Понятие тревожности. Уровни тревожности

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ ГРУПП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Специальность 050303 Иностранный язык

Студент (ка) отделения иностранных языков

4 курса, группы И - 82 ____________ А.А. Бухарина

(подпись)

Научный руководитель

Преподаватель _____________ О. В. Хапикова

(подпись)

Набережные Челны

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………...……………………………..………………3

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблемы тревожности…………….….…...7

1.1 Понятие тревожности. Уровни тревожности……………………….…..7

1.2. Психологические особенности проявления тревожности в юношеском возрасте…………………………………………………………………………..….

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование уровня личностной тревожности у студентов педагогического колледжа…………………………………...………..

2.1 Характеристика базы и выборки исследования…………….…...…….

2.2 Условия, методы и методики исследования……………………...……

2.3 Анализ полученных результатов……………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………….……

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……………….

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.

Актуальность, изучения тревожности в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значения профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

Методология исследования.Изучением тревожности занимались такие специалисты как Шабанов, Л. В., Мороденко, Е. В., Шелехов, И. Л.

Объект исследования:тревожность как свойство и состояние личности

Предмет исследования:тревожность студентов педагогического колледжа, обучающихся на разных курсах.

Цель работы:сравнить уровни тревожности первокурсников и студентов выпускных групп педагогического колледжа.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ понятия «тревожность», рассмотреть уровни тревожности; выявить психологические особенности проявления тревожности в юношеском возрасте;

2. Подобрать методику для выявления тревожности у студентов педагогического колледжа;

3. Обобщить полученные данные и сравнить уровни тревожности у студентов первого курса и студентов выпускных групп педагогического колледжа.

Гипотеза. У кого, на ваш взгляд, уровень тревожности будет выше?Упервокурсников или у выпускников?

Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.

Теоретическое изучение проблемы тревожности

Тревожность студент самооценка стрессовый

Понятие тревожности. Уровни тревожности

В этой главе мы раскроем само понятие "тревожность".

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов".

Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или частной, "связанной" (например, школьная, экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека.

Кроме того, психологи различают также адекватную тревожность, которая является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную, или собственно тревожность - в благополучных для человека обстоятельствах.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и "возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, "защищенность", возникающая под воздействием защитных механизмов (и прежде всего под влиянием механизмов вытеснения". Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

Касаясь всей предыстории вопроса, следует отметить, что понятие "тревога" было введено в психологию в 1925 г. З.Фрейдом, который разделил конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst).

"Психологический словарь" (1999) определяет тревогу как "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога- это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы". В этом же источнике указывается и на другое существующее определение понятий "тревога" и "страх", когда под "страхом" понимается "комплекс ощущений, испытываемых при "витальной" угрозе (целостности и существованию человека как живого существа, человеческому организму в целом), а "тревога" - это то, что испытывается личностью при социальной угрозе (при угрозе самой личности, ее представлению о себе, ее потребностям, межличностным отношениям или положению в обществе)".

Если понятия "тревога" и "страх" могут использоваться (особенно в быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.

На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога проявляется как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и т.д.

Чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

Тревога и тревожность могут быть ослаблены произвольно, например, с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов посредством релаксации, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов.

По мере возрастания тревоги (и тревожности), выражающие их явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда. Это понятие ввел в 1967 г. психолог Ф.Б. Березин, который определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градации (явлений тревожного ряда) и дана исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней.

Первый уровень явлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.

На втором уровне гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается появление у человека недифференцированного реагирования, определяемого как раздражительность.

Третий уровень – собственно тревога - проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.

Четвертый уровень – страх – возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу.

Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревога.

Шестой уровень явлений тревожного ряда – тревожно-боязливое возбуждение – выражается в "потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума".

Теория дифференциальных эмоций, возникшая в середине 20 века, предполагает, что тревожность, как она типично описывается, состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом.

Тревожность, как и депрессия, может также включать потребностные состояния и биохимические факторы. "По-видимому,- полагает А.М. Прихожан - можно говорить о формах тревожности, если для каждой такой формы точно выделены комбинации входящих в неё аффектов (например, страх - страдания - гнев, страх - стыд - вина). В контексте теории дифференциальных эмоций тревожность используется как термин, который относится к любой комбинации взаимодействий страха и других аффектов и определённых аффективно - когнитивных ориентаций. Это в лучшем случае удобный термин, который используется лишь тогда, когда назвать комбинацию аффектов более точно невозможно".

Таким образом, тревожность как устойчивое образование обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, "привычные" формы его реализации в поведении, что является, по Л.И. Божович, специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно-потребностной сферы. Это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением, или, точнее, говорить о наличии личностного аспекта в более широком и сложном образовании.

Наши рекомендации