Цели и задачи производственной плавательной ( преддипломной ) практики

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

_____________ Л.М.Волкова

«___» _________________ 2014 г.

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ практики

Наименование специальности:

180403 Судовождение

Квалификация выпускника: техник-судоводитель

Чистополь

2014 г.

Программа производственной плавательной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 180403 «Судовождение».

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ производственной плавательной ПРАКТИКИ
2. результаты освоения производственной плавательной ПРАКТИКИ
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание производственной плавательной ПРАКТИКИ
4. условия реализации производственной плавательной ПРАКТИКИ
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ производственной плавательной ПРАКТИКИ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ производственной плавательной ПРАКТИКИ

Область применения программы практики

Программа производственной плавательной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 180403 «Судовождение» в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД):и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК).

Производственная практика направлена на формирование у студентов профессиональных навыков и умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках дисциплин ООП ВПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Программа плавательной практики 4 курса соответствует минимальным требованиям к компетенции вахтенного помощника капитана, раздел А-II/1 Кодекса ПДНВ, но не ограничивается ими.

Цели и задачи производственной плавательной ( преддипломной ) практики

Основными целями производственной плавательной практики являются:

- формирование у студентов профессиональных навыков и умений, приобретение практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;

- выполнение студентами установленного стажа работы на судне в составе команды с обязательным привлечением их к несению вахты на ходовом мостике под руководством квалифицированного лица командного состава судна;

- закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специальности;

- приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями к компетентности вахтенного помощника капитана, раздел А-II/1 Кодекса ПДНВ

- изучение студентами судна, организацией работы и службы на морских судах,

- выполнение работ по квалификации «Вахтенный помощник капитана»;

- практическая подготовка по квалификации вахтенного помощника на уровне УМЕНИЕ

Задачами производственной плавательной практики являются:

- углубленное изучение устройства судна, терминов и определений, употребляемых на судне;

- обучение приемам эксплуатации судовых устройств;

- умение выполнять процедуры вахтенной службы на ходу и на стоянке судна у причала и на якоре;

- совершенствование профессиональных умений и навыков в выполнении обязанностей командного состава судна;

- совершенствование навыков работы в трудовом коллективе;

- сбор материалов для выполнения дипломной работы;

- совершенствование практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности, необходимых для получения соответствующих документов в объеме выполнения требований конвенции ПДМНВ 1978 года с поправками.

С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями на высоком уровне студент в ходе прохождения производственной плавательной практики должен:

совершенствовать навыки:

- действий по тревогам;

- борьбы за живучесть судна;

- использования спасательных средств и средств индивидуальной защиты;

- выполнения судовых работ;

- спуска спасательных шлюпок, спасательных плотов;

- применения правил несения ходовой и стояночной вахты;

- обеспечение безопасности плавания.

уметь:

- излагать, систематизировать и критически анализировать общепрофессиональную информацию;

- применять понятийный аппарат правоведения, законодательный и нормативно-категорийный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

- использовать небесные тела для определения местоположения судна;

- практические навыки пользования морскими навигационными картами и пособиями;

- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений;

- выполнять обязанности вахтенного помощника капитана;

- вести судовой журнал;

- участвовать в процедурах постановки на якорь или швартовные бочки, швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу;

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, радионавигационных и спутниковых систем;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки;

- соблюдать правила несения судовой вахты;

- обеспечение удержания судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства;

- владеть теоретическими основами и практическими навыками, определение места вблизи берега, сознательно принимать навигационные карты и средства их отображения;

- осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартового и буксирного устройств;

- использовать и истолковывать информацию, получаемую от судовых метеорологических приборов, применять имеющуюся метеорологическую информацию;

- производить судовые гидрометеорологические наблюдения и составлять соответствующие отчеты;

- определять и выполнять действия по предупреждению ситуаций чрезмерного сближения в соответствии МППСС-72;

- практически использовать радиолокационную станцию, средства автоматизированной радиолокационной прокладки;

- применять средства звуковой и световой сигнализации, передавать и принимать световые сигналы ;

- управлять ресурсами мостика;

- использовать судовые средства радиосвязи и телекоммуникаций;

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии;

- использовать переносные и стационарные средства тушения пожаров и противопожарное оборудование;

- обеспечивать безопасность членов экипажа судна и пассажиров при нормальных условиях эксплуатации;

- выполнять швартовые операции согласно судовому расписанию в рамках компетенций вахтенного помощника капитана;

- применение контрольно - измерительных приборов и инструментов;

- подавать сигнал общесудовой тревоги;

- заделывать различными способами пробоины, трещины и другие места водотечности в корпусе судна, системах трубопроводов, на водонепроницаемых переборках, выполнять подкрепление водонепроницаемых переборок;

- пользоваться судовыми индивидуальными и коллективными средствами защиты и спасения людей, проводить работу по спасению людей на воде;

- обнаруживать и локализовать очаги возгорания, тушить пожар различными средствами пожаротушения;

- использовать противопожарное оборудование, средства и инвентарь на судне;

- использовать ЭКНИС;

- использовать САРП;

- пользоваться шлюпочным устройством, грести и управлять шлюпкой;

- принимать и сдавать судовую навигационную вахту;

- соблюдать экологическую безопасность.

знать:

-основные тенденции и направления развития морской техники и технологии соответствующего транспортного оборудования и взаимосвязь со смежными отраслями;

- теоретические и практические основы физиологии труда и обеспечения безопасности жизнедеятельности на водном транспорте;

- планирование и осуществление перехода судна, лоции судоходных путей, средств навигационного оборудования;

- нормативные документы по расследованию аварийных случаев на водном транспорте;

-принципы работы и основы технической эксплуатации судовых энергетических установок,

- требования Международной конвенции ПДМНВ-78/95 к членам палубных команд;

- математические методы обработки навигационной информации;

- принципы построения международных стандартов, область стандартов, область ответственности различных организаций, имеющих отношение к метрологии, и стандартизации и сертификации, в том числе на водном транспорте;

- принципы построения международных и отечественных стандартов;

- периодичность проверки и порядок замены индивидуальных спасательных средств, швартовых концов, стропов, блоков;

- правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий;

- навигационные системы, теоретические основы счисления и определения места судна с использованием наземных и береговых ориентиров, радионавигационных систем и глобальных навигационных спутниковых систем с оценкой точности;

- средства навигационного оборудования, ограждения навигационных опасностей;

- приливы и течения;

- физические и теоретические основы, принцип действия и устройства навигационных эхолотов, лагов, магнитных и гироскопических компасов;

- основы радиолокатора и автоматических идентификационных систем (АИС);

- основы маневрирования и управления судном при различных погодных условиях;

- содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений (МППСС-72);

- средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП);

- порядок составления ремонтных ведомостей;

- основные принципы несения ходовой навигационной вахты;

- основы гидрометеорологического обеспечения судовождения;

- гидрометеорологические наблюдения на судах, характеристики различных систем;

- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды;

- действия при оказании первой медицинской помощи;

- виды и способы подачи сигналов бедствия;

- способы выживания на воде;

- основы теории и устройства судна;

- основы организации труда на судах;

- организацию вахтенной службы на судне;

- правила ведения судовой документации;

- устройство судна;

По итогам производственной плавательной практики студенты оформляют отчет. Разделы и содержание отчета должны соответствовать тематическому плану практики. По прибытию с практики в учебное заведение студенты защищают отчет.

Наши рекомендации