Формы организации физического воспитания в iiikoj
Вопрос
На практике инструментом для измерения спортивных способностей служит комплекс тестов, которые должны соответствовать основным требованиям спортивной метрологии – надежности, валидности и объективности.
Надежность теста – это постоянство результатов свидетельствующее о точности (вопроизводимости) в соответствующей тестируемой процедуре. Тест считается надежным в тех случаях, если с его помощью получаются неизменные результаты измерения. Значение надежности теста также в том что он позволяет внести соответствующие коррективы в суждении о величине, характеризующий взаимосвязь с другими контрольными упражнениями или исследуемыми признаками.
Валидность теста – это показатель корреляций, связи между тестами и тем критерием, который характеризует интересующий признак. Валидность теста характеризует о его прочности, то есть о том , насколько точно с его помощью можно измерить ту или иную способность.
Объективность теста – это степень независимости результатов тестирования от личных качеств исследователя. Объективность теста характеризуется стойкими, постоянными результатами при проведении тестовой программы с разными испытуемыми разными исследователями. – Это точность измерительных средств и способов измерения.
Разработанные с целью спортивной ориентации выбора спортивной специализации и спортивного отбора тесты должны отвечать:
- быть доступными и интересными для начинающих спортсменов;
- быть удобными для практического применения в условиях спортивного зала;
- обеспечивать сравнительно быстрое решение задачи по измерению той или иной способности;
- иметь устойчивые результаты на которые бы не влияли субъективные факторы( погодные условия , тренер , освещение);
- иметь оценочные таблицы для сопоставления с индивидуальными показателями.
Организация измерения общих и специальных способностей при спортивном отборе может осуществляться как индивидуально, так и групповым методом.
Тестирование спортивной подготовленности
В учебном процессе (Благуш, 1982; Запорожанов, 1990) спомощью тестов осуществляются три вида педагогического контроля:
· Этапный контроль: определяется изменения состояния ученика под влиянием относительно длительного периода тренировочных воздействий и разрабатывается стратегия на последующий период занятий (таблица 2);
· Текущий контроль: оценивается состояние в течение дня( если проводятся двух или трех разовые занятия);
· Оперативный контроль: оценивается состояние в процессе
занятий и осуществляется оперативная коррекция тренировочного воздействия.
Вопрос
Формы организации физического воспитания в iiikoj
В системе физического воспитания школьников применяютс разнообразные формы организации занятий физическими упра; нениями.
1. Урок физической культуры.Основной формой занятий
зическими упражнениями в школе является урок физической
культуры. По сравнению с другими формами физического вое]
питания урок физической культуры имеет ряд преимуществ?
так как он:
а) является самой массовой формой организованных, спел
матических и обязательных занятий школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной государственнс
программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрг
стно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному физическое
совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двига
тельных способностей, спортивных результатов, распределен!
на медицинские группы и т.д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной школ проводятся 2 раза в неделю по 40—45 мин каждый. Их основш содержание — двигательная деятельность.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебно!
дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных Mepoj
риятий решаются следующие задачи: активизация двигательнО1
режима в течение учебного дня и внедрение физической культуру
в повседневный быт школьников; поддержание оптимального ypoi
ня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здорс
вья и совершенствование культуры движений; содействие улучщ*
нию физического развития и двигательной подготовленности уч(
щихся; овладение навыками самостоятельных занятий фиэическс
культурой. К. физкультурно-оздоровительным мероприятиям
сят несколько разновидностей (форм) занятий.
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способстШ вать организованному началу учебного дня, улучшению самоч; ствия и настроения,, повышению работоспособности учащихся первых уроках. Основа гимнастики до занятий — это комплекс из 7—9 физических упражнений динамического характера, в( действующих на различные мышечные группы, выполняемые] течение 6—7 мин (в младших классах — не более 5—6 мин). Кои плексы упражнений обновляются через 2—3 недели, т.е. 2—3 рЈ в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом во:
?се, а при неблагоприятной погоде — в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.
Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3—5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4—6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1—2 мин.
В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).
Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.
Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть — подготовительная (10—15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть — основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а
также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть — заключительная (5—7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.
Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.
1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и рас
писанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по
физическому воспитанию в вузах.
2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и
добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное распи
сание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с ка
федрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам воз
можность их посещения. На факультативных занятиях (по 2—4 ч в
неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме
требований программных норм, углубляется профессиональная фи
зическая подготовка, расширяются знания по теории и методике
физического воспитания, продолжается подготовка студентов к об
щественной физкультур но-спортивной деятельности. 1
Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне 1
обязательных занятий) проводится в следующих формах. Я
1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гим- ■
настика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополни
тельные занятия и др.
Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8—10 мин.
Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготов-ленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.
Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.
Вопрос
В здоровом теле здоровый дух
Математика-расчет движений
Биология-строение организма
Физика-движение и т.д.