не бывает недостатка) тихо положили перед каждым на стол доску как для рисования и, в заключение, порцию глины, дети томятся в ожидании (напряжённо ждут), когда же, наконец, всё начнётся. Поистине, это тяжёлое испытание, поскольку прекрасная, влажная глина манит их, настоятельно просится в руки! Но к «золотым правилам», которые дети

должны учиться постоянно упражнять и соблюдать, относится следующее: глину можно взять лишь тогда, когда каждый получил свою порцию. Теперь учительница берёт свой кусок глины в руки.

Это и есть знак, что можно начинать.

Наконец, слышится вздох облегчения! «Дорогие дети, давайте прежде всего почувствуем, какова сегодня наша глина!» И вслед за учительницей дети сначала подносят глину к щеке и чувствуют, что она совершенно холодная. «А сейчас возьмите маленький кусочек вашей глины и отложите в сторону. Теперь давайте всю оставшуюся глину - кусочек за кусочком - очень тщательно промнём, прочувствуем и, таким образом, подготовим к нашей работе. Если кто-то найдёт камешек или волосок, то их следует спокойно отложить в сторону.» Дети тотчас начинают неутомимо трудиться в полной тишине. Одно из важнейших «золотых правил» в лепке для нас гласит: «рот закрыт (уста молчат) когда руки работают!» То, что это требование оправдано и по делу, становится ясным, поскольку в классе распространяется явно ощутимое чувство удовольствия и комфорта. После того, как все дети тщательно прочувствовали свою глину, по указанию учительницы и вслед за ней они берут её в обе руки за исключением отложенных прежде в сторону кусочков. Они сжимают массу таким образом, чтобы охватить её ладонями, сложенными крест на крест. Теперь учительница ходит по классу и смотрит за тем, чтобы у каждого ребёнка в соответствии с размером его кисти было столько глины, чтобы она уместилась как раз у него между ладонями. При этом пальцы правой и левой руки не должны друг друга касаться.

Каждый ребёнок прямо сидит на стуле, который стоит на определённом расстоянии от стола. Ступни всей подошвой стоят на полу. Учительница стоит перед классом и начинает - одновременно с детьми - придавать глине форму, перекладывая её попеременно из одной руки в другую на уровне сердца, поворачивая её при этом, надавливая и ,таким образом, закругляя. Учительница следит за тем, чтобы её плечи и локти не были напряжены. Такая осанка способствует тому, что большинство детей также свободно двигают своими руками и локтями, словно «крыльями». Как только ребёнок во время лепки прижимает локти к телу, он больше не может свободно дышать и работать. Если всё идёт хорошо, то дети «вскальзывают» в движения учительницы, что естественным образом соответствует этой возрастной ступени.

Учительница лишь изредка сопровождает работу словами, к примеру, так: «Я вращаю глину туда-сюда между моими обеими руками. Я придаю ей форму чашами ладоней (то, что под этим подразумеваются сложенные в пригоршню кисти, она уже показала детям раньше). Я закругляю глину, постоянно поворачивая её. Теперь мой большой палец медленно путешествует по форме, он нащупывает неровности, надавливает, немного сдвигает глину в углубления и выравнивает их таким образом». Затем она молча работает дальше.

Тем временем глиняная масса в руках большинства детей всё больше округляется, обретая гармоничную форму. (Может случиться, что какому-то ребёнку даже после долгого упражнения не удастся округлить свою глину, проработать её, придавая форму; в этом случае надлежит проверить, не требуется ли ему дополнительная помощь). Теперь учительница велит детям некоторое время поработать с закрытыми глазами. Чашей

-7-

ладони они чувствуют закругление, надавливая, сглаживают неровности; при этом задействуется тонкое осязание в кончиках пальцев. Так что теперь не только у рта «перерыв в работе», но и у глаз. Большинство детей с готовностью отдаются такого рода деятельности. После этой фазы упражнения, обращённой вовнутрь, детей призывают снова открыть глаза и теперь положить форму на ладонь поднятой вверх руки, с тем чтобы они сами и все остальные могли посмотреть, что за красота появилась за это время. Учительница ходит по классу, разглядывает отдельные работы, хвалит, восхищается, то там, то здесь советует что-то улучшить и указывает, пожалуй, на две - три работы, которые особенно удались, хорошо закруглены и гармоничны. Это может подстегнуть детей ещё раз с исполненным любви интересом обратиться к своим собственным формам, чтобы сгладить некоторые неровности. Затем настаёт момент, когда дети свою более или менее завершённую форму, над которой они работали где-то 20 - 25 минут, прикладывают к одной щеке, а отложенный вначале кусок глины - одновременно к другой. При этом каждый раз удивление так же велико, как и впервые: насколько же тёплая - обработанная, закруглённая форма, и , напротив, насколько холоден необработанный кусочек глины! Конечно, мы обмениваемся своими впечатлениями на этот счёт.

В заключение каждый ребёнок осторожно процарапывает на форме ногтем большого пальца начальные буквы своего имени и кладёт её перед собой на доску. Теперь у рук «перерыв в работе»! Четверо старательных помощников тихо обходят класс, осторожно собирают формы и кладут их на досках на учительский стол, где они хранятся до следующего дня, накрытые влажными платками. Внимание! Наступает щекотливый момент, поскольку оставшиеся кусочки глины ещё лежат на досках перед детьми. Это значит, что и их под строгим контролем надо проворно собрать и отнести в большую воздухонепроницаемую плотно закрывающуюся ёмкость для глины. Ведь глина не игрушка, а наш рабочий материал, который в следующий раз нам снова потребуется. Доски быстро собираются, а другие помощники влажной тряпкой протирают столы.

Перед доской стоят четыре ведра с водой на стульях, на их спинках висят полотенца. Дети по очереди моют руки, которые покрыты тончайшим слоем сухой белой глины, т.е. не в прямом смысле грязные. Пока учительница в(на) этой фазе уборки держит всех детей в поле зрения, дело идёт хорошо, как и в день занятия живописью. Каждый раз после лепки к своей радости я могла констатировать, что щёки «моих» детей свежели и краснели. Даже самые хрупкие, особенно бледные становились теперь возбуждёнными и порозовевшими!

Особенно плодотворной и экономичной оказалась языковая работа, если ею заниматься непосредственно за лепкой. В первом классе это может быть беседа по рассказанной накануне сказке. Или, если идёт эпоха письма, можно дать детям задание найти слова с определёнными звуками, например, такие, которые рифмуются. Как славно забьёт тогда языковой источник в хорошем смысле слова! После такого живого упражнения с классом, которое может длиться около 20 минут, у учительницы ещё остаётся время на рассказывание где-то 25 минут. Вот так, в прекрасном настроении, в понедельник утром к общему удовлетворению всех участников может завершиться основной урок.

фото 1

Наши рекомендации