Ключи и процедура подсчета тестовых баллов 3 страница

Характеристики, которые исследуются в опроснике, име­ют следующие определения:

личностная тревожность — склонность индивида к пе­реживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;

фрустрация — психическое состояние, возникающее вслед­ствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

агрессия — повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отно­шению к другим людям;

ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

На втором этапе работы предлагается использовать метод «Незаконченные предложения», который является проек­тивной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые лич­ностные установки.

Испытуемый должен продолжить следующие предложе­ния:

Завтра я...

Когда я закончу школу...

Наступит день, когда...

Я хочу жить, потому что...

При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохране­нию жизни.

3.4. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ВИД САМОРАЗРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Адциктивное поведение детей и подростков — это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные ве­щества.

Аддиктивное поведение — вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупот­реблением одним или несколькими психоактивными веще­ствами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушени­ями поведения. Однако грань между адциктивным поведе­нием и наркоманией как заболеванием носит очень зыбкий характер.

В психологическом плане адциктивное поведение — свое­образная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком аспекте может быть отнесено к явлениям пси­хического дизонтогенеза по типу искаженного развития.

Провоцирующими факторами адциктивного поведения подростков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу; по­веденческие реакции группирования (в неформальные мо­лодежные объединения); хобби-реакции и реакции эманси­пации.

Наркомания как заболевание и адциктивное поведение очень трудно поддается лечению и коррекции. Как правило, они должны сопровождаться комплексными мерами соци­альной поддержки и реабилитации. Поэтому более продук­тивно осуществлять профилактику и осуществлять общего­сударственные превентивные меры различного характера.

Наркотическая личность— это человек, в наибольшей степени деградировавший по сравнению со здоровым состо­янием и другими видами аутоагрессивного поведения.

С медицинской точки зрения наркомания — это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отне­сенных к списку наркотических.

В психологическом смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве со­знания. Эти требования может удовлетворить конкретное наркотическое вещество, обладающее определенными пси­хофармакологическими свойствами. Под воздействием нар­котика изменяется состояние сознания, формируется физи­ческая и психологическая зависимость, разрушается лич­ность.

Последствиями наркомании являются:

1. Высокая смертность, обусловленная отравлениями нар­котическими веществами, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения и тенденциями к самоубий­ству среди данного контингента.

2. Выраженные медицинские последствия в виде сомати­ческих и невралгических осложнений, грубая деградация здоровья и значительное сокращение продолжительности жизни.

3. Высокая социальная «заразность» наркоманией и ток­сикоманией, особенно среди молодежи.

4. Выраженное криминогенное поведение наркоманов, связанное с деструктивными изменениями личности и мо­рально-психологической деградацией.

5. Разрушение личности в физическом, психологическом и социальном плане. Различные исследователи по-разному анализируют причины наркомании.

Социальные теории Теории взаимодействия Теории личности
Ответ личности на давление общества, неприятие образа жизни, кризис иден­тичности, бегство от социального уклада посредством нарко­тиков Обстоятельства обще­ния; членство в группах со сходными взглядами и интересами, викарное научение, подражание, идентификация с груп­пой Личностные потребно­сти, личностные про­блемы; типология лич­ности; реакции ухода или эмансипации; со­циальная или личност­ная патология; физиче­ское уродство; генети­ческие нарушения; слабость «эго»

Имеются попытки интерпретации наркомании как со­циального недуга (Сидоров П.И., 1996): социальное нездо­ровье общества, бездуховность, рост преступности, безра­ботица, социальное сиротство, распад семьи, коррупция, преступный бизнес наркотиков и т.д. Многие исследователи ссылаются на психологическую предрасположенность «груп­пы риска» к такому виду отклоняющегося поведения. Ана­лизируя личностные особенности наркоманов, они выяви­ли высокий уровень эгоизма (ведущие мотивы личности — собственные желания); бедность эмоциональных пережива­ний; неразвитость потребностей, отсутствие нравственных идеалов и смещение ценностных ориентации; несамокри­тичность и необъективность; внешний локус контроля; раз­рыв между побуждениями и действием; повышенная склон­ность к подражанию; предрасположенность к измененным состояниям (тревожность); импульсивность поведения и пониженная толерантность.

3.5. МИШЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Основная цель психокоррекционной работы — создание подросткам оптимальных условий для тренировки механиз­мов совладания в соответствии с местом наименьшего сопро­тивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эф­фективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителя­ми девиантных подростков (Карвасарский Б.Д., 1990, 1998).

Групповая психотерапия решает следующие задачи: по­вышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления акцентуаций характера; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск пу­тей семейной реадаптации; расширение временной перспек­тивы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными слова­ми, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.

Важным компонентом психокоррекционной программы является работа с семьей подростка. Аддиктивное поведе­ние может поддерживаться семьей: выполнять функцию стабилизации семьи; возникать под влиянием эмансипа­ционных тенденций подростка; компенсировать блокиро­ванные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной личности. Зада­ча психолога — выяснить значение «симптома» внутри се­мьи и попытаться оптимизировать ее функционирование (Эйдемиллер Э.Г., 1990, 1998).

Методика С.А. Кулакова в практике работы с аддиктивным поведением у подростков (1994) основана на совре­менном когнитивно-поведенческом подходе. Формой пси­хокоррекционной и психодиагностической работы в данной методике является клиническое интервью, которое решает следующие задачи:

1. Определение проблемного поведения

1.1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»

1.2. Степень тяжести проблемы:

а) насколько эта проблема для вас представляет затруд­нения?

б) как часто вы. ?

Идентификация использования психоактивных веществ количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое потребление, появление синдрома зависимо­сти; периодичность потребления

При расспросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: Не произошло ли снижение успе­ваемости за последнее время? Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений лич­ности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физичес­кое состояние подростка?

Выясняются у подростка сигналы надвигающейся нар­комании:

1. Неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю силь­ное напряжение во время конфликта».

2. Стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть».

3. Краткосрочная благодарность; «Мне стало легче на душе после получения кайфа».

4. Обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике».

5. Компульсии: «У меня сильное желание принять нарко­тик, чтобы забыть о неприятностях».

6. Рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях».

7. Отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, свя­занных с наркотиками, хотя родители мне указывают на это».

8. Наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы».

9. Потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков».

10. Аддиктивная система установок: «Я, другие, нарко­тики — мы особая каста».

1.3. Общие характеристики проблемы:

а) длительность (как давно это происходит?);

б) распространенность (как обычно это происходит? в каких ситуациях?).

2. Детерминанты проблемного поведения

2.1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»

2.2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»

2.3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»

Прием ABCDE— парадигмы:

А — что предшествовало поведению.

В — поведение и его варианты.

С — последствия поведения для подростка и окружающих.

D —дискуссия.

Е — эффект.

а) микросоциальное влияние: «Какие люди были ря­дом, их отношение?»;

б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чув­ствовали?»;

в) социальные последствия: «Что сделали..?»;

г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?».

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включа­ет удовольствие от приема наркотического вещества, свя­занные с ним приятные впечатления, отсутствие неприят­ных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условная приятность роли большого. Психолог должен найти замещающее пове­дение, построение которого связано с формированием со­циальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.

2.4. Негативные последствия — более частая причина обращения к специалисту. Для подростков такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значе­ние. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.

2.5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом ду­мали. Что можно сделать для изменения ситуации?»

2.6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»

2.7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек дол­жен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать опре­деленных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.

Предиктором аддиктивного поведения являются психо­патология, сопутствующие психические расстройства. Анти­социальное и делинквентное поведение предшествуют или сочетаются с аддиктивным. Поэтому необходима оценка ис­тории психического развития ребенка и его текущего пси­хологического статуса.

Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:

A. В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание реше­ния проблем, преимущественно однотипный способ реаги­рования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность.

Б. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность, быстрое возникно­вение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность.

B. Искажения мотивационно-потребностной сферы: бло­кировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности, временной перспективе.

Г. Наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

— произвольное отражение: «Я — неудачник», «Я— су­пермен»;

— селективная выборка: «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;

— сверхраспространенность: «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;

— абсолютное мышление: «Все или ничего», «Мир чер­ный или цветной»;

–– персонализация: «Эта реплика не случайна, она отно­сится ко мне».

3. Семейный анамнез

Средовые (социальные) факторы наиболее сильные пре­дикторы аддиктивного поведения у подростков. Наиболь­шее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психо­активных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфунк­ции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы. Факторы, способствующие аддиктиеному поведению:

искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями;

блокировка потребностей в безопасности, самоутвержде­нии, принадлежности, временной перспективе;

отсутствие или искажение родительской модели поведе­ния, с которой ребенок идентифицируется;

наличие дисфункциональных стилей совладания со стрес­сом;

отсутствие или избыток дисциплинарных техник;

отсутствие или нарушение внешней и внутренней ком­муникаций.

Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:

— стремление выполнить большинство задач за подрост­ков с детства и требование самостоятельности в подростко­вом возрасте;

— страх передачи ответственности подростку, слияние границ между «Я —другой»;

— требование уважения к себе, отказ в этом подростку;

— собственный эталон «взрослого поведения», навязы­ваемый подростку;

— проекция на ребенка собственных нежелательных ка­честв, сравнение его развития со своим жизненным путем;

— страх неизвестного;

— неосознание основных прав личности ребенка;

— стереотипное общение по типу «родитель — ребенок»;

— стремление реализовать в ребенке собственные цели;

— отсутствие в семье системы правил;

— создание чувства вины за принесенные жертвы подро­стку.

Рассмотренные в данном параграфе наиболее распростра­ненные в школьной среде виды нарушений поведения яв­ляются социально опасными по их последствиям и разру­шительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, име­ющим те или иные отклонения в поведении, но и переори­ентации их социальной микросреды, воспитательного мик­росоциума

Контрольные вопросы

1. Что понимается под агрессией как формой поведения и аг­рессивностью как чертой личности?

2. Чем отличаются психоаналитический, этологический и бихевиоральный подходы к объяснению происхождения агрессив­ного поведения?

3. Каковы социальные детерминанты агрессивного поведения?

4. Какова роль семьи, сверстников и медиасредств в науче­нии агрессивному поведению?

5. Каковы психологические механизмы развития агрессивно­го поведения в детстве?

6. Что такое социализация агрессии?

7. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений?

8. На чем построена стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками?

9. Почему суицидальное поведение относят к одной из разно­видностей агрессии?

10. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демонстративного суицидов?

11. В чем заключается психологическая сущность суицидаль­ного и адциктивного поведения?

12.'Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Детская агрессивность: диагностика, профилактика и кор­рекция.

2. Суицидальное поведение подростков: причины, факторы и условия.

3. Диагностика девиантного поведения: каузальный и симпто­матический, деонтологический и онтологический подходы.

4. Психологическая характеристика аддиктивного поведения.

5. Наркомании и токсикомании у подростков, их психопро­филактика.

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте технологию игровой коррекции одной из форм агрессивного поведения младших школьников (вербальная, физическая, косвенная агрессия, негативизм).

2. Дайте сравнительную характеристику личности подростков с различными типами суицидального поведения. Подготовьте на его основе сценарий кризисной помощи.

3. Используя метод клинического интервью С.А. Кулакова, проведите обследование подростка, склонного к аддиктивному поведению. Составьте его психологический портрет.

Литература

Абрумова А.Г., Бородин С.В. Суицидологические исследования в СССР //Актуальные проблемы суицида молодежи. М., 1981.

Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Жур­нал практического психолога. 1996. № 1. С. 23.

Бэрон Р, Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Горская М.В. Диагностика суицидального поведения // Вест­ник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной рабо­ты. 1994. № 1. С. 44-51.

Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.

Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктив­ного поведения у подростков. М., 1996.

Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1987.

Лебединская К.С., Райская ММ., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.

Невский И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе: В 4 ч. М., 1996.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дуброви­ной. М., 1992.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

Глава 4

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ

4.1. ДЕТИ И НАСИЛИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Детство является таким периодом в жизни каждого че­ловека, когда закладываются основы личностной активнос­ти и личностные свойства, ценности, определяющие «каче­ство» будущей жизни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок и как человек, и как личность наиме­нее защищен от социального, психологического и физичес­кого насилия.

Настоящий этап развития в России характеризуется тем, что происходящие общественные изменения обусловливают социальные, психологические, медико-экологические по­следствия, которые, несомненно, меняют условия развития и жизнедеятельности детей. Необходимо также четко пред­ставлять, в какой сфере отношений детства эти новые условия существования угрожают выживанию, здоровью и раз­витию детей, основам их социальной защиты.

После ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка в российской правовой системе и в государственной социальной политике стала формироваться новая концепция социально-правовой защиты и помощи детям- «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психоло­гического насилия, оскорбления или злоупотребления, от­сутствия заботы или небрежного обращения, грубого обра­щения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотреб­ление, в том числе со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»*. В доку­менте подчеркивается положение о приоритетности интере­сов детей в следующих сферах отношений:

— в жизнедеятельности семьи, обеспечивающей виталь­ные права ребенка на такую заботу и защиту, которые дела­ют реальным и действительным;

— в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, правопорядка, создающих условия и средства для реализации прав и законных интересов ребенка в здоровом образе жизни и охране здоровья, в учебе, развитии разно­сторонних интересов и способностей, профессиональной ори­ентации и подготовке к труду, защите от противозаконных нарушений и посягательств;

— в деятельности государственных социальных служб, представляющих необходимую социальную, психологичес­кую, материальную поддержку ребенку и лицам, которые о нем заботятся, с целью защиты ребенка от всех форм зло­употреблений, физического или психологического насилия, любых форм эксплуатации.

*Конвенция ООН о правах ребенка. Нью-Йорк, 1991. Ст. 19, п.1

Из этой принципиальной позиции о приоритетности за­конных интересов и прав ребенка вытекают следующие по­ложения:

1. Признание необходимости отношения к ребенку как к личности, которая является самостоятельным и важным субъектом правовых отношений.

2. Создание государственной системы защиты прав и за­конных интересов детей; системы, которая являлась бы га­рантом осуществления прав и законных интересов ребенка в семье, в учебной, профессиональной деятельности, в соци­альных отношениях.

3. Необходимость выявления детей, которые в силу имею­щихся у них физических или психических недостатков, про­блем в развитии, в связи с пребыванием в особых условиях существования нуждаются в расширенных мерах социально-правовой поддержки для реализации их законных интересов.

Поскольку существует и широко распространена агрес­сия, постольку можно говорить о ее жертвах— детях и под­ростках, пострадавших от насилия.

По мнению специалистов, выделяются три основные сфе­ры отношений, в которых, с одной стороны, происходит со­циализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического на­силия:семья, сфера образования, государственные учрежде­ния интернатного типа и сфера микросоциальных отношений.

Насильственные действия могут проявляться в самых раз­личных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убий­ства. Они могут иметь вид физического, вербального, пси­хического и социального насилия. Не все виды насилия уго­ловно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней гра­ницы личностных переживаний; игнорирование потребнос­тей и интересов ребенка и др. (Вострокнутов Г.Н., 1996).

Первым вопросом, связанным с оценкой социально-меди­цинских последствий жестокого обращения с детьми, явля­ется определение понятий, используемых в исследованиях по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются сле­дующие термины:

— пренебрежение, плохое обращение;

— жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;

— сексуальное злоупотребление.

Пренебрежениепреимущественно понимается как отсут­ствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физи­чески опасном окружении. В поведении родителей есть серь­езные упущения в обеспечении витальных (жизненно необ­ходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-психологической литературе является термин «социальное си­ротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.

Физически жестокое обращениеопределяется как пред­намеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физи­ческих страданий, например нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.

Сексуальное злоупотреблениепонимается как использо­вание ребенка для целей сексуального удовлетворения взрос­лого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных фор­мах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демон­страция порнографии, проституция малолетних. Определе­ние сексуального насилия акцентирует внимание на отно­шении жертвы насилия к совершаемым по отношению к ней действиям. Под сексуальным злоупотреблением пони­мается вовлечение функционально незрелых детей и подро­стков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласия или которые нарушают табу социальных (се­мейных) ролей.

Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к де­тям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально-медицинс­ких последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительности актов же­стокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обраще­ния должна включать:

— оценку совершаемых действий (физические, сексу­альные, эмоциональные);

— продолжительность их воздействия и особенности по­следствий (физические, эмоциональные, психологические).

В области оценки социальных и криминальных аспектов жестокого обращения с детьми преобладающей точкой зре­ния является концепция цикла насилия. Многие исследова­ния указывают на связь между жестокостью наказаний, при­меняемых к ребенку, и мерами воздействия, которые ис­пользовались в семье самого родителя; между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой встреча­емых у него случаев делинквентности, а также жестоким характером преступлений у тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко.

Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко вы­раженных симптомов и признаков, по которым можно опре­делить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и послед­ствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жерт­вы, а затем агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности, страха того, что насилие может повто­риться, или того, что все узнают о случившемся.

Часто дети и подростки, испытавшие насилие, чувству­ют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучас­тниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмо­циональной сферы, выражающиеся в повышенной тревож­ности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Ча­сто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружаю­щими. Вследствие недоверия к миру появляются замкну­тость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.

Еще одна проблема связана с определением тех несовер­шеннолетних, которые по своим социально-психологичес­ким признакам относятся к «группе риска». Выделены сле­дующие дети «группы риска» по жестокому обращению и насилию:

— дети, проживающие в асоциальных, дезорганизован­ных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;

— дети (социальные сироты), оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их роди­тельских прав и находящиеся на государственном интернат­ном обеспечении или под опекой лиц, которые в силу сво­его возраста, личностных свойств или других причин не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно необходи­мые потребности детей в их физическом и психосоциаль­ном развитии;

— дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и нуждающиеся в связи с социально-педагогической запущен­ностью в принудительных мерах воспитательного воздействия;

— дети, находящиеся в особо трудных условиях (в семь­ях беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родители которых имеют статус безработных, дети одиноких несо­вершеннолетних матерей).

Наши рекомендации