Раздел 1. Общие основы педагогики

ПЕДАГОГИКА

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

1−08 01 01 «Профессиональное обучение»

Факультет инженерно-педагогический

Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»

Курс 2 Экзамен – 4 Зачет – 3
Семестр 3,4    
Лекции – 68 часов   Курсовая работа 4
Практические занятия – 34 часа    
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 102 часа  
  Самостоятельная работа – 105 часов Форма получения высшего образования очная
  Всего часов по учебной дисциплине – 207 часов

Составила: Л.Н. Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент

2013 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений дисциплины «Педагогика», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 16 июня 2010 года, регистрационный № ТД–В.001 /тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

кафедрой «Профессиональное обучение и педагогика»

19 сентября 2013 года, протокол № 1

И.о. заведующего кафедрой

_______________ Э.М. Кравченя

Одобрена и рекомендована к утверждению

методической комиссией

инженерно-педагогического факультета

«__»_________2013 года, протокол №___

Председатель

_______________ С.С. Данильчик

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения дисциплины «Педагогика» объясняется необходимостью формирования у студентов профессиональной компетентности, педагогической культуры, субъектной позиции.

Будущие педагоги-инженеры должны быть готовы к эффективной педагогической и инновационной деятельности в современных условиях учреждений образования.

Цель изучения дисциплины – формирование знаний о педагогике как отрасли научных знаний, основных этапах ее развития, особенностях педагогической деятельности в современных социокультурных условиях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- этапы развития мировой и отечественной педагогической теории и практики;

- методологию педагогики;

- теорию развития личности;

- законы, закономерности и принципы процессов обучения и воспитания;

- цели и содержание образования;

- современные методы, формы и средства обучения и воспитания;

- теоретические основы современных педагогических технологий;

уметь:

- сравнивать педагогические идеи, подходы, теории и технологии по их сущностным характеристикам;

- решать педагогические задачи;

- проектировать педагогические системы, конструировать педагогические ситуации;

владеть:

- категориями педагогики;

- способами педагогического управления учебной деятельностью обучающихся;

- современными методами обучения и воспитания;

- методами контроля и оценки знаний, умений и навыков обучаемых.

Технологии обучения.Достижение поставленных целей и задач изучения дисциплины «Педагогика» возможно на основе применения интерактивных технологий обучения, технологий проектного обучения, электронных средств обучения, обеспечивающих творческое, продуктивное общение между студентами, организацию проблемных бесед, дискуссий, исследовательской и рефлексивной учебной деятельности.

Самостоятельная работа студентов направлена на разработку курсовой работы, содержание которой посвящено решению актуальных проблем педагогики и образования. Курсовые работы могут быть использованы студентами в дальнейшем при разработке дипломных проектов.

Организация самостоятельной работы студентов.При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

– управляемая и контролируемая самостоятельная работа в форме выполнения учебных заданий проблемного характера;

– выполнение курсовых работ по актуальным проблемам педагогики и развития образования.

Диагностика уровня сформированности компетентности у студентов по вопросам педагогики.Для оценки учебных достижений студентов рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:

– проведение педагогического исследования;

– написание и защита курсовой работы;

– выступление студентов на конференции на основе подготовленных научных докладов;

– сдача зачета и экзамена.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Педагогика» отводится 102 часа аудиторных занятий.

Распределение аудиторных часов по видам занятий:

лекции – 68 часов;

практические занятия – 34 часа;

Формы контроля: зачет, разработка и защита курсовой работы, экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ учебного материала

Раздел 1. Общие основы педагогики

Тема 1.1. Педагогика в системе научного человекознания. Понятие о педагогической системе

Сущность понятия «педагогика». Педагогика как наука о закономерностях обучения и воспитания. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики (теоретическая и технологическая). Задачи педагогики (аналитическая, конструктивная, проективная, прогностическая и др.). Система педагогических наук. Педагогика в системе других наук. Исторический характер педагогики, ее национальный и общечеловеческий компоненты.

Педагогика как наука о педагогических системах. Понятие о педагогических системах. Компоненты педагогических систем, их взаимосвязь. Системообразующий компонент педагогических систем.

Тема 1.2. Основные этапы становления и развития педагогики

Основные этапы в истории педагогической мысли (донаучный, становление научной педагогики, обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности), их краткая характеристика. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание, школа и педагогическая мысль в период античности. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья. Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве.

Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник научной педагогики. Общая характеристика развития школьного дела в Западной Европе. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Школа и педагогики в России в XYIII-XIX вв.

Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Тема 1.3. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.)

Развитие теории и практики образования в конце XX века. Концепции современного образования: традиционалистическая, рационалистическая, феноменологическая. Парадигмы современного образования: традиционалистическая, технократическая прагматическая парадигма, поведенческая парадигма, гуманистическая парадигма, теологическая и эзотерическая парадигмы. Поиск новых подходов к обучению и воспитанию.

Основные этапы реформирования систем образования в различных странах. Тенденции обновления содержания образования в современной школе. Развитие поликультурного образования.

Тема 1.4. Основные категории педагогики. Развитие, социализация и воспитание личности.

Сущность понятия «категория». Основные категории педагогики: педагогичекая задача, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образование, воспитание, обучение, развитие.

Соотношение социальных и биологических факторов развития человека. Направленность личности. Опыт личности. Знания, умения, навыки, привычки. Развитие, социализация и воспитание личности.

Тема 1.5. Образование как социокультурный феномен. Современные модели образования

Образование как функция общества, как социокультурный феномен, его сущность. Основные структурные компоненты образования. Центральная идея непрерывного образования – развитие человека как личности. Основные цели и задачи непрерывного образования.

Тема 1.6. Профессионально-педагогическая деятельность. Индивидуальная деятельность педагога

Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Коллективный характер педагогической деятельности. Сущность педагогической деятельности. Творческий характер деятельности педагога. Объекты и задачи педагогической деятельности.

Индивидуальная педагогическая деятельность преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин (мастера производственного обучения) как система. Структурные и функциональные ее компоненты, их характеристика.

Уровни индивидуальной педагогической деятельности: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество, их сущность и характеристика. Требования к личности педагога. Квалификационные требования к педагогу (педагогические категории).

Основные виды педагогической деятельности. Профессиональные компетенции педагога, их содержание.

Тема 1.7. Целостный педагогический процесс. Преподавание и учение

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система: основные компоненты, их взаимосвязь. Педагогическая задача как системообразующий компонент. Педагогическое взаимодействие.

Наши рекомендации