Элементы зрелищной композиции.

Праздник – это условный мир, в котором существует свободный в данный момент от обыденности член социума. Другими словами, условность является непременным обстоятельством, определяющим праздничную культуру. И если мы берёмся определять праздничную деятельность, как выполнение определённых действий в определённых досуговых обстоятельствах, то мера условности того или иного элемента деятельности охарактеризует нам весь комплекс деятельностных компонентов праздничной композиции.

Как мы уже говорили, элементами составляющими зрелищную композицию являются игровая, ритуально-обрядовая и художественная виды деятельности. Что же касаемо элементов жизнедеятельности в зрелище, то чаще всего этот вид деятельности выступает в качестве актов социальной регуляции (различные награждения, поощрения, документальные выступления и т.д.).

Вот четыре элемента составляющих композицию.

а) элементы жизнедеятельности, выраженные в актах социальной регуляции (выборы, выступления, награждения и т.д.) Здесь необходимо изложить список участников этих акций, тексты, которые будут звучать из уст ведущих, определить сценарную последовательность и значимость тех или иных фактических акций.

б) ритуально-обрядовая деятельность в композиции.

Здесь необходимо изложить последовательность действий, осуществляемых участниками ритуалов, их характер, описать цель каждого участника, дать его ценностную характеристику, описать используемый реквизит и элементы ритуальных одежд (ленты ветеранов через плечо и т.д.)

в)элементы игровой деятельности в праздничной композиции.

Необходимо объяснить место игр и их значение в организации праздника. Почему именно такой объём они занимают, и имеют именно такой характер.

Описание игр должно включать в себя:

-описание цели игры,

-описание правил игры,

-описание игрового реквизита и костюмов.

Если игра занимает ведущее место в построении композиции, необходимо дать пояснение, почему режиссёр-постановщик делает на этом акцент.

г)художественная деятельность в празднике.

В том разделе следует различать драматические моменты, как элементы художественной деятельности и собственно художественно-зрелищные моменты.

Понятно, что под драматическими элементами мы подразумеваем, весь тот комплекс драматургически выстроенных сцен, эпизодов, актов, которые включены вами в праздничную композицию. При этом необходимо проанализировать их, исходя из уже сложившейся практики режиссёрского анализа, который включает в себя определение темы, идеи, сверхзадачи,

-определение природы конфликта (предмет борьбы, расстановку сил в конфликте, характеристику персонажей, событийный ряд и т.д.)

Необходимо описать пластическое решение, декоративно-художественное и музыкально-шумовое оформление эпизода. Также необходимо указать, кем этот эпизод будет исполняться.

Рассматривая художественно-зрелищные моменты, мы, прежде всего, должны себе уяснить, что выразительность их строится не на обострении противоречий и развитии конфликта, как в драме, а на выразительности самого поведения, которое является таковым в силу своей неповторимости, уникальности или оригинальности. Выразительность эта базируется на специфических умениях исполнителей или на неповторимости обстоятельств, в которых осуществляется поведение.

Отбирая эти элементы, необходимо привести весь список художественных коллективов, которые вы планируете занять в вашем празднике. (Если на данном этапе невозможно сделать это с документальной точностью, то тогда необходимо изложить количественный состав коллективов по жанрам). Затем необходимо приложить сценарные планы и тексты художественно-постановочных моментов вашей композиции с приложением эскизного материала по декоративно-художественному оформлению этих моментов.

д)зритель.

Описание этого последнего элемента вашей композиции необходимо увязывать с теми постановочными моментами, которые имеют строгую адресность. Например: детский блок на празднике подразумевает специфического детского зрителя и участников. Причём, блок, адресованный детям вообще, будет в значительной мере отличаться от детского блока, адресованного детям, организованным по какому-то признаку (детсад, интернат и т.д.)

Наши рекомендации