Цели и задачи производственной плавательной ( преддипломной ) практики
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
_____________ Л.М.Волкова
«___» _________________ 2014 г.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ практики
Наименование специальности:
180403 Судовождение
Квалификация выпускника: техник-судоводитель
Чистополь
2014 г.
Программа производственной плавательной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 180403 «Судовождение».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ производственной плавательной ПРАКТИКИ | |
2. результаты освоения производственной плавательной ПРАКТИКИ | |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание производственной плавательной ПРАКТИКИ | |
4. условия реализации производственной плавательной ПРАКТИКИ | |
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ производственной плавательной ПРАКТИКИ |
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ производственной плавательной ПРАКТИКИ
Область применения программы практики
Программа производственной плавательной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 180403 «Судовождение» в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД):и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК).
Производственная практика направлена на формирование у студентов профессиональных навыков и умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках дисциплин ООП ВПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Программа плавательной практики 4 курса соответствует минимальным требованиям к компетенции вахтенного помощника капитана, раздел А-II/1 Кодекса ПДНВ, но не ограничивается ими.
Цели и задачи производственной плавательной ( преддипломной ) практики
Основными целями производственной плавательной практики являются:
- формирование у студентов профессиональных навыков и умений, приобретение практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;
- выполнение студентами установленного стажа работы на судне в составе команды с обязательным привлечением их к несению вахты на ходовом мостике под руководством квалифицированного лица командного состава судна;
- закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специальности;
- приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями к компетентности вахтенного помощника капитана, раздел А-II/1 Кодекса ПДНВ
- изучение студентами судна, организацией работы и службы на морских судах,
- выполнение работ по квалификации «Вахтенный помощник капитана»;
- практическая подготовка по квалификации вахтенного помощника на уровне УМЕНИЕ
Задачами производственной плавательной практики являются:
- углубленное изучение устройства судна, терминов и определений, употребляемых на судне;
- обучение приемам эксплуатации судовых устройств;
- умение выполнять процедуры вахтенной службы на ходу и на стоянке судна у причала и на якоре;
- совершенствование профессиональных умений и навыков в выполнении обязанностей командного состава судна;
- совершенствование навыков работы в трудовом коллективе;
- сбор материалов для выполнения дипломной работы;
- совершенствование практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности, необходимых для получения соответствующих документов в объеме выполнения требований конвенции ПДМНВ 1978 года с поправками.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями на высоком уровне студент в ходе прохождения производственной плавательной практики должен:
совершенствовать навыки:
- действий по тревогам;
- борьбы за живучесть судна;
- использования спасательных средств и средств индивидуальной защиты;
- выполнения судовых работ;
- спуска спасательных шлюпок, спасательных плотов;
- применения правил несения ходовой и стояночной вахты;
- обеспечение безопасности плавания.
уметь:
- излагать, систематизировать и критически анализировать общепрофессиональную информацию;
- применять понятийный аппарат правоведения, законодательный и нормативно-категорийный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
- использовать небесные тела для определения местоположения судна;
- практические навыки пользования морскими навигационными картами и пособиями;
- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений;
- выполнять обязанности вахтенного помощника капитана;
- вести судовой журнал;
- участвовать в процедурах постановки на якорь или швартовные бочки, швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу;
- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, радионавигационных и спутниковых систем;
- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки;
- соблюдать правила несения судовой вахты;
- обеспечение удержания судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства;
- владеть теоретическими основами и практическими навыками, определение места вблизи берега, сознательно принимать навигационные карты и средства их отображения;
- осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартового и буксирного устройств;
- использовать и истолковывать информацию, получаемую от судовых метеорологических приборов, применять имеющуюся метеорологическую информацию;
- производить судовые гидрометеорологические наблюдения и составлять соответствующие отчеты;
- определять и выполнять действия по предупреждению ситуаций чрезмерного сближения в соответствии МППСС-72;
- практически использовать радиолокационную станцию, средства автоматизированной радиолокационной прокладки;
- применять средства звуковой и световой сигнализации, передавать и принимать световые сигналы ;
- управлять ресурсами мостика;
- использовать судовые средства радиосвязи и телекоммуникаций;
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии;
- использовать переносные и стационарные средства тушения пожаров и противопожарное оборудование;
- обеспечивать безопасность членов экипажа судна и пассажиров при нормальных условиях эксплуатации;
- выполнять швартовые операции согласно судовому расписанию в рамках компетенций вахтенного помощника капитана;
- применение контрольно - измерительных приборов и инструментов;
- подавать сигнал общесудовой тревоги;
- заделывать различными способами пробоины, трещины и другие места водотечности в корпусе судна, системах трубопроводов, на водонепроницаемых переборках, выполнять подкрепление водонепроницаемых переборок;
- пользоваться судовыми индивидуальными и коллективными средствами защиты и спасения людей, проводить работу по спасению людей на воде;
- обнаруживать и локализовать очаги возгорания, тушить пожар различными средствами пожаротушения;
- использовать противопожарное оборудование, средства и инвентарь на судне;
- использовать ЭКНИС;
- использовать САРП;
- пользоваться шлюпочным устройством, грести и управлять шлюпкой;
- принимать и сдавать судовую навигационную вахту;
- соблюдать экологическую безопасность.
знать:
-основные тенденции и направления развития морской техники и технологии соответствующего транспортного оборудования и взаимосвязь со смежными отраслями;
- теоретические и практические основы физиологии труда и обеспечения безопасности жизнедеятельности на водном транспорте;
- планирование и осуществление перехода судна, лоции судоходных путей, средств навигационного оборудования;
- нормативные документы по расследованию аварийных случаев на водном транспорте;
-принципы работы и основы технической эксплуатации судовых энергетических установок,
- требования Международной конвенции ПДМНВ-78/95 к членам палубных команд;
- математические методы обработки навигационной информации;
- принципы построения международных стандартов, область стандартов, область ответственности различных организаций, имеющих отношение к метрологии, и стандартизации и сертификации, в том числе на водном транспорте;
- принципы построения международных и отечественных стандартов;
- периодичность проверки и порядок замены индивидуальных спасательных средств, швартовых концов, стропов, блоков;
- правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий;
- навигационные системы, теоретические основы счисления и определения места судна с использованием наземных и береговых ориентиров, радионавигационных систем и глобальных навигационных спутниковых систем с оценкой точности;
- средства навигационного оборудования, ограждения навигационных опасностей;
- приливы и течения;
- физические и теоретические основы, принцип действия и устройства навигационных эхолотов, лагов, магнитных и гироскопических компасов;
- основы радиолокатора и автоматических идентификационных систем (АИС);
- основы маневрирования и управления судном при различных погодных условиях;
- содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений (МППСС-72);
- средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП);
- порядок составления ремонтных ведомостей;
- основные принципы несения ходовой навигационной вахты;
- основы гидрометеорологического обеспечения судовождения;
- гидрометеорологические наблюдения на судах, характеристики различных систем;
- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды;
- действия при оказании первой медицинской помощи;
- виды и способы подачи сигналов бедствия;
- способы выживания на воде;
- основы теории и устройства судна;
- основы организации труда на судах;
- организацию вахтенной службы на судне;
- правила ведения судовой документации;
- устройство судна;
По итогам производственной плавательной практики студенты оформляют отчет. Разделы и содержание отчета должны соответствовать тематическому плану практики. По прибытию с практики в учебное заведение студенты защищают отчет.