Эмоциональной сферы и поведения
Здесь мы рассмотрим два основных аспекта: один - физиолого-психологический, другой связан с окружающим ребенка миром. Если в детстве у ребенка возникают эмоциональные затруднения, то следует говорить о конституальных противоположностях.
В одном случае человек воспринимает свое тело и органы тела как нечто мешающее ему, ограничивающее его, т.е. как своего рода барьер между ним и миром. Сам он будет воспринимать окружающих спокойно, но может быть очень обидчив и подвержен агрессивным чувствам, поскольку он недоволен, скорее, самим собой, а не другими людьми. Человек чувствует себя в опасности, ощущая незащищенность тела и дискомфорт, он постоянно будет бояться, что окружающие навредят ему. У таких детей бывает чувство, будто они изранены и беззащитны. Не только реальная близость человека, но и слова буквально ранят их. Такие дети легко травмируются, они сверхчувствительны и постоянно раздражены. Ребенок замыкается в себе, чувствует себя взволнованным и несчастным, если ему пришлось перейти в другую школу. Пройдет много времени, прежде чем он освоится и почувствует себя хорошо.
В другом случае дети чувствуют облегчение, попадая в новое место. Кажется, что они почти счастливы, быстро приспосабливаются к новой среде, работают вместе с другими и готовы прийти на помощь. Но через некоторое время, ближе познакомившись со своим новым окружением и привыкнув к нему, они ощущают, как вещи теряют свою новизну и перестают их интересовать. Ребенок замечает, что, несмотря на новое окружение, его внутренние проблемы и состояние остались с ним, но именно это ему тяжело переносить и сознавать.
Чем дольше такие дети остаются на одном месте, тем труднее находить с ними общий язык. Из этой негативной и нередко саморазрушительной ситуации он сможет найти выход лишь тогда, когда в достаточной мере почувствует любовь к себе окружающих людей, когда ему удастся преодолеть себя с помощью нового окружения.
Часто эти дети бывают одаренными, что проявляется в их артистичности - это объясняется их сверхчувствительной конституцией. Эти дети могут управлять ситуацией по своему желанию, поскольку их необыкновенная чувствительность позволяет им предвидеть и предугадывать намерения других людей. Такие дети проявляют истинное мастерство в том, например, чтобы столкнуть взрослых друг с другом. Но поступают они таким образом не вследствие своей зрелости, а именно потому, что очень тонко чувствуют подпороговый уровень взаимоотношений между людьми.
Кажется, будто дети, имеющие нарушения в эмоциональной сфере, вынуждены отрекаться от самих себя и вредить людям, которые их любят. Такое поведение можно объяснить травмирующими переживаниями раннего детства. Таким детям нужно помогать любым способом. Очень простое, но очень эффективное решение этой проблемы - предложить детям выполнять такие разнообразные действия, как письмо, ходьба, подъем вверх и вниз по лестнице сначала медленнее, а потом все быстрее, и, в конце концов, в очень быстром темпе. По достижении максимального темпа движения постепенно надо замедлять до исходного, медленного темпа. Если эти упражнения повторять, ребенок неосознанно вновь сможет достигнуть состояния упорядоченного, ритмического равновесия между телом и душой. Этим детям постоянно необходимо чувствовать зрелость, волю, сострадание и тепло близких. Истерия здесь является не симуляцией - ребенок по настоящему страдает.
Другой тип, где ребенок чувствует себя запертым в неволе пленником собственного тела. В крайнем случае такие дети подвержены эпилептическим припадкам. Приходится как бы силой освобождаться из плена своего тела. Для таких детей преобладают упражнения на ориентацию в пространстве, на равновесие, прыжки с трамплина и другие.
Факторы развития.
Окружающий мир детей
Факторы, влияющие на детское развитие:
- Наследственность
- Среда
- Индивидуальность
Эта совокупность сил, действующих совместно либо противоборствующих, которые в своей взаимной игре постоянно находятся в равновесии. Если одна из сил получает перевес или слишком ослабляется в своем действии, возникает сдвиг равновесия и соответствующее патологическое развитие. Аномальное развитие является уже латентно содержащейся внутри нормального развития возможностью, которая в здоровом состоянии выравнивается противостоящей ей силой. Внешние силы (наследственность и среда ) хотя и могут вызвать патологическое развитие, все же возникающий образ болезни формируется не ими, но существовавшей прежде латентно и проявляющейся сейчас деятельностью сил индивидуальности
** Исходим из рассмотрения телесных форм: выглядящий единым телесный образ возникает из вчлененных друг в друга трех основных систем организма:
- нервно-чувственная, где работает синтетическая тенденция. Она представляет основу для нашего бодрствующего сознания, возникновение которого всегда связано с процессами распада, выделения и опорожнения. Формирующие силы по нервным волокнам и нитям пронизывают телесность.
Телесная основа для мышления и представления.
- система обмена веществ и двигательный аппарат, где действует аналитическая, расчленяющая тенденция. Центр тяжести в брюшной полости. Отсюда, созидая и субстанциируя, она по кровеносным путям пронизывает организм. Основа воли.
между ними
- ритмическая система. Область попеременно расширяющихся и стягивающихся органов, сердца и легких. Однако пульс и дыхание продолжаются во всем человеке. Основа чувствования.
** Вся телесность как целое образует физическую основу нашейдушевной жизни: мышления, чувствования и воления.
До сих пор в своей оценке нарушений у детей мы исходили из их индивидуального развития, отмеченного усилиями ребенка интегрировать свое “Я” в рамках унаследованной им физической конституции и через эту конституцию выразить свою личность.
Но нарушение как таковое становится очевидным лишь в отношении к окружающему миру. В границах собственного бытия у ребенка нарушений нет. Они проявляются лишь в тех общественных, жизненных ситуациях, в которые он попадает. Руководствуясь стремлением понять то, что сможет помочь поддержать ребенка на тех или иных этапах его развития, рассмотрим поведение взрослых в семье и школе.
Семья.
Семья, в которую приходит ребенок с очевидными нарушениями, оказывается неподготовленной к встрече. Так или иначе, члены семьи ощущают чувства вины и страха, которые непоправимым образом будут обременять гармонические отношения между ребенком и окружающими его людьми. И, в первую очередь, между матерью и ребенком. Подобное чувство вины всегда немотивированно, т.к. область науки, определяющая генетические признаки, настолько мало изучена, что конкретному человеку невозможно отвечать за наследуемые признаки. Надо помнить, что генетическая структура определяет конституцию ребенка, но не его развитие.
Чувство вины может так же связаться с беременностью и родами. Это чувство, скорее всего, берет свои основы в бессознательных пластах души. В духовной жизни некоторых людей существуют нерешенные проблемы. Связанный с этим опыт разъединения с самим собой в глубине собственной души может быть перенесен в виде чувства вины на ситуацию с ребенком, имеющем те или иные пороки в развитии.
Это чувство вины серьезно нарушает и усложняет ранние отношения между матерью и ребенком, а также между семьей и ребенком.
Для снятия этих проблем, облегчения положения матери и ребенку необходимо изменить взгляд родителей на своего малыша. Стоит пробудить в матери и других членах семьи понимание этапов развития ребенка.
Самая важная задача родителей - научиться смотреть на своего малыша как на ребенка с определенным потенциалом! Ни один ребенок не является тем, чем он нам кажется в данную минуту. В нем уже живет тот человек, которым он станет в будущем.
Если родители, с одной стороны, осознали семейную связь со своим малышом, а с другой признают за ним потенциальную исключительность, то для его развития не будет никаких значительных препятствий.
Семья и, особенно, родители не должны забывать, что об истинных намерениях детей нельзя судить по тому, удалось им совершить или не совершить какой-либо поступок. Сколь бы часто ребенок не совершал промахи, даже если это происходит постоянно, его намерения могут быть положительными, несмотря на то, что их осуществление не удается.
Школа.
Способность к любви, заботе и чуткости должна быть особенно присуща воспитателям школ, где есть дети с особыми нуждами. Необходимо понять, что больной ребенок, впервые покинувший свою семью, чтобы посещать школу, в большинстве случаев находится на ранней фазе своего развития, нуждаясь, прежде всего, в присмотре и руководстве со стороны своей семьи. В школе не стоит создавать разновидность семьи внутри школы, так как в подобной ситуации возникают новые проблемы, например, напряженные отношения между действительными родителями и учителями, а так же между учителями и их коллегами.
Отец и мать олицетворяют собой нечто большее, чем только самих себя. Через их убеждения, веру, нравственные понятия и ценностные представления, а так же через их ошибки ребенок впервые переживает мир. При этом сами убеждения, вера и нравственные принципы родителей значат для ребенка меньше, чем СИЛА, с которой они их защищают. Именно из этой силы ребенок извлекает свой первый моральный опыт, выходящий за рамки био-эмоциональных переживаний, связанных с чувством доверия и надежности. Поэтому с точки зрения маленького ребенка родители несут в себе не только тот мир, которого он пока не знает. Что более важно, мир духовного материнства и отцовства. Только в связи с этим у ребенка возникает изначальное чувство безопасности и осмысленности или противоположный этому опыт - одиночество и безнадежность.
Ребенок с нарушениями, с одной стороны, кажется более ранимым, но с другой стороны, и более безразличным, чем его здоровые братья и сестры. Даже дома, где этот ребенок тесно связан с семьей, он не мог вычленить первичных смысловых связей между родителями и им самим, что, однако, не означает отсутствие у ребенка таких переживаний. Они неясны, мало осознанны, им не хватает формы и образа, поэтому о таких переживаниях рассказать нельзя. Именно по этой причине ребенку необходим особый школьный мир, в котором учеба включает в себя открытие новых возможностей коммуникации. Задача школы - создать для ребенка такое окружение, которое ориентировалось бы на его нарушения и в котором он мог бы обрести и дифференцировать себя как личность.
Когда ребенок в состоянии вписаться в большой коллектив школьного класса, он достигает социальной готовности к школе. Важно также, чтобы он научился с помощью учителя согласовывать свои собственные интересы и интересы других и умел по просьбе внимательно слушать и произвольно держать себя под контролем, в спокойном состоянии. Ребенка все больше направляет слово взрослого.
Ни в коем случае не стоит родителям перед поступлением в школу тренировать детей, внушая им таким образом скованность и робость. Результатом часто бывает полная блокада, скрывающая истинные возможности ребенка.
Педагогика - искусство
Теперь предмет нашего рассмотрения - сам педагог. Учителю следовало бы обладать правильным отношением к тому, как развиваются в ребенке и в нем самом душевные качества: чувство, воля и мышление. И к тому, как развивается духовное существо человека. В наше время информации у людей в большей части отсутствует правильное чувство по отношению к духовному существу человека. Многие вещи по-другому открываются для познания с духовной точки зрения, нежели с точки зрения только чувственного мира. И педагогу следует знать об этом. И взращивать в себе свое внутреннее знание о ребенке с духовной позиции, и это может быть особым педагогическим чувством и знанием.
Не следует упускать из виду того, что, являясь педагогами, мы оказываем влияние на чувства, представления и устремления воли следующего поколения. Нам должно быть ясно, что, исходя из современности, это следующее поколение мы готовим к разрешению будущих задач человечества. …Как построены учебники?
Оказывается, обучение в современной школе построено так, что в школе мы должны учить детей таким образом, чтобы, став взрослыми, они могли бы дальше развивать полученные от нас знания о минералах, растениях, животных и т.д. в качестве серьезных ученых, философов…
Школьные учебники по ботанике составлены в расчете на будущих ботаников, по зоологии - на будущих зоологов… (а не в расчете просто на человека).
Никто не должен становиться ботаником, зоологом благодаря тому, что он изучает в школе. Ботаником или зоологом человек должен становиться исключительно из-за своей особой к тому предрасположенности, в силу выбора, который он сделает впоследствии.
Значит, если он предрасположен стать ботаником - он сможет им стать!
Это должен знать педагог: что какой-то ребенок может стать ботаником, какой-то - зоологом из-за своей кармической предрасположенности. И тогда ни в коем случае преподавание в школе не должно служить подготовкой к специальной профессиональной деятельности.
В последние же годы обучение в школе стало научным, т.е. в школу приходят люди с устойчивыми навыками научного мышления. Хотя эти два образования: научное и школьное в корне отличаются! Когда учитель становится ученым, он начинает, в узком смысле слова, научно мыслить, - разумеется, это не возбраняется ему вне школы, - и это делает его фигурой вне школьной жизни. Педагогическое искусство всегда коренилось в самой жизни, а не являлось продуктом узко-научного мышления.
Педагогическое искусство строится на подлинном сопереживании существа человека, на всестороннем познании человека. Уже само понимание этого существа открывает нам, как именно следует поступать.
Будучи учителями, мы должны сделаться художниками. Подобно тому, как художнику немыслимо взять в руки трактат по эстетике и писать картину или ваять, следуя изложенным в трактате эстетическим принципам, так и для учителя должно стать совершенно невозможным строить свои уроки соответственно вычитанным в трактате по педагогике указаниям. То, в чем учитель действительно нуждается, так это в умении видеть, что представляет собой человек, и чем он станет в последствии, когда выйдет из детского возраста.
(пример по преподаванию в первом классе… - “Сам за это время учился больше всех!” “Да, теперь я умею то, что должен был уметь!” - это реальное чувство, и в нем весь секрет.) Если бы уже в начале учебного года вы умели то, чему научились, ваше преподавание было бы плохим. Хорошо вы преподавали именно потому, что только теперь достигли того, к чему стремились. И это парадокс. Многим людям нужно знать о нем, но важнее всего учителю.
Мы знаем, что весь человек - это его “Я”, астральное тело, эфирное тело и физическое тело. Все четыре члена во времени развиваются неодинаково, и в этом отношении мы должны проводить четкие различия, знать их законы развития.
Ценно не знание как таковое. Практической ценностью обладает лишь то, что к этому знанию ведет, что находится на пути к этому знанию. В жизни ценным является не готовое знание, но ведущая к этому знанию работа: в педагогическом искусстве эта работа представляет собой особую ценность. Здесь происходит то же, что и в других искусствах…
Живым является то, что еще не успело превратиться в знание. Так же, в сущности, обстоит дело и со всем организмом человека. Наша голова закончена настолько, насколько вообще что-то может быть закончено; ведь она продукт сил нашей предыдущей земной жизни и является как бы перезрелой. Что касается прочей нашей организации - то из нее разовьется зачаток той головы, которой мы будем обладать в будущей земной жизни. Наш остальной организм пронизан упорным стремлением к жизни - об этом свидетельствует его конституция: в нем костное сведено к минимуму, тогда как в голове в этом отношении следует приписать максимум.
Своеобразную внутреннюю скромность, чувство собственного становления - вот что должен нести в себе учитель. Находясь в классе, осознавая, - “Хорошо, что мы все делаем несовершенно, в силу этого во всем присутствует жизнь”, - мы делаем наше преподавание хорошим.
Если мы “облизываем пальчики” от педагогического удовольствия, мы можем не сомневаться в том, что наше преподавание будет плохим.
(череда классов, чувство “Вот теперь - то!” - но … вы снова не знаете, как быть, т.к. теперь вы исправляете то, что было несовершенным тогда, и т.д.)
Мы не можем выпустить в мир два отпечатка с одного и того же педагогического шаблона. Но мы можем подарить миру неповторимые в своем многообразии человеческие индивидуальности.
Как видите, для учителя существенно то, как он ставит себя по отношению к своей священной профессии. Подобно тому, как в повседневной жизни достоинство вещи не всегда определяется тем, что она большая, а подчас как раз тем, что она маленькая. Так и то, что мы делаем с помощью больших слов, не всегда является определяющим.
Определяющим является то ощущение, то чувство, с которым мы входим в класс. В особенности важно, чтобы, входя в класс, мы мгновенно, подобно змеиной коже, сбрасывали с себя тесную оболочку персонального (неприятное..., приятное...).
Входя в класс, мы должны о нашем настроении забыть, и наша речь должна окраситься тем, что относится к самому преподаванию. Пусть сам учебный предмет, которому мы полностью должны отдаться, побуждает нас, когда это нужно, говорить печально или с юмористическим оттенком.
Педагог должен чувствовать, как класс реагирует на трагическое, сентиментальное или юмористическое. Для детских душ это очень важно, как на уроке у нас сочетаются такие качества - для душевной атмосферы это является тем же, что и вдох-выдох для тела. Мы должны заботиться о сопутствующем настроении при интеллектуальном преподавании. Однако надо обладать известным чувством динамики этих процессов.
Забота о нюансах настроений во время урока - одно из самых необходимых условий хорошего преподавания.
** Мы знаем, что весь человек - это его “Я”, астральное тело, эфирное тело и физическое тело. Все четыре члена во времени развиваются неодинаково, и в этом отношении мы должны проводить четкие различия. Внешним образом стадии развития выражаются в смене зубов и в тех изменениях, которые сопровождаются мутацией голоса у мальчиков, а у девочек выражаются иначе, но не менее отчетливо: этому процессу в женском организме свойственна большая распространенность, она не демонстрирует себя в каком то одном органе.
Искусство как лекарство.
Создавая произведения искусства, художник вкладывает в него часть своей души, наделяет его внутренней силой. Соприкоснувшись с настоящим искусством, человек ощущает на себе действие творческих сил этого искусства. В этом его целебная сила. Каждый вид искусства имеет свои определенные элементы, необходимые для его выражения. Эти основные элементы применяются подобно медикаментам, целенаправленно, например, чтобы вернуть заболевший орган в единую целостную систему организма. Целью лечения, оздоровления организма искусством является не создание самими пациентами произведений искусства, а лечение, оздоровление с помощью элементов искусства. Так, например, в музыкальной терапии не стремятся научить пациента играть на каком-то музыкальном инструменте или развить их музыкальные способности, а применяют для достижения лечебного эффекта основные элементы музыки - интервалы и ритмы. Лечение искусством - новая развивающаяся форма терапии, приобретающая универсальное значение как в педагогике, так и в медицине.
ЛЕПКА. Занимаясь этим видом искусства, человек сам создает определенные пространственные формы, всевозможные изгибы, полости, выступы и т. п., вкладывает в них определенный смысл. Касаясь руками материала, создавая из него какое-либо произведение, человек активизирует свои творческие жизненные силы, которые формируют его органы и весь организм в целом.
Человеку нужно научиться так видеть мир, чтобы обрести в нем достойное место. Занятия лепкой приводит к этому: переводится уведенное из головы, из глаз в движения пальцев, рук. Эта деятельность воспитывает в ребенке вкус по отношению к тому, что его окружает, а так же позволяет отмечать, что достойно в мире того, чтобы принять это в свое сердце.
|
Цветовое настроение, лад - это то важное, к чему необходимо стремиться.
Всегда исходите из пятна или участка цвета, не с линии; покажите детям, как сделать фигуры зверя, исходя от пятна, только намекая на жест. Но если вы познакомили их уже с цветовым настроением и темой - смело можете предлагать им выражать это по-своему.
МУЗЫКА. Помогает человеку вновь оживить свой слух и развивает способность воспринимать звучание различных музыкальных инструментов через интервалы и ритмы. И не только. Через музыку человек понимает свою человечность и сопричастность с человечеством. Культура душевной жизни взращивается подлинным песенно-музыкальным воспитанием. Все, что проявляется как музыкальное, лишь очень условно может иметь во внешнем мире такие же аналогии, какие в нем имеет изобразительное искусство (скульптура, живопись, рисунок). Содержанием музыки является ее мелодика. Откуда берется мелодическое? Мелодический элемент организован во времени так же, как пластический в пространстве. Музыкальное заключает в себе точно такие же приливы и отливы чувств, напряжение и освобождение, то же, что лежит в основе сновидений. Значит, по-видимому, музыкальное сообщает нам переживания, относящиеся к бессознательному состоянию. Но этот царящий во сне бессознательный элемент, этот царящий в музыкальных темах элемент мы должны воспринять в наше искусство преподавания.
РЕЧЬ. Как лечебное средство применяются звуки речи в их формирующей силе. Дело в том, что жизненные силы, которые у младенца проявляются в движениях рук и ног, позднее преобразуются в силу оформления звуков речи. Здесь применяются отдельные звуки, звукоряды, ритмы различных стихотворных стоп. Тем самым обращают внимание не на рациональный смысл, а на саму силу и разносторонность звуков речи. Что такое мелодия, знает каждый. Что такое предложение, тоже знают все. Но то, что предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого, дополнения, в действительности является мелодией, известно лишь немногим.
Вот предложение: “Ребенок выполняет задание”. Это - подлежащее, сказуемое, дополнение. В человеке прозвучало трезвучие. То, что пережито в глубине души - трезвучие. В нем первый тон соответствует слову “ребенок”, второй - слову “выполняет”, а третий тон - слову “задание”. Пройдя через переживание, три музыкальных тона облекаются в образы, живут в реальности. Точно так же, когда в нашем дневном сознании живет предложение, в нашем подсознании ему соответствует музыкальное, мелодическое. Мы должны говорить не сухой прозой, но стремиться, чтобы присутствовали полнота звучания, мелодика и ритм. Благодаря этому больные познают творческую сторону языка, их внимание обращается на звуковой образ слова и даже отдельного звука, у них возникает почтение к языку.
ЭВРИТМИЯ. Согласовывает мысли, чувства и волевые импульсы человека. Двигательное выражение звуков речи, - следы этой способности еще сохранились в жестикуляции при разговоре, - находит свое применение в регуляции ритмов физиологических процессов.
Основой эвритмии является точное постижение качества отдельных тонов речевых, музыкальных и немузыкальных звуков. Гласные и согласные, а также музыкальные интервалы от примы до октавы изучаются в связи с обликом человека, т.к. движения, соответствующие этим звукам, суть те же, что наблюдаются при эмбриональном развитии - росте и остановке, вытягивании и вдавливании, расширении и сосредоточении, охватывании и отторжении, касании и формировании, а также в кругообращении крови и тканевой жидкости.
Обучиться эвритмии можно на специальных 4-х годичных семинарах в специальных центрах.
В результате комплексного подхода к решению проблем ребенка происходит восстановление физических ощущений, появляется интерес к окружающему миру. Если все это проводить последовательно, настойчиво, по возможности в одно и то же время и несмотря ни на какие внешние и внутренние препятствия, человеку откроется источник силы, который поможет ему вернуться к нормальной жизни и преодолевать возможные трудности.
Всего вам доброго! С благодарностью - Г. Райнина.
Приложение 1