Адаптивной физической культуры
Теория АФК гармонично связана с теорией физической культуры как базовой дисциплиной, философией, культурологией, социологией, общей и специальной педагогикой, валеологией, а также с дисциплинами медико-биологического цикла: анатомией, физиологией, общей и частной патологией, морфологией, генетикой и др. дисциплинами.
В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными для формирования личности человека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития, социализации и интеграции в общество.
Важнейшими, имеющими определяющие значение для людей с какими-либо нарушениями и для формирования теории адаптивной физической культуры, являются следующие опорные концепции:
– во-первых, утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья; нет ничего дороже, чем жизнь человека;
– во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное единство;
– в-третьих, признание человека как личности, уникальность которой определяется врожденными особенностями, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием психики, темперамента, интеллектуального потенциала, способностей и т. п.;
– в-четвертых, признание личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувство справедливости, сострадания, милосердия;
– в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в физической культуре.
Основы этого процесса лежат в сфере самовоспитания, суть которого прежде всего в преодолении самого себя и многообразных трудностей, обусловленных нарушениями тех или иных функций организма.
Объективные закономерности биологических процессов в организме человека отражают следующие основные категории.
Целостность организма означает, что всякое заболевание это страдание всего организма, что весь организм, все органы и системы мобилизуются на борьбу за выздоровление, включая защитные реакции и жизненные силы человека. Адаптивная физическая культура за счет рациональной двигательной деятельности активизирует природные ресурсы, сохранные функции и духовные силы в борьбе с негативными проявлениями болезни.
Единство структуры и функции означает их неразрывную связь. Любой патологический процесс (потеря зрения, ампутация конечности, нервно-психическое заболевание) – это одновременно нарушение структуры и функции разных уровней организации. Глубокое понимание патологического процесса, анализ остаточного здоровья и состояния сохранных функций позволяют объективно оценить физические и психические возможности инвалида, выбрать индивидуальную стратегию двигательной активности. Мышечная деятельность вызывает положительные структурно-функциональной перестройки организма
Реактивность организма – способность отвечать на те или иные внешние и внутренние раздражения. Она зависит от пола, возраста, окружающей среды (времени года, погоды, условий трудовой и учебной деятельности, социальных и межличностных отношений). Физические упражнения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями приводят к ответным реакциям организма, что создает возможность управлять этим процессом, вызывая индивидуально заданные реакции на различные виды педагогических воздействий.
Причинно-следственная связь в биологии и медицине означает, что в жизнедеятельности человека нет ни одного процесса, который не был бы обусловлен причиной. Одна причина может вызывать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются вторичными, сопутствующими основной патологии.
Выявление причин и механизма заболевания, нарушения функционального состояния позволяет врачу поставить диагноз, педагогу – наметить путь коррекционной работы.
Адаптация организма –процесс приспособления к окружающей среде начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Адаптация – результат достижения соответствия морфо-функционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда. В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды.
В результате систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются физиологические возможности организма, формируется долговременная устойчивая адаптация, характеризующаяся активизацией и мобилизацией функциональных резервов, интенсивностью протекания структурных и функциональных преобразований в органах и тканях.
Компенсация – адаптационная реакция организма на повреждения, выражающаяся в том, что органы и системы, не пострадавшие от действия повреждающего агента, берут на себя функцию разрушенных структур путем заместительной гиперфункции или качественных изменений функции. Например, при ампутации правой руки человек немедленно начинает использовать левую руку для выполнения функции отсутствующей конечности. Аналогично компенсаторные процессы проходят при потере зрения, когда обостряется слух, и, наоборот, – при нарушении слуха компенсирующую функцию берет на себя зрение.
Такой механизм компенсации является общим для любых групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления, при составлении тренировочных программ компенсации двигательных нарушений, обучения двигательным действиям и т. п.