Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях
1. Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды и уровни взаимоотношений.
2. Статус и ролевые отношения.
3. Общение, его функции, структура, средства и виды.
Вопросы для обсуждения, задания, тест
1. Какие психологические свойства приобретает человек в процессе общения?
2. Какую взаимосвязь можно установит между социальным статусом и социальной ролью?
3. Почему перцептивная сторона общения является наиболее значимой?
4. Приведите примеры социальных ролей, которые вам приходится осваивать технически. Разработайте правила исполнения социальной роли «студент».
Тест
1. Дополните:
Фиксация определенного положения, которое занимает личность в системе межличностных отношений________________.
Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми _________.
Устоявшиеся формы жизнедеятельности личности в окружающем мире, отражающиеся в ее деятельности, поведении, потребностях и мотивах________.
2. Смысловой аспект социального взаимодействия на основе межличностного общения как обмена информацией:
а) коммуникация;
б) перцепция;
в) интеракция.
3. Способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения от коммуникатора к реципиенту:
а) речь;
б) средства общения;
в) каналы информации.
4. Уровень взаимоотношений, возникающий на основе функций, статуса и социальных ролей человека в рамках определенной системы:
а) формальный;
б) неформальный;
в) личностный.
5. Установите соответствие понятия с его основными признаками:
Понятие | Основные признаки понятия |
межличностные отношения | А) объективно проявляются в характере, содержании и процессе совместной деятельности и общения; б) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; в) объективно проявляются в деятельности и общении; г) могут влиять на деятельность как положительно, так и отрицательно; д) исследуются в общей психологии. |
Темы докладов и рефератов
1. Деловое общение как социально-психологическая проблема.
2. Основные барьеры общения и их преодоление.
3. Нейро-лингвистическое программирование и его роль в деловом общении.
4. Имидж руководители и культура общения.
Литература: 24, 26, 49, 50, 57, 62, 64, 72, 76,78
Тема 8 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы
Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Структурные элементы конфликта:
1. предмет конфликта: реально существующая причина, на основе которой возникают противоречия;
2. инцидент: начало конфликта, вызванное конфликтогенами (словами, действиями или бездействиями), которые провоцируют обострение противоречий;
3. конфликтная ситуация: совокупность причин и противоречий (эскалация конфликтогенов);
4. конфликтное поведение: действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение оппонентом его целей, намерений, интересов (отдаление, поляризация, столкновение);
5. разрешение конфликта: преодоление конфликтной ситуации и конфликтного поведения.
Причины конфликтов:
1. объективные: столкновение значимых материальных, социальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности; слабая разработанность нормативно-правовых процедур разрешения противоречий; недостаток значимых для жизнедеятельности людей материальных, социальных и духовных благ; образ жизни человека (материальная неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения насущных потребностей), устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений и др.;
2. субъективные: индивидуальные психологические особенности оппонентов, выбор конфликтного способа разрешения объективного противоречия и др;
3. организационно-управленческие:
- структурно-организационные причины – несоответствие структуры организации задачам деятельности и др.;
- функционально-организационные причины – отсутствие оптимальных связей между структурными подразделениями организации, отдельными работниками и элементами внешней среды и др.;
- личностно-функциональные причины – неполное соответствие работника его профессиональным, этическим требованиям занимаемой должности и др.;
- ситуативно-управленческие причины – противоречия в процессе принятии и решения управленческих задач в системах взаимодействия «руководители – подчиненные», «лидер – последователи», «сотрудник - сотрудник» и др.;
4. социально-психологические: определяются законами неадекватности отображения человека человеком, неадекватности самооценки, расщепления смысла управленческой информации, неопределенности отклика; неправильное техническое освоение социальных ролей и социального статуса, психологическая несовместимость, микроклимат в коллективе и др.;
5. личностные: отсутствие у человека конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости, неразвитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний и самооценки, акцентуация характера и др.
Классификация (типология) конфликтов рассмотрена в таблице 8.1.:
Таблица 8.1
Типология конфликтов
по составу конфликтующих сторон | |
внутриличностные | состояние неудовлетворенности между потребностями и возможностями человека; предъявление разнообразных требований социальных ролей к одному человеку |
межличностные | борьба за ограниченные ресурсы межличностного пространства; столкновение различных типов темперамента и характера |
внутригрупповые | противоречия, вызываемые распределением ресурсов, делегированием полномочий при выполнении задач, различие в целях деятельности и способах их достижения, неудовлетворительные коммуникации, психологические особенности членов группы |
межгрупповые | противоречие между формальными или неформальными группами, высшим и низшим уровнями управления |
по результату конфликта | |
конструктивные | приводят к принятию обоснованных решений и эффективному взаимодействию |
деструктивные | не приводят к эффективному взаимодействию и обоснованному принятию решений |
по предмету конфликта | |
реалистические | вызваны реально существующими противоречиями |
нереалистические | выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности |
по иерархии | |
«по горизонтали» | между членами коллектива, занимающими равное положение |
«по вертикали» | между членами коллектива, подчиненными друг другу |
смешанные | между членами коллектива, занимающими как разное положение, так и подчиненными друг другу |
Конфликты классифицируются также по формам столкновения – открытые и скрытые; по масштабам – общие и локальные; по продолжительности – кратковременные и затяжные; по способам регулирования – компромиссные и антагонистические.
Функции конфликтов:
1. сигнализирующая: конфликт выявляет причины, условия и факторы неудовлетворенности межличностными отношениями;
2. эмоциональная: открытое выражение мнений, мыслей и чувств снимает эмоциональное напряжение во взаимоотношениях;
3. профилактическая: своевременный конфликт предотвращает его переход кризисную ситуацию;
4. стабилизирующая: конфликт укрепляет взаимоотношения, нормы и ценности межличностных отношений;
5. активизирующая: межличностные отношения становятся более динамичными;
6. инновационная: конфликт побуждает к обновлению и творческой преобразовательной деятельности.
Алгоритм управления конфликтами: изучение и анализ причин возникновения конфликта → ограничение числа его участников → анализ конфликтной ситуации → преодоление конфликта административными, организационно-структурными, социально-психологическими методами.
Административные методы: решение конфликта на основе приказа руководителя или решения суда, перевод на другую работу и т.д. Организационно-структурные методы: разработка системы поощрения и наказания на основе продуманных и согласованных с коллективом критериев эффективности, четкая формулировка требований, создание конфликтной комиссии и т.д. Социально-психологические методы: учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, беседа, убеждение, переговоры, применение психологических тренингов и т.д.
Типология конфликтных типов личности представлена в таблице 8.2.:
Таблица 8.2
Конфликтные типы личности
Конфликтный тип личности | Характеристика типа |
Демонстративный тип | любит быть в центре внимания, имеет завышенный уровень притязаний и завышенную самооценку. Отношение к людям определяется отношением к нему. Преобладает эмоциональное, а не рациональное поведение. Не уходит от конфликтов, если они возникают |
Ригидный (косный) тип | не умеет перестраиваться в зависимости от изменяющейся ситуации. Прямолинеен. Честолюбив. Обладает завышенной самооценкой. В конфликтах повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным проблемам |
Педант | исполнителен, пунктуален, точен, внешне эмоционально сдержан. Обладает повышенной тревожностью. Предъявляет высокие требования к себе. В конфликтах придает преувеличенное значение замечаниям окружающих |
Бесконфликтный тип | сознательно уходит от проблемных ситуаций, перекладывая ответственность в принятии решения на других. Легко внушаем. Внутренне противоречив. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуации. Не обладает силой воли для самостоятельного ухода от конфликта |
Обвинитель | считает, что мир полон глупцов и бездельников, которых постоянно критикует. Имеет четкие суждения по любому поводу. В конфликтной ситуации всегда желает выговориться, стремится быть услышанным |
Жалобщик | всегда красочно и долго рассказывают о своих проблемах. В конфликтах не принимает противоположную точку зрения |
Нерешительный тип | первый боится сделать ошибку или нажить себе врагов. Делает пробные шаги в реализации решений. Осмотрителен. В конфликте сторониться тех, кто требует принять срочное решение |
Безответственный тип | проблемы, связанные с трудными ситуациями, вызывают желание у него ничего не делать. Обидчив. В конфликтных ситуациях критикуют других, но не себя |
«Всезнайка» | эрудит. Хороший профессионал. В конфликтах признает ошибки других, но не свои |
Агрессивный тип | несдержан в оценках других. Эмоционален. Артистичен. В конфликтах часто абсолютно уверен в своей правоте |
Типичные стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях (табл. 8.3.):
Таблица 8.3