Ключи и процедура подсчета тестовых баллов 3 страница
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
агрессия — повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
На втором этапе работы предлагается использовать метод «Незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.
Испытуемый должен продолжить следующие предложения:
Завтра я...
Когда я закончу школу...
Наступит день, когда...
Я хочу жить, потому что...
При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.
3.4. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ВИД САМОРАЗРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Адциктивное поведение детей и подростков — это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества.
Аддиктивное поведение — вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Однако грань между адциктивным поведением и наркоманией как заболеванием носит очень зыбкий характер.
В психологическом плане адциктивное поведение — своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком аспекте может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу искаженного развития.
Провоцирующими факторами адциктивного поведения подростков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу; поведенческие реакции группирования (в неформальные молодежные объединения); хобби-реакции и реакции эмансипации.
Наркомания как заболевание и адциктивное поведение очень трудно поддается лечению и коррекции. Как правило, они должны сопровождаться комплексными мерами социальной поддержки и реабилитации. Поэтому более продуктивно осуществлять профилактику и осуществлять общегосударственные превентивные меры различного характера.
Наркотическая личность— это человек, в наибольшей степени деградировавший по сравнению со здоровым состоянием и другими видами аутоагрессивного поведения.
С медицинской точки зрения наркомания — это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отнесенных к списку наркотических.
В психологическом смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве сознания. Эти требования может удовлетворить конкретное наркотическое вещество, обладающее определенными психофармакологическими свойствами. Под воздействием наркотика изменяется состояние сознания, формируется физическая и психологическая зависимость, разрушается личность.
Последствиями наркомании являются:
1. Высокая смертность, обусловленная отравлениями наркотическими веществами, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения и тенденциями к самоубийству среди данного контингента.
2. Выраженные медицинские последствия в виде соматических и невралгических осложнений, грубая деградация здоровья и значительное сокращение продолжительности жизни.
3. Высокая социальная «заразность» наркоманией и токсикоманией, особенно среди молодежи.
4. Выраженное криминогенное поведение наркоманов, связанное с деструктивными изменениями личности и морально-психологической деградацией.
5. Разрушение личности в физическом, психологическом и социальном плане. Различные исследователи по-разному анализируют причины наркомании.
Социальные теории | Теории взаимодействия | Теории личности |
Ответ личности на давление общества, неприятие образа жизни, кризис идентичности, бегство от социального уклада посредством наркотиков | Обстоятельства общения; членство в группах со сходными взглядами и интересами, викарное научение, подражание, идентификация с группой | Личностные потребности, личностные проблемы; типология личности; реакции ухода или эмансипации; социальная или личностная патология; физическое уродство; генетические нарушения; слабость «эго» |
Имеются попытки интерпретации наркомании как социального недуга (Сидоров П.И., 1996): социальное нездоровье общества, бездуховность, рост преступности, безработица, социальное сиротство, распад семьи, коррупция, преступный бизнес наркотиков и т.д. Многие исследователи ссылаются на психологическую предрасположенность «группы риска» к такому виду отклоняющегося поведения. Анализируя личностные особенности наркоманов, они выявили высокий уровень эгоизма (ведущие мотивы личности — собственные желания); бедность эмоциональных переживаний; неразвитость потребностей, отсутствие нравственных идеалов и смещение ценностных ориентации; несамокритичность и необъективность; внешний локус контроля; разрыв между побуждениями и действием; повышенная склонность к подражанию; предрасположенность к измененным состояниям (тревожность); импульсивность поведения и пониженная толерантность.
3.5. МИШЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Основная цель психокоррекционной работы — создание подросткам оптимальных условий для тренировки механизмов совладания в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителями девиантных подростков (Карвасарский Б.Д., 1990, 1998).
Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления акцентуаций характера; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей семейной реадаптации; расширение временной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.
Важным компонентом психокоррекционной программы является работа с семьей подростка. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: выполнять функцию стабилизации семьи; возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; компенсировать блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной личности. Задача психолога — выяснить значение «симптома» внутри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование (Эйдемиллер Э.Г., 1990, 1998).
Методика С.А. Кулакова в практике работы с аддиктивным поведением у подростков (1994) основана на современном когнитивно-поведенческом подходе. Формой психокоррекционной и психодиагностической работы в данной методике является клиническое интервью, которое решает следующие задачи:
1. Определение проблемного поведения
1.1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»
1.2. Степень тяжести проблемы:
а) насколько эта проблема для вас представляет затруднения?
б) как часто вы. ?
Идентификация использования психоактивных веществ количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое потребление, появление синдрома зависимости; периодичность потребления
При расспросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: Не произошло ли снижение успеваемости за последнее время? Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка?
Выясняются у подростка сигналы надвигающейся наркомании:
1. Неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта».
2. Стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть».
3. Краткосрочная благодарность; «Мне стало легче на душе после получения кайфа».
4. Обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике».
5. Компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях».
6. Рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях».
7. Отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители мне указывают на это».
8. Наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы».
9. Потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков».
10. Аддиктивная система установок: «Я, другие, наркотики — мы особая каста».
1.3. Общие характеристики проблемы:
а) длительность (как давно это происходит?);
б) распространенность (как обычно это происходит? в каких ситуациях?).
2. Детерминанты проблемного поведения
2.1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»
2.2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»
2.3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»
Прием ABCDE— парадигмы:
А — что предшествовало поведению.
В — поведение и его варианты.
С — последствия поведения для подростка и окружающих.
D —дискуссия.
Е — эффект.
а) микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»;
б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;
в) социальные последствия: «Что сделали..?»;
г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?».
Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условная приятность роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.
2.4. Негативные последствия — более частая причина обращения к специалисту. Для подростков такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.
2.5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что можно сделать для изменения ситуации?»
2.6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»
2.7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.
Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествуют или сочетаются с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса.
Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:
A. В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность.
Б. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность.
B. Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности, временной перспективе.
Г. Наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:
— произвольное отражение: «Я — неудачник», «Я— супермен»;
— селективная выборка: «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;
— сверхраспространенность: «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;
— абсолютное мышление: «Все или ничего», «Мир черный или цветной»;
–– персонализация: «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».
3. Семейный анамнез
Средовые (социальные) факторы наиболее сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы. Факторы, способствующие аддиктиеному поведению:
искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями;
блокировка потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности, временной перспективе;
отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок идентифицируется;
наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом;
отсутствие или избыток дисциплинарных техник;
отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций.
Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:
— стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;
— страх передачи ответственности подростку, слияние границ между «Я —другой»;
— требование уважения к себе, отказ в этом подростку;
— собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый подростку;
— проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;
— страх неизвестного;
— неосознание основных прав личности ребенка;
— стереотипное общение по типу «родитель — ребенок»;
— стремление реализовать в ребенке собственные цели;
— отсутствие в семье системы правил;
— создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.
Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума
Контрольные вопросы
1. Что понимается под агрессией как формой поведения и агрессивностью как чертой личности?
2. Чем отличаются психоаналитический, этологический и бихевиоральный подходы к объяснению происхождения агрессивного поведения?
3. Каковы социальные детерминанты агрессивного поведения?
4. Какова роль семьи, сверстников и медиасредств в научении агрессивному поведению?
5. Каковы психологические механизмы развития агрессивного поведения в детстве?
6. Что такое социализация агрессии?
7. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений?
8. На чем построена стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками?
9. Почему суицидальное поведение относят к одной из разновидностей агрессии?
10. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демонстративного суицидов?
11. В чем заключается психологическая сущность суицидального и адциктивного поведения?
12.'Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении?
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Детская агрессивность: диагностика, профилактика и коррекция.
2. Суицидальное поведение подростков: причины, факторы и условия.
3. Диагностика девиантного поведения: каузальный и симптоматический, деонтологический и онтологический подходы.
4. Психологическая характеристика аддиктивного поведения.
5. Наркомании и токсикомании у подростков, их психопрофилактика.
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте технологию игровой коррекции одной из форм агрессивного поведения младших школьников (вербальная, физическая, косвенная агрессия, негативизм).
2. Дайте сравнительную характеристику личности подростков с различными типами суицидального поведения. Подготовьте на его основе сценарий кризисной помощи.
3. Используя метод клинического интервью С.А. Кулакова, проведите обследование подростка, склонного к аддиктивному поведению. Составьте его психологический портрет.
Литература
Абрумова А.Г., Бородин С.В. Суицидологические исследования в СССР //Актуальные проблемы суицида молодежи. М., 1981.
Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. 1996. № 1. С. 23.
Бэрон Р, Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
Горская М.В. Диагностика суицидального поведения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. № 1. С. 44-51.
Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.
Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М., 1996.
Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1987.
Лебединская К.С., Райская ММ., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
Невский И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе: В 4 ч. М., 1996.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1992.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998.
Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Глава 4
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ
4.1. ДЕТИ И НАСИЛИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности и личностные свойства, ценности, определяющие «качество» будущей жизни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок и как человек, и как личность наименее защищен от социального, психологического и физического насилия.
Настоящий этап развития в России характеризуется тем, что происходящие общественные изменения обусловливают социальные, психологические, медико-экологические последствия, которые, несомненно, меняют условия развития и жизнедеятельности детей. Необходимо также четко представлять, в какой сфере отношений детства эти новые условия существования угрожают выживанию, здоровью и развитию детей, основам их социальной защиты.
После ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка в российской правовой системе и в государственной социальной политике стала формироваться новая концепция социально-правовой защиты и помощи детям- «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, в том числе со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»*. В документе подчеркивается положение о приоритетности интересов детей в следующих сферах отношений:
— в жизнедеятельности семьи, обеспечивающей витальные права ребенка на такую заботу и защиту, которые делают реальным и действительным;
— в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, правопорядка, создающих условия и средства для реализации прав и законных интересов ребенка в здоровом образе жизни и охране здоровья, в учебе, развитии разносторонних интересов и способностей, профессиональной ориентации и подготовке к труду, защите от противозаконных нарушений и посягательств;
— в деятельности государственных социальных служб, представляющих необходимую социальную, психологическую, материальную поддержку ребенку и лицам, которые о нем заботятся, с целью защиты ребенка от всех форм злоупотреблений, физического или психологического насилия, любых форм эксплуатации.
*Конвенция ООН о правах ребенка. Нью-Йорк, 1991. Ст. 19, п.1
Из этой принципиальной позиции о приоритетности законных интересов и прав ребенка вытекают следующие положения:
1. Признание необходимости отношения к ребенку как к личности, которая является самостоятельным и важным субъектом правовых отношений.
2. Создание государственной системы защиты прав и законных интересов детей; системы, которая являлась бы гарантом осуществления прав и законных интересов ребенка в семье, в учебной, профессиональной деятельности, в социальных отношениях.
3. Необходимость выявления детей, которые в силу имеющихся у них физических или психических недостатков, проблем в развитии, в связи с пребыванием в особых условиях существования нуждаются в расширенных мерах социально-правовой поддержки для реализации их законных интересов.
Поскольку существует и широко распространена агрессия, постольку можно говорить о ее жертвах— детях и подростках, пострадавших от насилия.
По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия:семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений.
Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др. (Вострокнутов Г.Н., 1996).
Первым вопросом, связанным с оценкой социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, является определение понятий, используемых в исследованиях по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются следующие термины:
— пренебрежение, плохое обращение;
— жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство;
— сексуальное злоупотребление.
Пренебрежениепреимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-психологической литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.
Физически жестокое обращениеопределяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий, например нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий.
Сексуальное злоупотреблениепонимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым по отношению к ней действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласия или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей.
Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительности актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать:
— оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);
— продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).
В области оценки социальных и криминальных аспектов жестокого обращения с детьми преобладающей точкой зрения является концепция цикла насилия. Многие исследования указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к ребенку, и мерами воздействия, которые использовались в семье самого родителя; между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой встречаемых у него случаев делинквентности, а также жестоким характером преступлений у тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко.
Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и признаков, по которым можно определить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности, страха того, что насилие может повториться, или того, что все узнают о случившемся.
Часто дети и подростки, испытавшие насилие, чувствуют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, выражающиеся в повышенной тревожности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Часто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружающими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.
Еще одна проблема связана с определением тех несовершеннолетних, которые по своим социально-психологическим признакам относятся к «группе риска». Выделены следующие дети «группы риска» по жестокому обращению и насилию:
— дети, проживающие в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;
— дети (социальные сироты), оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав и находящиеся на государственном интернатном обеспечении или под опекой лиц, которые в силу своего возраста, личностных свойств или других причин не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;
— дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и нуждающиеся в связи с социально-педагогической запущенностью в принудительных мерах воспитательного воздействия;
— дети, находящиеся в особо трудных условиях (в семьях беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родители которых имеют статус безработных, дети одиноких несовершеннолетних матерей).