Методы возрастной и педагогической психологии. рические, этнопсихологические различия; б) при исследовании эффективности новых методов обучения и воспитания
рические, этнопсихологические различия; б) при исследовании эффективности новых методов обучения и воспитания, резервов психического развития обеспечивать максимально возможную эквивалентность экспериментальной и контрольной групп; в) методики исследования должны строиться в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в конкретном возрастном периоде. При реализации принципа развития необходимо: а) иметь полное, разностороннее и глубокое знание психических особенностей возраста, предшествующего изучаемому; б) иметь четкое представление о главных тенденциях развития на последующих возрастных ступенях; в) создавать условия для определения актуального уровня развития и «зоны ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальных возможностей.
Специфические требования предъявляются и к конкретным методам исследования развития, деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (школьника). Рассмотрим на примере использования эксперимента как одного из ведущих методов. При организации экспериментального исследования следует выполнить следующие требования: а) заманчивость деятельности, выполняемой ребенком; б) кратковременность экспериментальной процедуры; в) постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов; г) легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности; д) возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи. И чем младше ребенок, тем эти требования жестче (подробнее см.: [15, с. 35-74; 4, с. 2-19]).
Завершим главу о предмете, задачах и методах возрастной и педагогической психологии высказыванием видного отечественного психолога Б.М.Теплова о том, что «объяснение в психологии включает в себя: 1) соотношение субъективного образа с той объективной реальностью, которая является объектом отражения;
2) установление нервных механизмов процесса отражения;
3) выяснение зависимости явлений сознания от тех общественных условий, которыми они определяются, и от той объективной деятельности, в которой выражается бытие человека» [20, с. 288].
Глава I. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии
Литература
1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психологические методы. Л., 1976.
2. Блонский П.П. Педология / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
3. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. О.Шуаре Марта. М.,1992.
4. Волков Б.С. Методы изучения психики ребенка. М., 1994.
5. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.
6. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.
7. Залкинд А.Б. Педология: утопия и реальность. М., 2001.
8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.
10.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
11.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
12.Немое PC. Психология: Учебник. Кн. 2. М., 2001.
13.Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, 1995.
14.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1999.
15.Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.
16. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблужде
ния, перспективы / Пер. с англ. М., 2001.
17. РегушЛ.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.
18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2000.
19. Талызина Н.Ф. Курс педагогической психологии. М., 2000.
20. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 2.
21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М., 1948. Т. 8.
ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для закрепления материала по теме и овладения приемом самозачета для всех последующих тем оцените качество усвоения нижеперечисленных понятий.
Возрастная психология, лонгитюдный метод исследования, ме
тоды, методика психологического исследования, методология, обра
зование, онтогенез, педагогическая психология, педология, понятие,
предмет научной дисциплины, развитие, термин, тест, восприятие
как перцептивный процесс, мышление как ступень познания и про
цесс решения задач, фрейдизм и неофрейдизм в психологии, бихевио
ризм как направление в психологии, когнитивная психология, гума
нистическая психология.
План-задание для самостоятельной работы
ОБРАЗЕЦ
« » 20 г.
Начало: ч мин
Письменный самозачет
по теме «Предмет, задачи и методы
возрастной и педагогической психологии»
1. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая
закономерности психического развития человека и его психоло
гические особенности на различных возрастных ступенях (детство,
отрочество, юность и т.д.).
Второй вариант определения возрастной психологии: предметом возрастной психологии как научной дисциплины является психическое развитие и формирование личности в онтогенезе.
Возможны и иные варианты. Главное, чтобы были раскрыты общие и существенные признаки понятия.