Упражнение «собери портфеаь».
Как и в двух предыдущих упражнениях, участники делятся на 3—4 подгруппы. Каждая получает следующее задание: составить список игрушек, игр, пособий, необходимых взрослому в работе с агрессивными (гиперактивными, тревожными и аутичными) детьми. Если же все участники обсуждают работу только с одной категорией детей, то первая подгруппа может составлять список игрушек, вторая — список игр, третья — учебных пособий, четвертая — книг…
Упражнения «Письмо от имени ребенка», «Собери портфель», «Прямой эфир» являются взаимозаменяемыми. Одно из них (например, «Письмо от имени ребенка») выполняется слушателями на каждой встрече от имени только одной категории детей, но адресовано разным людям: педагогам, друзьям, родителя, самому себе... Тогда второе упражнение «Прямой эфир» может стать обобщающим и выполняться один раз, в конце четвертой встречи.
При выборе данных упражнений тренер должен учитывать особенности аудитории. «Письмо от имени ребенка» лучше использовать при работе с «продвинутой» группой, «Собери портфель» — с начинающими слу- шателями, «Прямой эфир» подходит и в ном, и в другом случаях.
Приведенные упражнения выполняются слушателями с большим удовольствием. Тренер же по итогам их выполнения может судить о том, усвоена ли слушателями основная теоретическая информация.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующий день целесообразно проводить процедуру «Обратная связь» в конце каждой встречи.
Одна из форм проведения — письменная. Например, каждый участник отвечает на вопрос:
§ чем полезна именно для вас данная встреча;
§ какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе;
§ ваши пожелания на следующий день занятий.
Другая форма проведения процедуры «Обратная связь» — устная. Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на те же вопросы в свободной форме устно. Возможно совмещение этих двух форм получения обратной связи на одном занятии.
При необходимости тренер может давать слушателям домашние задания (например, описать случаи из практики работы с детьми данной категории; перечислить методы работы, которые они уже использовали на практике при взаимодействии с детьми данных категорий). Однако опыт показывает, что эта форма работы не является эффективной.
Занятие 1. Тема:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
План занятия
1.Знакомство.
2.Мини-лекция «Что такое агрессивность».
3.Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».
4.Мини-лекция «Как помочьагрессивному ребенку».
5.Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе».
6.Игра «Обзывалки».
7.Упражнение «Работа с гневом».
8.Упражнение на развитие эмпатии.
9.Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка».
10.«Рисуют дети».
11.Упражнение «Эффективное взаимодействие».
12.Упражнение на развитие навыков саморегуляции.
13.Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка».
14.Психологический практикум.
15.Обратная связь.
СОДЕРЖАНИЕ
Знакомство
Ход ведения данного этапа работы подробно описан во многих пособиях по проведению тренингов и может быть позаимствован из них. Один из самых распространенных способов — представление по кругу участников тренинга, когда каждый называет свое имяв нескольких словах сообщает о своих
ожиданиях от встречи. Игра «Давайте познакомимся» может стать одной из форм проведения этого этапа.
Каждому участнику выдается анкета (см. приложение № 7), в котором перечислены возможные запросы и названы конкретные умения, необходимые при взаимодействии с детьми. В течение 5-10 минут каждый член группы может подойти к любому участнику и попросить его написать свое имя в какой-либо графе анкеты (возможновведение ограничения:
один и тот же участник имеет право расписаться не более чем в двух графах).
Каждый игрок должен стремиться к тому, чтобы все клеточки его анкеты были заполнены. Однако бывают такие ситуации, что одна или несколько клеток могут оказаться незаполненными у всех участников. Так, если в аудитории находятся опытные воспитатели и учителя, то, вероятно, пустой останется клетка «Работаю с детьми первый год» и т. д.
Когда все анкеты (или почтивсе) оказываются заполненными, тренер просит встать, например, справа от него тех участников, которые много знают о тревожных детях, затем он предлагает объединиться всех, кто бы хотел пополнить знания о работе с гиперактивными детьми и т. д. Любой участник может переходить из группы в группу столько раз, сколько считает необходимым.
Заполненные анкеты участники тренинга составляют у себя. Как правило, это помогает им в дальнейшем завязать новые знакомства с близкими по духу коллегами, а, кроме того, дает дополнительную информацию о конкретном опыте работы других участников тренинга.
Проведение подобной игры на этапе знакомства способствует сплочению группы, помогает тренеру получить сведения об участниках тренинга об их опыте работы, об их знаниях и умениях, выяснить их запросы и ожидания.
После завершения этапа знакомства целесообразно провести обсуждение правил проведения тренинга, которые называет либо тренер, либо участники. Правила могут быть самыми разнообразными, например: «На занятия приходить без опозданий», «Быть активными» и др.
Правила записываются на стенде или доске и по мере Необходимости дополняют участниками. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивномключе: без отрицаний и без частицы «не». Так, правило «не опаздывать» можно сформулировать по-другом «Приходить вовремя»; «Не перебивать» - «Один говорит — все слушают»; «Не критиковать»-«Выступать без критики» и т. д.
Ритуал приветствия можно заменить короткой подвижной игрой (на «разогрев»).
2. Мини-лекция «Что такое агрессивность»
Тренер дает определение термина. Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правил сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. (Психологический словарь, 1997).
Далее тренер раскрывает основные причины появления агрессивности у детей. Особое внимание следует уделить обсуждению стилей воспитания в семье и их влияния на возникновение агрессии (Р. Кэмпбелл, 1997, И. Раншбуг, П. Попттер,1983, Д. Лешли,. 1991).
3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
Ход выполнения данного упражнения подробно описан в разделе «Упражнения, используемые при проведении каждой встречи» (см. с.75).
После проведения упражнения «Портрет ребенка» тренер знакомит участников группы с критериями выявления агрессивных детей в группе детского сада или в классе, разработанными американскими психологами данные критерии, оформленные в виде теста, могут быть использованы участниками тренинга в дальнейшей практической работе с детьми (приложение № 8).
Кроме того, с цёлью выявления агрессивного ребенка можно посоветовать тем, кто в этом заинтересован, использовать анкету «Признаки агрессивности», которая рекомендована Научно-методической комиссией Министерства образования Украины (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко. Практическая психология для воспитателя). Анкета приводится в приложении № 9.
4.Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку»
Перед тем как сообщить основную информацию по теме, ведущий обсуждает с группой, что такое гнев. Далее тренер рассказывает об основных направлениях работы с агрессивным детьми, используя теоретический материал представленный выше.
5. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»
1 этап. Упражнение проводится в два этапа.
Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой (см. приложение № 10) и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение:
«Шла Саша по шоссе... .После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.
Игра «Шла Саша по шоссе...» является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух» и родилась в процессе занятий с группой родителей агрессивных детей.
2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом, и сердит грозным голосом, трижды выкрикивают текс своей скороговорки. После этого
продолжают молча ходить по комнате, до следующий встречи.
Обсуждение. Участники отвечают на вопросы тренер «Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?» «Наблюдал ли каждый изучастников эффект «катарсиса» на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев другой форме?
Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участники, не выдерживал инструкции «говорить грозным голосом», начинают улыбаться и смеяться.
6. Игра «Обзывалки»
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание:Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»
Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Обсуждение: В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не толькоповеденческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.
Эта игра будет полезна не толькоагрессивным, но и обидчивым детям.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-топриятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
7.Упражнение «работа с гневом».
Группа делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева (см. приложение 11). Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. Причем (особенно если группа смешанная) методы вьтбираются в зависимости от контингента участников:
воспитатели ДОУ выделяют те, которые можно использовать в детском саду, школьные учителя отмечают наиболее эффективные способы при работе с учащимися, а родители отбирают приемы, пригодные при взаимодействии с ребенком дома, психологи— для проведения коррекционных занятий и т.
Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.
8. Упражнение на развитие эмпатии.
Очень часто у агрессивных детей отсутствует
чувство эмпатии, так необходимой для эффективного взаимодействия с окружающими.
Методом мозгового штурма группа, используя блокнот или доску, выводит определение эмпатии.
По мнению специалистов, развитию эмпатии способствует совместное (взрослых и детей) чтение книг с последующим обсуждением. В ходе обсуждения взрослый может задавать ребенку такие вопросы, как: « Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане?», «А что чувствовала Мальвина это время?», «Как вы думаете, почему Баб Яга стала такой злой?» и т. д.
Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок:
1 подгруппа : «Колобок».
2 подгруппа : « Курочка Ряба».
3 подгруппа: «Маша и Медведь».
4 подгруппа: «Гуси-лебеди».
Далее каждая подгруппа зачитывает список составленных вопросов, а вся группа принимает участие в обсуждении целесообразности тех или иных из них.