Исторический анализ становления образовательных систем. Анализ зарубежных образовательных систем 15 страница
Общеобразовательные программы решают задачи формирования обшей культуры личности, адаптации индивида к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся следующие типы программ:
– программы дошкольного образования;
– начального общего образования;
– основного общего образования;
– среднего (полного) общего образования.
С позиций современной педагогической науки в структуру общеобразовательной программы как системного объекта включены следующие компоненты:
– целевой компонент;
– содержание образования (учебный план, учебно-программное обеспечение: содержание внеурочной работы с учащимися);
– технологический компонент (используемые при реализации образовательной программы дидактические системы, педагогические технологии, методики, методы обучения и воспитания);
– организационно-педагогический компонент (используемые организационные формы обучения и воспитания; режимные условия реализации образовательной программы);
– диагностическое сопровождение образовательной программы (дидактическая диагностика, социально-педагогическая диагностика учителей и учащихся, диагностика личностного самоопределения учащихся);
– педагогическая поддержка ученика в образовательном процессе (сохранение здоровья, поддержка в обучении и личностном самоопределении);
– результат реализации образовательной программы.
С середины 90-х гг. профессиональное физкультурное образование осуществляется на основании государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по каждой специальности (дипломированный специалист) и направлению (бакалавриат, магистратура) и среднего (колледжи).
Физкультурное образование подразделяется на общее и профессиональное (специальное). Общее во многом служит основой для профессионального. В общем физкультурном образовании выделяют дошкольное, начальное среднее, неполное среднее, полное среднее; среднее и высшее – в нефизкультурных колледжах и вузах. В профессиональном физкультурном образовании выделяют начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.
В общем и профессиональном образовании имеют место связи и преемственность между их уровнями, взаимосвязаны также между собой общее и профессиональное физкультурное образование.
Введение государственного стандарта общего образования предусматривает увеличение обязательных занятий по физической культуре, массовый охват обучающихся внеклассными формами. Система дополнительного образования требует подготовки педагогов по физической культуре, способных на должном профессиональном уровне решать поставленные задачи.
По мнению ряда исследователей, государственные образовательные стандарты являются отражением нового типа взаимоотношений общества и государства, реализующих наиболее полно права человека и гражданина и основанных на принципе взаимного согласия государства и общества в вопросах формирования и реализации политики в области образования. Эти взаимоотношения предполагают, что государство, влияя на качество и условия осуществления образования, защищает ученика от некачественного образования, выступает социальным гарантом его права на образование с учетом потребностей и возможностей.
В современной педагогической литературе образовательные стандарты гарантируют определенный уровень образования и рассматриваются как:
– признанный государством и обществом уровень образованности населения, гарантирующий ему дееспособность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям;
– обязательные условия, без выполнения которых невозможно сохранение и воспроизводство культуры;
– эталон, с помощью которого любой человек может судить о своем развитии и качестве предоставляемых ему образовательных услуг.
Государственные образовательные стандарты в современном российском школьном образовании нормативно представлены в виде федерального и национально–регионального компонентов. В школьной практике документально они существуют в виде базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.
В настоящее время федеральный компонент государственных образовательных стандартов определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты учитываются при формулировании цели образовательной программы, конструировании ее учебного плана (на основе стандарта – базисного учебного плана). Они выступают факторами, детерминирующими цель и содержание образования реализуемой образовательной программы.
Сеть общеобразовательных учреждений представляет собой совокупность образовательных учреждений различных типов, видов и организационно–правовых форм.
В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.
При рассмотрении различных образовательных систем с позиции управления ими необходимо раскрыть такие понятия, как «управление системами образования» и «управление образовательным учреждением».
По мнению некоторых авторов, управление системой образования выражается в сознательном регулировании процесса ее развития в целях создания оптимальных условий для удовлетворения разнообразных потребностей личности на всех этапах обучения на основе максимального использования научного и культурного, экономического потенциала города, региона.
В научной теории управления используется понятие объект управления. Оно трактуется как область, сфера, в которой осуществляется управление. В качестве объектов управления могут выступать общеобразовательная школа либо вуз, педагогический коллектив.
Субъектом управления является тот, кто реализует управление – директор школы или ректор вуза и их заместители.
На практике довольно часто в качестве субъекта и объекта управления выступает система, определяемая как «система управления» («управляющая система»). В этом случае объект управления именуется «управляемой системой».
Говоря об образовательных системах с позиции объектов управления, необходимо обратить внимание на то, что большое число компонентов этих систем наделены субъектными свойствами.
Например, если рассматривать профессиональную образовательную систему, например вуз, с управленческих позиций, то объектами управления будут выступать преподаватели и студенты. Одновременно преподаватели являются субъектами управления образовательным процессом, а студенты наделены субъектными свойствами при управлении самообразованием, саморазвитием, самореализацией.
Воздействие на объект, обладающий собственными субъектными способностями, волей, ценностями и целями, предполагает не одностороннее управление данным объектом, а взаимодействие субъекта и объекта управления. Таким образом, управление системами образования имеет двусторонний характер.
Вуз как системный объект.
Вуз является образовательным учреждением, осуществляющим образовательный процесс, то есть реализующим одну или несколько профессиональных образовательных программ и (или) обеспечивающим содержание и воспитание обучающихся. Таким образом, типы и виды реализуемой образовательной программы определяют типы и виды образовательного профессионального учреждения. Рассмотрим некоторые типы и виды профессиональных учреждений.
Институт физической культуры и спорта, в котором реализуются профессиональные образовательные программы высшего образования.
Академия физической культуры и спорта, в которой реализуются программы профессиональной подготовки в соответствии с категорией образовательного учреждения.
Университет физической культуры, спорта и туризма, в котором реализуются программы профессиональной подготовки в соответствии со статусом университета.
В свете федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования рассмотрим структурные характеристики обучения магистра с позиции управления.
Область профессиональной деятельности магистров – физическая культура в системе образования (во всех типах образовательных учреждений); организациях, объединениях, учреждениях, структурах всех организационно–правовых форм отрасли физической культуры и спорта; научно–исследовательских учреждениях.
Объекты профессиональной деятельности магистров:
– контингент, включенный в образовательную и научно–исследовательскую деятельность в области физической культуры и спорта;
– контингент занимающихся различными видами физкультурно–оздоровительной и физкультурно–спортивной деятельности;
– система управления в сфере физической культуры и спорта;
– система образования и науки в области физической культуры и спорта.
Виды профессиональной деятельности магистров: научно–исследовательская; научно–педагогическая; организационно–управленческая; проектная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи профессиональной деятельности магистра: научно–исследовательская; научно–педагогическая; организационно–управленческая; проектная.
Рассмотрим задачи организационно-управленческой и проектной деятельности.
Организационно-управленческая:
Анализировать деятельность физкультурно-спортивных организаций с целью ее совершенствования на основе современных тенденций и достижений передового отечественного и зарубежного опыта;
Прогнозировать наиболее эффективные формы организации и управления физкультурно–оздоровительной, спортивной и рекреационной деятельности различных категорий населения.
Находить наиболее эффективные пути взаимодействия с государственными, коммерческими и общественными организациями.
Составлять организационно–нормативные, планово-финансовые, научно-методические, учебные и другие документы.
Проектная:
Осуществлять социальное, технологическое и техническое проектирование в сфере физической культуры и спорта.
Выстраивать логические, причинные, операционные и мотивационные уровни реализации проектов.
Формулировать цель и задачи проекта, определять его стратегию и жизненный цикл в физкультурно–спортивной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Реализация основных образовательных программ (ООП).
Основная образовательная программа магистратуры включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант, является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты–практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистранта. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер–классы экспертов и специалистов.
В программы базовых дисциплин профессионального цикла включаются задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30% вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.
В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».
Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7–10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Также обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества.
В таком учреждении должны широко использоваться эффективные современные управленческие технологии, например программно-целевой подход и связанное с ним педагогическое проектирование, ситуационный подход, современные информационные технологии. Руководители осуществляют системный педагогический анализ явлений и процессов, опираются в работе на знание самых разнообразных теорий и концепций зарубежного и отечественного педагогического менеджмента, основанных на психологии управления, теории мотивации, теории ценностей и т. д.
Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): информационные технологии в сфере физической культуры и спорта; дисциплины профессионального цикла в соответствии с программой магистерской подготовки.
Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины.
При формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания.
Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений, ученое звание профессора должны иметь не менее 12% преподавателей.
При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет.
Непосредственное руководство магистрантами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрантами.
Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские проекты или участвовать в исследовательских проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально–технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально–технического обеспечения включает в себя:
– учебные и научно–исследовательские кабинеты и лаборатории, полигоны и специализированные аудитории для проведения теоретических, методических и практических занятий по дисциплинам (модулям) различных циклов ООП, а также компьютерные классы с доступом к сети Internet;
– читальный зал (включая места, оснащенные ПК и доступом к Internet, для самостоятельной и индивидуальной работы).
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Internet в соответствии с объемом изучаемых дисциплин в соотношении: один обучающийся на одно рабочее место.
Роль руководителя и методы стимулирования сотрудников образовательных учреждений.
Деятельность руководителя – это в первую очередь управление процессами согласования различных видов деятельности в организации и анализа динамики процесса внутри группы и управления этой динамикой.
К главным управленческим функциям руководителя относятся планирование (прогнозирование), организация, мотивация (целеполагание), регулирование и контроль. Культура управления зависит от особенностей администраторских и лидерских качеств руководителя, определяющих его управленческий стиль.
Выделяют авторитарный, демократический, либерально–анархический, непоследовательный и ситуативный стили управления.
Для авторитарного (директивного, диктаторского) стиля управления характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за их выполнением с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности.
Формы общения с подчиненными – деловые краткие распоряжения; запреты с угрозой; неприветливый тон; субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя – вне группы, выше группы.
Благодаря постоянному контролю обеспечиваются вполне приемлемые результаты работы, однако высока вероятность ошибочных решений, инициатива, творчество подчиненных подавляются, нововведения внедряются медленно. Авторитарный стиль управления отличается застоем, пассивностью сотрудников, неудовлетворенностью людей своей работой, своим положением в коллективе, неблагоприятным психологическим климатом в коллективе, повышенной стрессовой нагрузкой. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).
Демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется тем, что управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и подчиненными («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности и особенности.
Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает возможность принятия правильных решений, высокие результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.
Либерально–анархический стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои мнения, но реального учета, согласования позиций достичь не стремятся), а с другой – «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие.
При либерально-анархическом стиле управления сотрудники не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный; нет сотрудничества, стимулов добросовестно трудиться; содержание работы определяется отдельными интересами лидеров подгрупп; возможны скрытые и явные конфликты; происходит расслоение на конфликтующие подгруппы.
Непоследовательный стиль управления проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то либерально–анархический, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
При ситуативном стиле управления руководитель учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.
Если уровень психологического развития подчиненных низок (низкая квалификация, недобросовестность), руководитель осуществляет «авторитарное указывание», постоянно контролирует работу подчиненных, по необходимости применяет наказания, указывает на ошибки, поощряет за хорошую работу.
При среднем уровне психологического развития подчиненных руководитель избирает такую форму управленческого поведения, как популяризация. Он дает указания, предоставляет возможность проявить самостоятельность, осуществляет регулярный контроль работы; уважительно, доброжелательно относится к подчиненным, налаживает интенсивное общение (выявление общих интересов).
Если уровень психологического развития подчиненных хороший, то руководитель использует такую форму управленческого поведения, как участие в управлении, предполагающую проведение консультаций с сотрудниками по отдельным проблемам, поощрение инициативы подчиненных, вознаграждение за активность, инициативность, хорошую работу.
При высоком уровне психологического развития подчиненных руководитель использует такую форму управленческого поведения, как передача полномочий. Она предполагает постановку проблемы, предоставление необходимых прав и полномочий сотруднику для самостоятельного решения, вознаграждение за творческое решение проблемы.
Практика показывает, что эффективный руководитель должен знать себя, понимать ситуацию, уметь выбрать стиль управления, адекватный ситуации и уровню подчиненных, учитывать потребности группы и ситуацию, а также нужды индивидуумов.
Показатели качества управления, как правило, свидетельствуют о том, эффективно управление или нет. Поэтому их можно назвать показателями эффективности управления.
Выдержки из типового положения об образовательном учреждении. В совокупность показателей качества управления включены:
Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право:
а) свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
б) повышать квалификацию; с этой целью администрация создает
условия, необходимые для успешного обучения работников в высших
профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
в) аттестоваться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации;
г) на сокращенную рабочую неделю; на удлиненный оплачиваемый
отпуск; на получение пенсии по выслуге лет, социальные гарантии и
льготы, установленные законодательством Российской Федерации;
д) на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже, чем через
каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и
условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или)
уставом учреждения;
е) на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении.
Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации на следующий учебный год, за исключением случаев, указанных в абзаце 3 настоящего пункта.
Работники общеобразовательного учреждения должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения.
Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом общеобразовательного учреждения.
Непосредственное руководство государственным, муниципальным общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу директора государственного общеобразовательного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения и в соответствии с законодательством.
Директор муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.
Директор общеобразовательного учреждения несет ответственность перед родителями, государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения.
Разграничение полномочий между директором и органами самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения.
Стимулирование трудовой активности кадров в образовательных учреждениях подразумевает использование двух основных механизмов – материального (экономического) и морального стимулирования, тесно взаимосвязанных друг с другом. Эта взаимосвязь, в частности, проявляется в том, что ряд форм морального стимулирования (государственные награды, ведомственные почетные звания и т. п.) предполагает одновременно и материальное стимулирование.
Материальное стимулирование труда есть система конкретных мер в рамках распределительного механизма, с помощью которой экономическая заинтересованность работников используется для развития производства и повышения его эффективности.
Материальное стимулирование труда работников физической культуры и спорта осуществляется в первую очередь через систему заработной платы (включая различные доплаты и надбавки), премирование и т. д.
Заработная плата представляет собой доход, получаемый работником от работодателя за труд. Заработная плата должна непосредственно зависеть от количества и качества труда. Определяющей в оплате труда считается квалификация работника – его способность выполнять работу определенной сложности. Уровень квалификации работника определяется тремя факторами: общим образованием, специальной (профессиональной) подготовкой и производственным опытом (стажем практической работы).
Более квалифицированный работник должен получать больше, чем менее квалифицированный.