Раздел 1. Общие основы педагогики
ПЕДАГОГИКА
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности
1−08 01 01 «Профессиональное обучение»
Факультет инженерно-педагогический
Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
Курс 2 | Экзамен – 4 Зачет – 3 |
Семестр 3,4 | |
Лекции – 68 часов | Курсовая работа 4 |
Практические занятия – 34 часа | |
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 102 часа | |
Самостоятельная работа – 105 часов | Форма получения высшего образования очная |
Всего часов по учебной дисциплине – 207 часов |
Составила: Л.Н. Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент
2013 г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений дисциплины «Педагогика», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 16 июня 2010 года, регистрационный № ТД–В.001 /тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
кафедрой «Профессиональное обучение и педагогика»
19 сентября 2013 года, протокол № 1
И.о. заведующего кафедрой
_______________ Э.М. Кравченя
Одобрена и рекомендована к утверждению
методической комиссией
инженерно-педагогического факультета
«__»_________2013 года, протокол №___
Председатель
_______________ С.С. Данильчик
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения дисциплины «Педагогика» объясняется необходимостью формирования у студентов профессиональной компетентности, педагогической культуры, субъектной позиции.
Будущие педагоги-инженеры должны быть готовы к эффективной педагогической и инновационной деятельности в современных условиях учреждений образования.
Цель изучения дисциплины – формирование знаний о педагогике как отрасли научных знаний, основных этапах ее развития, особенностях педагогической деятельности в современных социокультурных условиях.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- этапы развития мировой и отечественной педагогической теории и практики;
- методологию педагогики;
- теорию развития личности;
- законы, закономерности и принципы процессов обучения и воспитания;
- цели и содержание образования;
- современные методы, формы и средства обучения и воспитания;
- теоретические основы современных педагогических технологий;
уметь:
- сравнивать педагогические идеи, подходы, теории и технологии по их сущностным характеристикам;
- решать педагогические задачи;
- проектировать педагогические системы, конструировать педагогические ситуации;
владеть:
- категориями педагогики;
- способами педагогического управления учебной деятельностью обучающихся;
- современными методами обучения и воспитания;
- методами контроля и оценки знаний, умений и навыков обучаемых.
Технологии обучения.Достижение поставленных целей и задач изучения дисциплины «Педагогика» возможно на основе применения интерактивных технологий обучения, технологий проектного обучения, электронных средств обучения, обеспечивающих творческое, продуктивное общение между студентами, организацию проблемных бесед, дискуссий, исследовательской и рефлексивной учебной деятельности.
Самостоятельная работа студентов направлена на разработку курсовой работы, содержание которой посвящено решению актуальных проблем педагогики и образования. Курсовые работы могут быть использованы студентами в дальнейшем при разработке дипломных проектов.
Организация самостоятельной работы студентов.При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:
– управляемая и контролируемая самостоятельная работа в форме выполнения учебных заданий проблемного характера;
– выполнение курсовых работ по актуальным проблемам педагогики и развития образования.
Диагностика уровня сформированности компетентности у студентов по вопросам педагогики.Для оценки учебных достижений студентов рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:
– проведение педагогического исследования;
– написание и защита курсовой работы;
– выступление студентов на конференции на основе подготовленных научных докладов;
– сдача зачета и экзамена.
В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Педагогика» отводится 102 часа аудиторных занятий.
Распределение аудиторных часов по видам занятий:
лекции – 68 часов;
практические занятия – 34 часа;
Формы контроля: зачет, разработка и защита курсовой работы, экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ учебного материала
Раздел 1. Общие основы педагогики
Тема 1.1. Педагогика в системе научного человекознания. Понятие о педагогической системе
Сущность понятия «педагогика». Педагогика как наука о закономерностях обучения и воспитания. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики (теоретическая и технологическая). Задачи педагогики (аналитическая, конструктивная, проективная, прогностическая и др.). Система педагогических наук. Педагогика в системе других наук. Исторический характер педагогики, ее национальный и общечеловеческий компоненты.
Педагогика как наука о педагогических системах. Понятие о педагогических системах. Компоненты педагогических систем, их взаимосвязь. Системообразующий компонент педагогических систем.
Тема 1.2. Основные этапы становления и развития педагогики
Основные этапы в истории педагогической мысли (донаучный, становление научной педагогики, обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности), их краткая характеристика. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание, школа и педагогическая мысль в период античности. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья. Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве.
Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник научной педагогики. Общая характеристика развития школьного дела в Западной Европе. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Школа и педагогики в России в XYIII-XIX вв.
Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Тема 1.3. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.)
Развитие теории и практики образования в конце XX века. Концепции современного образования: традиционалистическая, рационалистическая, феноменологическая. Парадигмы современного образования: традиционалистическая, технократическая прагматическая парадигма, поведенческая парадигма, гуманистическая парадигма, теологическая и эзотерическая парадигмы. Поиск новых подходов к обучению и воспитанию.
Основные этапы реформирования систем образования в различных странах. Тенденции обновления содержания образования в современной школе. Развитие поликультурного образования.
Тема 1.4. Основные категории педагогики. Развитие, социализация и воспитание личности.
Сущность понятия «категория». Основные категории педагогики: педагогичекая задача, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образование, воспитание, обучение, развитие.
Соотношение социальных и биологических факторов развития человека. Направленность личности. Опыт личности. Знания, умения, навыки, привычки. Развитие, социализация и воспитание личности.
Тема 1.5. Образование как социокультурный феномен. Современные модели образования
Образование как функция общества, как социокультурный феномен, его сущность. Основные структурные компоненты образования. Центральная идея непрерывного образования – развитие человека как личности. Основные цели и задачи непрерывного образования.
Тема 1.6. Профессионально-педагогическая деятельность. Индивидуальная деятельность педагога
Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Коллективный характер педагогической деятельности. Сущность педагогической деятельности. Творческий характер деятельности педагога. Объекты и задачи педагогической деятельности.
Индивидуальная педагогическая деятельность преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин (мастера производственного обучения) как система. Структурные и функциональные ее компоненты, их характеристика.
Уровни индивидуальной педагогической деятельности: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество, их сущность и характеристика. Требования к личности педагога. Квалификационные требования к педагогу (педагогические категории).
Основные виды педагогической деятельности. Профессиональные компетенции педагога, их содержание.
Тема 1.7. Целостный педагогический процесс. Преподавание и учение
Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система: основные компоненты, их взаимосвязь. Педагогическая задача как системообразующий компонент. Педагогическое взаимодействие.