Иди, куда влечет тебя свободный ум
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный…»
А.С. Пушкин
Уважаемые читатели! Эта книга должна была выйти в начале 2006 года, но выйдет только в конце декабря. Материал для книги был готов давно. Но, необходимо было найти такую форму подачи, чтобы всем все было понятно не только в теории, но и на практике. Вот этому и было уделено главное внимание. Сейчас 4 декабря 2006 г. и чтобы книга вышла в эту знаменательную 150-ю дату, о которой вы уже знаете из введения, через несколько часов мне придется поставить точку. Эта книга выходит, минуя редакционную и корректурную правку. Но в этой и подобных ситуациях, чтобы не комплексовать, я вспоминаю три строчки из “Евгения Онегина”.
«Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю».
А.С.Пушкин
Актуальность проблемы
Речевой голос
О том, что настоящее положение с речевым, голосом неблагополучно ни для кого не является секретом.
Это могут подтвердить большинство преподавателей школ и вузов и все, кто по роду своей деятельности имеет голосовую нагрузку более 4-5 часов в день. Но об этом, как о само собой разумеющемся, даже не принято говорить.
Практически у всех учеников участвовавших в тренингах были большие проблемы с речевым голосом, и они приходили на тренинги, чтобы избавиться от них. Об этом говорилось в предыдущем разделе, и повторятся, нет смысла. Здесь же хочется рассказать о тех случаях, когда «медицина бессильна» в прямом смысле этого слова. Они то и будут самой яркой иллюстрацией современного состояния проблемы речевого голоса.
Павел 1996 г.р. Возраст 5лет.
1-ое занятие: 09 ноября 2000 г.
10-ое занятие: 12 декабря 2000 г. О своем сыне Павлике Кочергине пишет его мать Тимофеева Юлия Владимировна
На момент начала занятий Паша не произносил начала или окончания многих слов, неправильно строил фразы.
Во время занятий (в частной подготовительной школе) он был скован, глотал многие звуки. В ходе обучения у Владимира Павловича Багрунова напряжение стало спадать, ребенок стал более расслабленным, начал легче говорить. К 10-му занятию был достигнут потрясающий результат: ребенок начал говорить правильно построенными сложными предложениями, полными словами, многие звуки началпроизносить чисто. Ребенок стал заметно спокойнее, поскольку его стали понимать. Занятия постараемся продолжать, как можно дольше, так как они благотворно влияют не только на речь Паши, но и его поведение: ребенок стал намного более уверенным и в его поведении явно наметились проявлять лидерские наклонности. Кроме этого стал опережать своих сверстников в двигательной координации и других заданиях подготовительной школы, хотя до начала занятий был на последних местах по всем показателям.
Настя, 8 лет
(Орфография и пунктуация сохранены) “Я Макарова Настя8 лет щитаю што вмаем голасе произошли следующие изменения: Голас уменя был хриплый. Просыпалась и небыло голаса. Трудно было говорить. Сичас говорить легко. Просыпаюсь голас есть. Неустаю когда говорю долго.”
Комментирует мать - Макарова Л.А.:
Занималась моя дочь Настя. Начало занятий 21 мая по 11 июня 2001 года.
Два с половиной года занимались в ЛОР НИИ в отделении фонопедия без результатов, в поликлинике по месту жительства у логопеда - результата практически никакого.
Считаю, что у моей дочери произошли следующие изменения: до начала занятий сиплость, особенно по утрам практически без голоса, а после четвертого занятия заметила, что голос стал более глубокий, четкие интонации, речь стала спокойная, выразительная, а к десятому занятию достигли: дыхание - правильное, аритмия исчезла, тембр стал красивее.
Оля, 8 лет. Орфография и пунктуация сохранены.
Я, Сушкова Оля мне восемь с половиной лет учусь во 2-а классе с 17.01.97. по 20.02.97. 10 занятий занималась индивидуально. В школе развития голоса (багратит) В моем голосе произошли следуещеи изменения: мой голос стал не зажатый и я стала чётче говорить. В классе у меняуставали мышцы а теперь нет. И еще я раньше говорила и у меня не хватало воздуха и буквы все у меня дребежали с ошибками.
Катя. Возраст 11 лет.10 занятий I cтупени индивидуально по 1 часу 2 раза в неделю.
Катя:«Считаю, что мой голос стал громче, смелее, красивее. Теперь меня интересно слушать. Раньше никому не нравилось, как я читаю, еще мой голос спокойней и равномерней».
Мать Карчевская Н.А.: «Считаю, что голос моей дочери стал более мягким, певучим, речь более спокойная, ровная, выразительная».
Комментарий. Для девочки чрезвычайно полезны были занятия. Благодаря изменившемуся голосу она заняла лидирующее положение в классе.
Юлия, 14 лет,10 занятий с 12.03.95. по 17.11.95.
Голос свободно льется, легко и без напряжения. Без усилия получается сильный звук. Голос стал звонким.
Комментарий. Девочка пела несколько лет в детском хоре Петербургского радио, в результате чего потеряла не только певческий голос, но и речевой голос был тусклым и напряженным.
Голос был восстановлен.
Певческий голос
Во всех видах человеческой практики существует незыблемый принцип проверки надежности любого нововведения. Для технических систем – это проверка на прочность с помощью создания предельных нагрузок на изделия. Для человеческого голоса таким испытанием на прочность является оперное пение. Поэтому о состоянии проблемы голоса в целом необходимо судить по состоянию голоса в оперном пении. Вот несколько типичных историй на эту тему.
Очень
Итак, первая история.
В 1971 году ее мне рассказал Герман Степаненко, несостоявшийся, возможно, великий драматический тенор.
Родом он из крестьянской украинской семьи. Естественно, как и все жители села, пел при каждой возможности. В армии, на последнем, третьем году службы в часть, где он служил с концертом приехала Галина Вишневская. После концерта командование части попросила прослушать их запевалу. Она была поражена феноменальным голосом солдата, спевшего сложнейшие арии драматического тенора: Канио из “Паяцы”, Хозе из “Кармен”, Радамеса из”Аиды”, Каварадосси из “Тоски” и др.
На вопрос, о том, каким образом ему, солдату не знавшему ни музыкальной грамоты, ни занимавшимся никогда вокалом, удалось разучить этот сложнейший репертуар, он рассказал, что в их части служит киномеханик - большой любитель пения, который весь этот репертуар ему напевал, а он разучивал. Эти своеобразные уроки пения проходили по ночам в кинозале части. Надо отдать должное Галине Вишневской, которая не отмахнулась от этого события и тут же написала на имя ректора московской консерватории рекомендательное письмо, с просьбой прослушать солдата. Через несколько дней, Герман вместе с сопровождавшим его офицером выехали в Москву. В то лето, консерватория находилась на ремонте и сроки поступления в неё были отодвинуты на осень. Но уехать ни с чем и тем самым не выполнить приказ они не хотели и поэтому с этим же вопросом обратились в училище Гнесиных. Там долго не хотели даже разговаривать с ними, но все же уступили настойчивости офицера, несшего персональную ответственность за эту командировку. Изумлению преподавателей не было предела, когда они узнали, что абитуриент не знает даже, что такое ноты. Изумление противоположного толка наступило, когда солдат запел. На звуки его голоса сбежались все, кто в это время был в Гнесинке. Был спет сложнейший репертуар драматического тенора, о котором говорилось выше. Разумеется, Герман Степаненко стал студентом этого авторитетного музыкального заведения. Далее события развивались так, что потенциально выдающийся певец, через четыре года более двух солдатских песен подряд с хором спеть не мог. Сам Герман так рассказал о причинах полной потери голоса. Когда ему на первом курсе объявили, что у него есть верхнее теноровое ДО, предел мечтаний любого певца, в том числе и его педагога лирического тенора Пищаева, то он долгое время был сам не в себе. Его голос, незаметно для него, постепенно стал съёживаться, как шагреневая кожа и к окончанию высшего музыкального заведения наступил момент, когда петь более 10 минут подряд, он не мог. После окончания училища он сумел устроиться в военный ансамбль песни и пляски и пел в хоре, изредка солируя. Их ансамбль находился в Чехословакии, когда там произошли известные события с вводом наших войск. Далее ему удалось попасть в Ленинградскую капеллу. Мы познакомились на одном из занятий у В.В. Нерода, у которого мы оба занимались. Наша последняя встреча произошла в капелле, где он уже, выйдя на пенсию, работал сторожем.
Вторая история. Эту историю рассказал в 1982 году Г.Г. Агамалян, вокальный педагог.
Так, приехавший в один из наших столичных городов молодой человек, с прекрасно поставленным от природы голосом, через полгода незаметно для себя потерял его в одном уважаемом учебном заведении. Когда он вернулся на родину, его друзья записали его голос на магнитофон и дали сравнить его с записью, сделанной до “обучения”. Возмущение молодого человека было таково, что он тут же отправился в аэропорт и вскоре был в вокальном классе, где его “маэстро” гробил голос очередному ученику. В ярости молодой человек набросился на своего маэстро и, разбив ему в кровь лицо, стал душить его. Когда ученики маэстро с помощью подоспевших на крики сумели оторвать его от своей жертвы и заявили, что если маэстро подаст на него в суд, то он на несколько лет попадет за решетку, тот заявил, что суда он не боится, так как ему будет, чем ответить на суде. Избитый, униженный маэстро не подал в суд, так как побоялся огласки.
Примеров потери голоса в результате занятий вокалом обычное явление. Это не для кого не является секретом.
Вывод: с голосом работать не умеют.Для меня, очевидно, что во всех перечисленных случаях губительным фактором явился переход на механическую модель голосообразования (нотное пение), которая уничтожает голос.
А вот что произошло с певческим голосом у ученицы всего за 4 занятия на речевом тренинге.
О. Н. Новикова:
Считаю, что в моем голосе произошли следующие изменения: во-первых, пропал страх перед очень низкими и высокими нотами - они стали получаться легко, появилась полная уверенность в себе;
во-вторых, я страдала от очень большого, очень глубокого дыхания, благодаря тому, что выработали на занятиях правильное дыхание, я перестала мучаться - то его не удержать было, то его не хватало, то задыхалась (порой); теперь этого нет, я чувствую себя очень естественно и гармонично. Главная моя беда была в неумении правильно дышать;
в-третьих, я страдала от чрезмерной артикуляции, сейчас мышцы все успокоились и перестали мне мешать заниматься любимым делом.
Я очень благодарна за полученные знания. Они мне были необходимы. После этих уроков, я считаю, что в моей жизни началась просто новая эра. Я так хотела добиться такого голоса, столько для этого было сделано, но чтобы так просто и естественно достигать такого голоса - то получалось, то не получалось, - этого не было.
Большое спасибо, за такой труд, за такую помощь мне. Для меня это очень ценно. Я бы хотела, чтобы эти знания многим людям помогли. Столько люди бьются над своим голосом, столько мучений, но всё равно остаются где-то во тьме. Большое спасибо за это добро, за этот свет.
С любовью и уважением. Ольга Н. 25.07.96.
Как вы видите, проблемы и речевого и певческого голоса могут решаться с помощью методики, основанной на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина.
Все развитые науки основываются на некотором числе постулатов. Этого нельзя сказать о науках, занимающихся проблемами голоса (фонология, фонопедия, фониатрия, логопедия). Единой науке о голосе до сих пор нет. Это одна из главных причин, почему все, что связано с голосом остается одной из наиболее острых практических проблем.
До середины 19 века, когда о существовании голосовых связок (в дальнейшем буду называть их гортанными и вы вскоре согласитесь, что этот термин И.Грузинова соответствует истине) даже не подозревали, процветала школа бельканто (красивое пение), которая возникла в XVI веке в Италии. Главным секретом бельканто являлось пение на малом дыхании. “II grand segreto per cantare consiste nel cantare con poco fiato” (“Великой тайной пения является пение на малом дыхании” буквально.- мало дыша)…
Этим секретом владели все выдающиеся певцы.
Затем появился Гарсиа-сын и в 1847 году в первом издании своей книги о пении, пишет о малом дыхании, а в 1856 году во втором издании, которое стало переиздаваться по всему миру, уже пишет о глубоком дыхании.
Поскольку первое издание книги оказалось незамеченным, то таким образом, на мой взгляд, он направил представления о развитии голоса человека по ложному следу.
Чтобы разобраться в хитросплетениях этой проблемы мне потребовалось без малого 25 лет, из которых около 10 было потрачено на занятия пением с вокальными педагогами.
Два вводных слова
Известно, что глубина понимания любого вопроса, проблемы и т.п. определяется глубиной знания корней проблемы, ее истории.
Исторический подход необходим не только для понимания процессов происходящих в природе и обществе. Это общий принцип познания всех явлений на всех уровнях. Особенно он необходим при доказательствах таких нововведений, которые резко противоречат устоявшимся взглядам.
В психологической науке такой подход называется лонгитюдным (от английского long-длинный) или автобиографическим (биографическим) методом изложения материала. На этом подходе, как важнейшем в познании сложных явлений настаивал в последние годы жизни основатель Ленинградской психологической школы и мой первый учитель академик Борис Герасимович Ананьев. Спрашивается, почему этот подход является более эффективным методом познания, в сравнении с традиционным подходом, при котором выводы даются в готовом виде. Доказано, что при автобиографическом методе изложения материала происходит включение читателя во временную логику событий и читатель, понимая как все это создавалось, по сути сам становится соавтором открытия.
В свое время мне крупно повезло, что меня познакомили с философом, ныне профессором, а тогда в 1982году доцентом Педагогического института им.Герцена Николаевым Игорем Васильевичем. Он написал обширное письмо на имя декана факультета психологии А.А. Крылова, а тот поручил мне ответить. Содержание письма было бальзамом для моей души. Подспудно обо всем этом я догадывался, но и только. Здесь же была готовая теория, которая переворачивает представление о том, что такое знание и как надо учить. Начну с близкого примера. Об этом авторе мы будем говорить подробно, так именно он первый опроверг теорию Гарсиа в своей книге «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932).
Так вот. С научной точки зрения там все правильно, но его никто не понял, так как подача материала была такой “заумной”, что однократного и даже многократного прочтения не достаточно, чтобы понять то, что можно было бы выразить простым языком. Это не так безобидно, как некоторым представляется. Для Работнова это обернулось трагедией. Через два года в расцвете сил он ушел в иной мир.А напиши он простым языком о дыхании, сколько трагедий можно было бы за 75 лет избежать. А.Шопенгауэр, великий немецкий философ в своей книге “Эристика или искусство спорить” приводит33 уловки спорщиков, которые помогают выдать за истину то, по по своей природе является ложью или требует серьезных аргументов, которых нет у спорщика. Одним из действенных приемов является набор малопонятных наукообразных фраз, которые воспринимаются слушателями, наблюдающими дискуссию, как верное. Никто же не хочет признаться в своем невежестве. На этой психологической уловке процветают многочисленные псевдотеоретики во всех науках, в том числе в науке о голосе, которой по сути , поэтому и нет. Что же доказывает И.В. Николаев? Он, влед за философами сенсуалистами, утверждает, что знания человеку даются через чувства, а не через мышление.Он доказывает, что эта порочная идея берет начало от Аристотелевской логики. Последствия этого подхода к знанию в масштабах человечества чудовищны. Практически вся школа стоит на этих позициях. Вырабатыватся схоластический, механический, как я называю стиль мышления, который губит на корню развитие психики.Поэтому Шаляпину крупно повезло, что он не окончил даже одного класса школы, как и Шолохову, который окончил всего 4 класса церковно-приходской школы. Плохо учился в школе А.Эйнштейн. У Пушкина по математике были только колы и двойки. В современной школе он был бы так “затюкан” какой-нибудь математичкой, что ему было бы не до стихов и великого поэта мы лишились бы. Сколько талантов угробила современная школа? То, что мы имеем, лишь ничтожная часть от возможного. Устранение механицизма в обучении резко усиливает механизм саморазвертывания способностей человека во всех сферах. В свое время мне удалось внушить эти идеи родителям некоторых подающих надежды шахматистам и все трое стали гроссмейстерами (Г.Камский, П.Свидлер, Е.Алексеев). Эти же идеи были преподаны в сентябре 1984 года П.Садырину и все оставшиеся матчи “Зенит”выиграл и стал чемпионом СССР по футболу.
Эти взгляды наряду с Б.Г. Ананьевым и И.В. Николаевым разделяют многие ученые и педагоги. Просто с этими учеными мне приходилось плотно общаться и в этом мое счастье, что их идеи я смог воплотить в жизнь в этой книге.
Поэтому этот раздел я считаю наиболее важным. И хоть он написан в биографическом «в легком жанре», но зато позволяет каждому человеку понять природу голоса человека на современном научном уровне.
Прочитав материал этого раздела, можно сразу переходить к практике. При желании теоретический материал, изложенный во второй части можно постигать параллельно с практикой. Можно это сделать и позже, а можно обойтись и без оного. Теоретический материал дан больше для того, чтобы читатель не просто все принял на веру, а мог бы убедиться в научной компетенции автора. К тому же нельзя упускать и научного шанса, хотя это все равно, что “ из болота тащить бегемота”.
О родителях.
Моя мать Багрунова Лидия Александровна (1920-1997), из крестьян, родилась в Белоруссии, в Витебской области. В 1925 году умирает ее отец (мой дедушка) Багрунов Александр Иванович, и ее мать Багрунова Ефросия Николаевна (моя бабушка) оказывается в тяжелейшей ситуации с двумя малыми дочками и семилетним сыном на руках. Вскоре выходит замуж и от этого брака рождаются еще две девочки. Спасаясь от преследования отчима и голода, моя мама с продуктовым обозом перебирается в Ленинград к дальним родственникам в 1933 году. Перед войной оканчивает курсы медсестер, получает жилплощадь 11-и метровую комнату в семи комнатной коммунальной квартире. Во время блокады работает в госпитале медсестрой. Не умереть с голоду помогает молодость, крепкая природная конституция. После снятия блокады служила в медсанчасти действующей армии. Там же познакомилась с моим отцом Третьяковым Павлом Максимовичем, сибиряком из города Камень-на Оби, служившим шофером в том же медсанбате.
Родился я 11 июля 1945 года. После моего рождения, несмотря на неоднократные просьбы со стороны отца, мама не захотела уезжать из Ленинграда в Сибирь на родину отца. Каким то чудом она умудряется первый год не работать и все свои силы посвятить мне. Затем устраивается работать на прядильно-ниточный комбинат им. С. М.Кирова, где были ясли и детский сад, в котором я проводил первую половину дня. Когда мне шел третий год, выходит замуж за Федора Павлова, которого я воспринимал, как родного отца, и с которым она разошлась, когда мне было 6 лет.