Положение лечебно–педагогического класса в общей концепции вальдорфской школы

Продолжая мысль Хайнца Циммермана (Дорнах), мы можем сказать: Если спросить, в чем же заключается то общее, что пронизывает работу самых разных вальдорфских школ, существующих в 50 странах в количестве более тысячи, то выяснится, что это как раз тот жест, о котором мы говорили выше: это то, что по выражению Штайнера, нельзя «перенять, поприсутствовав на уроках» в вальдорфской школе, это то, что возникает, когда учителя внутренне пронизаны знанием о целостном развивающемся человеке, благодаря чему они становятся восприимчивыми к индивидуальной загадке ребенка и приобретают необходимое для преподавания и воспитания восприятие, фантазию, сердечность, речь и интуицию.

Этот процесс духовно–душевный переработки и создает педагогический потенциал, который является причиной действительного мирового успеха этой методики.

(Поверхностное возражение, заключающееся в том, что это чрезмерно высокие притязания, и они требуют особенно одаренных учителей, основано на ошибке мышления. В этом нет ничего сверхъестественного. Изменение направления и уровня вовсе не означает увеличения затрат, скорее оно означает то, что движение в этом направлении работы происходит последовательно). На этой же вальдорфской педагогической основе строится незаслуженно забытое образование, названное в свое время «вспомогательным классом» первой вальдорфской школы. Все, что было разработано при жизни Штайнера в вальдорфской школе можно довольно легко проверить в отношении того, являлось ли это необходимым, исторически обусловленным компромиссом с существующим тогда положением вещей, или же это было педагогически интересным образованием, позволяющим раскрыть намерения Штайнера и развить их. Лечебно–педагогический класс относится к последней категории.

Содержание, форма и характер лечебно–педагогического класса

Еще в1919 году была отмечена необходимость создания подобной структуры и было описано, каким школьникам она нужна – со «...слабой одаренностью или же с нарушениями развития, патологическими симптомами, дефектами интеллекта или рассудка» (цитируется по книге Рудольф Штайнер: «Педсоветы с вальдорфскими учителями»). Это касается школьников со 2 по 8 класс.

Преподавание, по своей форме сравнимое с маленьким деревенским классом, где учатся дети разных возрастов (педагогическая действенность которого была доказана еще П.Петерсеном и документально зафиксирована в удивительном французском документальном фильме), проводится во время основного урока и объединяет 10–12 детей, которые после большой перемены снова возвращаются к своим сверстникам, а в старших классах не присутствуют на уроках иностранного языка. Длительность посещения лечебно–педагогического класса сильно варьируется: от нескольких недель до нескольких лет. На первом плане стоят не узкоспециализированные эксперты, а «учитель, в меру своих сил ищущий новые пути, основываясь на духе педагогики» (Шуберт). Пути возникают, когда на них вступают и начинают по ним идти, во внутреннем диалоге с сущностью ребенка, с использованием исследовательского изучения, профессионально–практической фантазии и духовного вдохновения, основанного на постоянном вопросе: в каком направлении хочет развиваться сущность ребенка? Лечебно–педагогический класс характеризуется тем, что дети ежедневно на протяжении времени основного урока ощущают интенсивность, любовь и увлеченность одного учителя своей лечебно–педагогической работой. С ними обращаются и им преподают как классу, в котором каждый ребенок учится, пока не заканчивается «курс» лечебно–педагогического воздействия. Это создает совершенно особую атмосферу.

Учитель, преподающий лечебно–педагогическому классу, как и его коллеги, обладает полной свободой преподавания и в своей работе ориентируется на соответствующие возрасту детей указания, касающиеся учебного плана, но в большей степени на требования, которые он ощущает в ребенке, и о которых ему сообщают классный учитель, врач и родители.[123]

Наши рекомендации