Методы возрастной и педагогической психологии. рические, этнопсихологические различия; б) при исследовании эффективности новых методов обучения и воспитания



рические, этнопсихологические различия; б) при исследовании эффективности новых методов обучения и воспитания, резервов психического развития обеспечивать максимально возможную эк­вивалентность экспериментальной и контрольной групп; в) мето­дики исследования должны строиться в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в конкретном возрастном пери­оде. При реализации принципа развития необходимо: а) иметь полное, разностороннее и глубокое знание психических особен­ностей возраста, предшествующего изучаемому; б) иметь четкое представление о главных тенденциях развития на последующих возрастных ступенях; в) создавать условия для определения акту­ального уровня развития и «зоны ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальных возможностей.

Специфические требования предъявляются и к конкретным методам исследования развития, деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (школьника). Рассмотрим на примере использования эксперимента как одного из ведущих методов. При организации экспериментального иссле­дования следует выполнить следующие требования: а) заманчи­вость деятельности, выполняемой ребенком; б) кратковременность экспериментальной процедуры; в) постоянство стимульного ма­териала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов; г) легкость овладения формальной стороной выполня­емой и регистрируемой в эксперименте деятельности; д) возмож­ность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи. И чем младше ребе­нок, тем эти требования жестче (подробнее см.: [15, с. 35-74; 4, с. 2-19]).

Завершим главу о предмете, задачах и методах возрастной и педагогической психологии высказыванием видного отечествен­ного психолога Б.М.Теплова о том, что «объяснение в психоло­гии включает в себя: 1) соотношение субъективного образа с той объективной реальностью, которая является объектом отражения;

2) установление нервных механизмов процесса отражения;

3) выяснение зависимости явлений сознания от тех обществен­ных условий, которыми они определяются, и от той объективной деятельности, в которой выражается бытие человека» [20, с. 288].

Глава I. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии

Литература

1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психологичес­кие методы. Л., 1976.

2. Блонский П.П. Педология / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.

3. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. О.Шуаре Марта. М.,1992.

4. Волков Б.С. Методы изучения психики ребенка. М., 1994.

5. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.

6. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.

7. Залкинд А.Б. Педология: утопия и реальность. М., 2001.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.

10.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

11.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

12.Немое PC. Психология: Учебник. Кн. 2. М., 2001.

13.Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дорево­люционной России. Дубна, 1995.

14.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1999.

15.Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.

16. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблужде­
ния, перспективы / Пер. с англ. М., 2001.

17. РегушЛ.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.

18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2000.

19. Талызина Н.Ф. Курс педагогической психологии. М., 2000.

20. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 2.

21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М., 1948. Т. 8.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для закрепления материала по теме и овладения приемом са­мозачета для всех последующих тем оцените качество усвоения нижеперечисленных понятий.

Возрастная психология, лонгитюдный метод исследования, ме­
тоды, методика психологического исследования, методология, обра­
зование, онтогенез, педагогическая психология, педология, понятие,
предмет научной дисциплины, развитие, термин, тест, восприятие
как перцептивный процесс, мышление как ступень познания и про­
цесс решения задач, фрейдизм и неофрейдизм в психологии, бихевио­
ризм как направление в психологии, когнитивная психология, гума­
нистическая психология.

План-задание для самостоятельной работы



ОБРАЗЕЦ
« » 20 г.

Начало: ч мин

Письменный самозачет

по теме «Предмет, задачи и методы

возрастной и педагогической психологии»

1. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая
закономерности психического развития человека и его психоло­
гические особенности на различных возрастных ступенях (детство,
отрочество, юность и т.д.).

Второй вариант определения возрастной психологии: предме­том возрастной психологии как научной дисциплины является психическое развитие и формирование личности в онтогенезе.

Возможны и иные варианты. Главное, чтобы были раскрыты общие и существенные признаки понятия.

Наши рекомендации