Анализ исходного состояния проблемы
ПРОГРАММА
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2013-2018 ГОДЫ»
МОУ СОШ № 4
I. Паспорт программы.
Наименование программы | Комплексно-целевая программа «Повышение качества образования обучающихся на 2013 -2018 годы» |
Основания для разработки программы | 1.План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2013-2018 годов. 2.Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе. |
Разработчик программы | Администрация школы. |
Основные исполнители программы | Администрация школы, педагогический коллектив. |
Конечная цель | 1. Создание условий для повышения уровня качества образования. 2.Совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования на основе деятельностно-компетентностного подхода. 3. Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в школе, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам. |
Задачи | 1. Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе. 2. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях. 3. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении. 4. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в школе. 5. Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований. 6. Создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в школе». |
Перечень основных направлений программы | 1. Создание условий для повышения качества образования в школе. 2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в школе. 3. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования. |
Содержание программы
- Понятия и термины
Качество образования- интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования- определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Управление качеством образования- системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Мониторинг- специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
Анализ исходного состояния проблемы
Основания для разработки программы | В условиях проведенного в учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены проблемы: |
Проблемы | 1. Изменение системного подхода к управлению качеством образования в школе в связи с переходом на ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса к его качеству у учащихся, учителей, родителей. 3. Незначительность изменений на протяжении нескольких лет в качественных показателях успеваемости обучающихся в школе. 4. Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования в школе. |
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:
Ø личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие;
Ø гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные базовые показатели, используемые в системе оценки качества образования:
Ø уровень обученности обучающихся по образовательным программам;
Ø уровень воспитанности обучающихся;
Ø количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах обучающихся:
Ø поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;
Ø состояние здоровья и психического развития обучающихся;
Ø динамика правонарушений обучающихся;
Ø уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.
Наряду с показателями личной результативности обучающихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития школы:
Ø организация и развитие образовательного процесса:
Ø управление образовательным процессом;
Ø уровень выполнения государственных программ;
Ø уровень инновационных процессов в школе;
Ø профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
Ø участие учителей в профессиональных конкурсах;
Ø уровень информатизации обучения и управления;
Ø показатели владения учителями информационными технологиями;
Ø состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).