Управление и организация жизнедеятельности 3 страница
2.3. ПОЛУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАБОТЕ ПСИХОДИАГНОСТА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Психодиагност-практик, пользуясь готовыми методиками, получает психологическую информацию в ситуации экспертизы или в ситуации оказания психологической помощи (Г.С. Абрамова).
В ситуации экспертизы взаимодействие клиента и психолога строится в зависимости от социального заказа. Клиент может оказаться в такой ситуации не по своей воле (например, медико-педагогический совет), поэтому он будет предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. будет стремиться действовать правильно.
Здесь требуется жесткая защищенность методик психолога-диагноста от возможной фальсификации. Психолог должен понять, что на самом деле означает поведение подэкспертного, в то время как он сам в это время старается выглядеть «правильным».
В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента и психолога строится по-другому. Если клиент уже начал формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание психологической помощи), то психолог встретится с открытостью, направленностью на сотрудничество. Клиент готов выполнять все инструкции, он вносит в них уточнения, переспрашивает, просит новых заданий. Эта ситуация резко повышает требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами.
Эффективность диагностики значительно возрастает, если психолог знает о факторах риска, характеризующих психическое развитие ребенка в каждом возрасте. Так, факторами риска в дошкольном возрастеможно считать следующие особенности поведения:
— выраженную психотропную расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
— склонность ребенка к косметической лжи — приукрашиванию ситуации, в которой он находится, к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
— инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
— импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;
— реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.
В младшем школьном возрастефакторами риска, которые должны учитываться в прогностической психодиагностике, являются следующие особенности поведения:
— сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям асоциальной роли школьника;
— неуменьшающаяся двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;
— повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
— акцентуация компонентов впечатлений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
— наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершением церебрастеническими явлениями;
— отрицательное отношение к занятиям: эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;
— реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения — грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
— наличие к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет слабых интеллектуальных предпосылок с отсутствием интереса к учебе;
— нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
— дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Для подросткового возрастафакторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие:
— отсутствие редукции черт психической незрелости, т.е. сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
— некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, импрессивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;
— ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек — истероиформная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
— сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе. Педагогическая запущенность определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной препубертатной астенией;
— переориентация интересов на внешкольное окружение;
— поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.);
— неблагоприятные микросредовые условия (семейное, асоциальное окружение) как основа реакции имитации либо протеста;
— неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.
Знание этих факторов позволяет психологу строить краткосрочный или более длительный прогноз.
Прогностический диагноз по психологической информации (что будет дальше?) в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Длительный прогноз определяется представлением психолога об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный прогноз основывается на его представлениях об изменчивых характеристиках личности.
Один из возможных вариантов психологического прогноза при оказании помощи — привлечение клиента к этому процессу через информирование его о закономерностях психической реальности. Так, в младшем школьном возрастек благоприятным прогностическим факторам можно отнести следующие:
— способность ребенка к выработке дисциплинированных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;
— наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;
— стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и другими регламентированными формами деятельности.
В подростковом возрастепрогностически благоприятными могут служить следующие факторы:
— гармоничность психофизического созревания;
— положительное отношение к труду или отдельным учебным предметам;
— целенаправленность во внеучебной деятельности;
— ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее; корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;
— устойчивость к неблагоприятным средствам влияния, появление реакции отрицательной имитации;
— невротический, с внутренними конфликтами переживания, а не психоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.
Для юношеского возраста благоприятными прогностическими факторами можно считать следующие:
— умение вставать на точку зрения другого человека;
— способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной;
— способность безоценочного отношения к действиям другого человека;
— готовность к изменению типа реагирования;
— личностная рефлексия;
— положительное отношение к себе;
— сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляций отношений между людьми (Г.С. Абрамова).
Контрольные вопросы
1. Какова разница между психодиагностикой как теоретической экспериментальной наукой и практической деятельностью?
2. С какой основной психологической категорией работает психолог-диагност? В чем сущность онтологического и деонтологического подходов к психодиагностике?
3. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)?
4. Каким образом осуществляются построение и проверка диагностической гипотезы?
5. Каковы задачи психодиагностического обследования детей подростков?
Темы семинарских занятий
1. Психодиагностика как область практической деятельности психолога.
2. Школьная психодиагностика и ее специфика.
3. Требования к психодиагностическому исследованию, его процедура.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте инструкцию клиенту в ситуации экспертизы и ситуации психологической помощи.
2. Разработайте памятку по благоприятной и неблагоприятной прогностической информации о развитии ребенка (подростка, взрослого).
3. Проанализируйте особенности восприятия ситуации психодиагностики клиентом после проведения тестирования.
Литература
Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.
Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985 Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
Глава 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Психологическое консультирование — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Алешина Ю.Е., 1993). Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач (Абрамова Г.С., 1996).
Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога, критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека. Такое соответствие (несоответствие) проверяется по шкале:
1. Психолог не способен быть внимательным прерывает клиента, пропускает важную информацию.
2. Действия психолога не конструктивны; он слишком старается воздействовать на другого человека.
3. Клиента не слышно или слышно очень мало; психолог реагирует больше сам на себя, а не на клиента.
4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент.
5. Суть задачи клиента понята психологом неверно, но через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психолог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.
6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатичность и непосредственность,
7. Высочайший уровень — психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности.
Психологическое воздействие в прогрессиях «человек-человек» часто напоминает процедуру консультирования, так как осуществляется в виде интервью. К числу таких профессий относятся деятельность врача, юриста, журналиста, педагога, социолога, социального работника. Но их интервью отличаются как предметом взаимодействия, так и мерой воздействия на человека и ответственности за него. Психолог несет ответственность за проявление качеств психической жизни клиента.
В психологическом консультировании психолог может опираться на различные теории и методические подходы. Наиболее популярными в практике психологического консультирования являются глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; бихевиоризм — социальное научение, тренинг социальной компетентности, самообучение, когнитивная терапия (А. Бандура); рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — гештальттерапия (Ф. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж. Морено).
Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи консультирования и область психической реальности, с которой работает психолог, позиции клиента и консультанта.
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Существуют определенные принципы поведения, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия (Алешина Ю.Е., 1994).
Доброжелательное, безупречное отношение к клиенту. Подразумевает не простое следование общепринятым нормам поведения, а умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждая, стараться понять клиента и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема. Поэтому невозможно при любом жизненном и профессиональном опыте дать гарантированный совет. Кроме того, взяв на себя ответственность, психолог не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности и принятию собственной ответственности за все происходящее,
Анонимность. Означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть, передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специально оговоренных законом (угроза жизни). Об этих правилах клиент предупреждается заранее.
Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением переноса (склонности пациента переносить на психотерапевта и отношения с ним свои проблемы и конфликты) и контрпереноса (склонности психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом) (Фрейд 3., 1989). Действуя в процессе консультирования, эти феномены снижают его эффективность.
Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возможны при условии полного понимания клиентом того, что обсуждается, логичности действий психолога и благоприятности психологической атмосферы.
Целью психологического консультирования является оказание психологической помощи клиенту. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем, их осознании. Удовлетворенность клиента не всегда однозначно свидетельствует об успехе беседы. Она определяется характером обсуждаемых проблем. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С. Абрамова (1997), цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения (табл. 4).
Таблица 4 Основные методические подходы к психологическому консультированию (по Г.С. Абрамовой)
Направление, его представители | Методические приемы, используемые в консультировании | Основной метод и задача | Цель — результат |
I. Глубинная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн) | Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово). Фрейдовская ошибка — ошибки, описки, обмолвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытеснения чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса | Метод свободных ассоциаций. Выявление и изучение детских стереотипов поведения через работу с подсознанием | Интерпретация свободных мыслей и действий клиента в терминах психоанализа |
II. Бихевио-ральное направление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) | Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желательного поведения. Тренировка релаксации (уменьшение тревожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики рецидивов поведения | Метод оперативного научения. Перевод субъективных переживаний клиента в реально наблюдаемые действия | Изменение поведения клиента |
III. Гуманистическая психология (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл) | Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог верхней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадоксальные намерения. Перемена отношения. Убеждение и призыв | Метод эмпатического научения. Понять мир клиента и поддержать его во время ответственного решения | Повышение ответственности человека за свои поступки, социальная самоактуализации |
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
— оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
— оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
— информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
— повышение общей психологической грамотности;
— мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
— коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
— выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Результатом консультирования является не столько облегчение эмоционального состояния клиента, сколько перевод тонуса жалобы клиента с других на самого себя. Это означает принятие ответственности клиентом за все происходящее с ним на себя.
Психолог-консультант создает для нормального, психически здорового клиента условия для нешаблонных действий, в. рамках культуры.
Психолог в процессе консультирования может занимать различные позиции: позиция равенства, позиция сверху и позиция снизу (Цзен И.В., Пахомов Ю.В., 1985).
В разных теоретических ориентациях консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать. Конечно, занимая позицию равенства, консультант не только выигрывает, но и теряет: ведь с авторитетом, занимающим позицию сверху, больше считаются, к нему больше прислушиваются.
Однако не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение как нечто застывшее, неизменное. Хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то со знанием и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.
Стратегия психологического консультирования направлена на ориентацию клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее; понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения; подготовку более глубокого контакта с другим, отношения с которым не складываются у клиента, с помощью использования его чувств и переживаний как основы восстановления более доверительных отношений; планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение ситуации.
Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии: 1) умение сопереживать, поддерживать, анализировать чувства клиента по отношению к ближайшим людям; 2) способность четко и конкретно тонизировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректировать высказывания.
3.2. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ИХ СПЕЦИФИКА
Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.
Индивидуальные консультации делятся на:
— однократные и многократные;
— консультации по личному обращению;
— в результате вызова, направления;
–– без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;
— без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;
— изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).
Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и др.).
По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.
Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрения Г.С. Абрамовой, знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним.
Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) — механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) — содержание нормы психического развития (выбор направления изменения).
Следовательно, анализируя возможности изменения клиента, психолог работает с задачами и резервами развития данного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии.
В процессе индивидуальной работы с клиентом психологу приходится обращаться к сущности человека при формулировке для клиента психологических задач, решать вопрос о смысле жизни человека, что требует философского и морально-этического самоопределения психолога-консультанта.
Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально существующих отношений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной модальности каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в групповом консультировании является нахождение предмета взаимодействия членов группы, который мог бы связать субъективные модальности членов группы. В ходе консультирования выявляются также типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции), например Э. Берна, 3. Фрейда, В. Сатир, А.И. Захарова, А.Е. Личко и др., их содержание и устойчивость, иерархию, типы воздействия.
Группа в ситуации взаимодействия может выступать как коллективный клиент или как сочетание заказчика и пользователей психологической информации. Схему исследования группы в психологическом консультировании можно представить следующим образом:
Предмет взаимодействия группы | Психологическая информация и ее модальность |
Устойчивые элементы в предмете взаимодействия. Динамические элементы в предмете взаимодействия. Современные воздействия членов группы друг на друга. Выработка альтернатив в действиях группы. | Типы взаимодействия. Индивидуальное состояние членов группы. Мера воздействия. Задачи и резервы развития всех членов группы. |
Содержанием воздействия может быть информационно-просветительная работа психолога или совместная работа с другими специалистами над проблемами данной группы.
Специфика консультирования каждой группы (семья, детская группа и т.п.) определяется содержанием предмета взаимодействия.
Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Бурменская Т.Е., Карабанова О.А., Линдерс А.Г., 1990).
Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы:
— общая оценка уровня развития;
— сущность трудностей ребенка;
— степень их сложности;
— факторы, провоцирующие трудности;
— сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;
— условно-вариантный прогноз развития.