Экология продуктов питания
Эндоэкология
Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ УЧАЩИХСЯ. МОТИВАЦИИ ЗДОРОВЬЯ И ЗОЖ
Кодекс здоровья
Мотивации здорового образа жизни
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗОЖ
Двигательная активность и здоровье
Питание и здоровье
Эволюционные предпосылки рационального питания
Современные основы рационального питания
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Умственная работоспособность и утомление
Труд и здоровье учителя
Факторы риска труда учителя
Общие принципы профилактики нарушений здоровья у педагогов
Психоэмоциональное напряжение в педагогической деятельности
Профессиональная психогигиена и психопрофилактика
Профилактика заболеваний учителя
Профилактика заболеваний голосо-речевого аппарата
Профилактика гипокинезии и неблагоприятного воздействия статической нагрузки
Профилактика патологии зрения
Компьютер и здоровье
Компьютер и зрение
Эргономическая безопасность при работе на компьютере
Профилактика заболеваний при работе за компьютером
Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя
Алкоголь — наркотический яд
Терминология наркотизма
Классификация и особенности действия на организм наркотических средств и психотропных веществ
Молодежь и наркотики
Компоненты табачного дыма, формирующие наркозависимость и определяющие вредность курения
12.7 Чем опасно «пассивное курение»
12.8 «Девичий перекур» — угроза здоровью будущей матери и ее потомству
Способы самозащиты от наркомании
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
Принципы и задачи работы классного руководителя с родителями
Формы общения с родителями
Темы взаимообучения и взаимовоспитания
Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и составлено в соответствии с учебной программой обучения дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы обучения будущих педагогов основам медицинских знаний и ЗОЖ продиктована значительным снижением уровня здоровья в России не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него может вывести Россию из сложившегося тупика.
Глубинной основой мотивации всех сторон жизнедеятельности человека является стремление к достижению удовольствия, удовлетворения — пищевого, физического, сексуального, эстетического, творческого, морального и т. д. В процессе воспитания и обучения формируются привычные пути достижения удовлетворения. Мы любим то, к чему привыкли, не задумываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привычки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено.
Прочно усвоенные навыки становятся привычкой, «второй натурой» и в определенный момент перестают контролироваться сознанием, переходят в подсознание. Человек уже не задумывается, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его поведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным.
Поэтому стратегической задачей является обеспечение детей здоровыми навыками и условиями именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников. В образовательной среде навыки наращиваются и по возможности корригируются.
В этом плане воспитывать — значит вооружать воспитуемого способами удовлетворения потребностей, которые наиболее благоприятны для здоровья, устойчивы в конкуренции мотивов и вызывают положительные эмоции.
Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лечения, то основным средством обучения здоровью является педагогика. Помимо семьи эту проблему решают воспитатели и преподаватели. Однако исходное анкетирование и опросы по основам здоровья среди учителей и врачей выявляет недостаточный уровень их знаний. Поэтому надо начинать с себя! Примеры поучительнее правил. Просветительско-догматические методы воздействия малоэффективны, особенно на сложившуюся семейно-бытовую среду. Существенные положительные изменения возможны только при максимальной мотивации через самих учащихся. Это достижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели физического развития, силы, выносливости, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная активность и закаливание, полнота гигиенических навыков, наличие дурных привычек).
Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» и данного учебного пособия — выработать у будущих педагогов сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.
Задачи: