Часа в неделю, всего 68 часов

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

_______________________________________________________

Методическое пособие

Астана

Разработанона базеРеспубликанского центра «Дошкольное детство»

Министерства образования и науки Республики Казахстан

Рецензенты:

А. Ж. Салиева, кандидат педагогических наук

А. Д. Смакова, заведующая детским садом №63 «Әсем-ай» г. Астаны

Обучениеанглийскому языку детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – Астана, 2013. - 41 стр.

Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных организаций в обучении детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) английскому языку. Дидактический материал для педагогов думающим и творчески работающим учителям превратить изучение английского языка в увлекательный процесс, одновременно закрепляя и расширяя знания детей. Дидактический материал предназначен для тех родителей, у которых есть желание помочь своему малышу делать первые шаги в мир иноязычной культуры.

Республиканский центр

«Дошкольное детство», 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальностьданной программы состоит в том, что для современного казахстанца владение тремя языками – это обязательное условие собственного благополучия. Гражданин республики в ХХІ веке должен уверенно общаться с мировым сообществом, быть на высоком уровне в своей деятельности на любом поприще.

В современном мире происходит переход от национальной культуры к глобальной, языком которой является английский язык. И поэтому с ростом статуса английского языка возникла необходимость заложить основы иноязычного общения с дошкольного возраста, когда явно проявляется познавательная активность, развивается мотивация, а в дальнейшем потребность пользоваться им как средством общения. Об этом говорится и в Послании Президента страны народу Казахстана, так как пришло время определиться, каким мы хотим видеть свое будущее и будущее своих детей.

В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте.

Данное пособие позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков и не нанесет, в связи с изучением нескольких предметов в течение всего учебного года до поступления в школу, вреда здоровью детей.

Актуальность пособия обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в начальной школе. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.

Цель: методическое обеспечение педагогов дошкольных организаций программой обучения детей английскому языку в старших группах дошкольных организаций.

Задачи:

- изучить зарубежный опыт педагогов страны по использованию эффективных программ обучения английскому языку детей дошкольного возраста;

- подобрать методику обучения английскому языку наиболее доступную для данного возраста ;

- определить цели, задачи и основные принципы программы;

- дать методические рекомендации и практические советы по работе с выбранной методикой;

- способствовать развитию билингвального образования.

Ожидаемые результаты:

- воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим миром вербальными и невербальными средствами.

Данное пособие предназначено для обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), рассчитано на 68 занятий (2 занятия в неделю). Cогласно Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения занятия в старшей группе проводятся по подгруппам (10-12 детей) по 20 минут. Занятия по обучению английскому языку составлены с учётом психологических особенностей детей данного возраста. На первом году обучения главной задачей является тщательная работа над произношением. От того, как поставлено обучение произношению и как освоена звуковая система, полностью зависит понимание речи на иностранном языке. Проводится обучение первоначальным навыкам устной речи и формирование интереса к изучению английского языка. На организованной учебной деятельности даются слова, предложения и речевые образцы, которые должны быть усвоены на протяжении одной недели, а также подробное объяснение подачи нового материала и его закрепление при помощи игр и упражнений. Каждую неделю на последнем занятии рекомендуется повторить ранее изученный и материал за неделю. Грамматические правила не объясняются и не заучиваются. На каждом занятии обращается внимание на выработку у детей правильных произносительных навыков.

Содержание нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к культуре, традициям англичан, расширяет представления детей о стране изучаемого языка, знакомит стихами и песнями, играми, в которые играют их зарубежные cверстники на английском языке. Учебный процесс подчинен достижению практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач в их неразрывном единстве. Работа планируется таким образом, чтобы она органично вписывалась в учебно-воспитательный процесс всего учреждения и гармонично сочеталась с деятельностью других педагогов. Необходимым условием является создание зоны английского языка - отдельный кабинет и уголок в группе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Звуковая культура речи

Постановка правильного произношения, путем использования фонзарядок («Сказки о язычке»).

Формирование фонетического слуха (слушание звука, узнавание звука, воспроизведение звука).

Наблюдение за движением и позицией губ, языка педагога.

Хоровое воспроизведение ударения, ритма, интонации после педагога и самостоятельно.

Индивидуальное воспроизведение ударения, ритма, интонации после педагога и самостоятельно.

Аудирование

Понимание речи педагога, сверстников и услышанной речи аудио записи с опорой на зрительную или двигательную наглядность, а также на паралингвистические средства (жесты, мимика, интонация, эмоциональная поддержка).

Понимание на слух отдельных простых слов и очень простых фраз в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят «обо мне», «моей семье» и «ближайшем окружении» (игрушки, животные, детский сад и т. д.).

ГОВОРЕНИЕ

Монологическая речь:

Использование простых фраз и выражений при рассказе о чем-то на предложенную тему (3-4 предложения).

Умение называть предмет, лица, действия, давать их качественную и количественную характеристику.

Название действия, выполняемые человеком, животным.

Описание животного, предмета, что он умеет делать.

Разучивание простейших стихов-рифмовок, песенок.

Проведение зарядки с текстом рифмовкой.

Проведение подвижных игр на английском языке.

Диалогическая речь:

Осуществление диалогического общения на элементарном уровне со сверстниками в пределах изучаемых тематик (2-3 реплики).

Умение поздороваться и ответить на приветствие.

Попрощание.

Попросить прощения, извинится.

Поздравить с праздником.

Расспросить друг друга об именах и о том, как идут дела.

Уметь принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и уметь задавать несложные вопросы.

Лексическая сторона речи

Не следует одномоментно вводить более 4-5 слов.

Среди вводимых слов должно находиться несколько пар, связанных устойчивой ассоциативной связью.

Если в семантическую группу входят слова одной и той же части речи, их изучение должно быть связано с повторением слов другой группы, относящихся к другой части речи, чтобы возможно было составление сочетаний предмет- предмет, предмет- признак, предмет- действие.

Никогда нельзя задавать детям «выучить» слова. Новая лексика должна утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений.

Объём лексического запаса к концу учебного года в средней группе составляет 100 – 150 лексических единиц, включая счет до 5.

Грамматика

Научиться составлять простые повествовательные предложения.

Задавать общие вопросы.

Краткие ответы на вопросы.

Введение множественного числа существительных.

Виды и формы работы:

Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:

- имитация;

- создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);

- использование учебных игр;

- загадки;

- драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.

На занятиях используются следующие виды работы:

- работа над произношением: сказка «Живой язычок», скороговорки, договорки, рифмовки:

- работа с игрушкой: диалог с игрушкой, описание игрушки;

- работа с картинкой: описание картинки, игра «Что исчезло», «Найди картинку»;

- разучивание и декламация стихов: конкурс стихов, разучивание песенок;

- инсценировка коротких рассказов и пьес;

- игры: подвижные, спокойные, творческие;

- воспроизведение ситуативных диалогов;

- рассказ по картинке.

Ожидаемый результат:

К концу учебного года у детей должны быть сформированы на элементарном уровне общая и коммуникативная компетенции. Дети научатся пользоваться английским языком в устной форме, которая включает в себя понимание звучащей речи на слух и выражение своих мыслей на английском языке.

Коммуникативные умения, которые должны быть сформированы к концу учебного года:

В области «Говорения» (в монологической и диалогической речи):

Знать:

Фразы приветствия и этикета, принятые в Англии.

Название страны изучаемого языка, некоторых достопримечательностей, государственной символики.

Как строится та или иная речевая единица (фраза).

Английские стишки, песенки, сказки, игры.

Уметь:

Вычленять английскую речь в общем речевом потоке.

Преодолевать психологический барьер в усвоении речи на английском языке.

Здороваться, прощаться на английском языке.

Отвечать на вопросы:

What is your name? – Как тебя зовут?
How old are you? – Сколько тебе лет?
What is it? – Что это?
Whose toy is it? – Чья эта игрушка?
What colour is it?– Какого это цвета?
What season it is now? – Какое сейчас время года?
Whose is this toy? – Чья это игрушка?
Do you have a sister? –У тебя есть сестра?
Do you like you father? –Ты любишь своего папу?
What can you see in the bedroom? –Что ты можешь увидеть в спальне?
What is your favorite fruit? – Какой твой любимый фрукт?

Называть предметы и явления природы,

Произносить некоторые специфические звуки английского языка.

Иметь:

Определенное представление о культуре, традициях страны изучаемого языка.

Определенный опыт в театрализованной деятельности.

Определенный запас лексики.

Опыт в слушании иноязычной речи.

В области аудирования:

Знать:

Как произносятся звуки.

На слух английскую речь.

Уметь:

Прослушать и правильно произнести.

Прослушать и невербально отреагировать на слух (хлопнуть в ладоши, поднять руку, картинку, предмет, отреагировать эмоционально).

Прослушать и повторить.

Ответить на общие вопросы.

Прослушать и закончить фразу.

Понимать речь учителя.

Иметь:

Представления о звуках английского языка.

К тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, у него будет сформировано главное - интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, который облегчит дошкольнику освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

(старшая группа)

часа в неделю, всего 68 часов

№ п/п Тема Цели Кол-во занятий
Знакомство с флагом Казахстана и Великобритании Познакомить с флагами Казахстана и Великобритании. Закрепить знания о флагах этих стран.
Приветствие, знакомство Научить детей здороваться и прощаться. Уметь отвечать на вопрос: Как тебя зовут? Формировать умения и навыки диалогической речи.
Мой детский сад Игрушки Научить лексике по теме «Игрушки». Пополнять словарный запас детей новыми словами посредством стихов, песенок и считалок. Научить считать до 5. Научить кратко отвечать на вопрос: «Это машина? Is it a car? – Yes, no. Научить отвечать на общий вопрос: What is it? – It is a ball.
Моя семья Познакомить детей с лексикой по теме «Семья». Развивать умения и навыки устной речи. Учить запрашивать информацию используя вопросы - Have you got? Разучить стихи о семье.
Цвета Научить определять и называть цвета. Составлять словосочетания прилагательное + существительное. Научить пользоваться фразами: I see, I have got. Проводить фонетическую обработку нового материала.
Домашние животные Познакомить детей с названиями животных. Научить детей классифицировать животных на домашних и диких. Ввести понятия Small – Big. Упражнять в умении понимать и отвечать на общие вопросы.
Дикие животные Познакомить детей с лексикой, обозначающей диких животных. Провести дидактические игры типа: «Чего не стало?», «Не согласись», «Переводчик», «Большой – маленький» Обобщить знания детей по темам «Домашние и дикие животные» при драматизации сказки «Теремок».
Мой дом Познакомить детей со словами, обозначающими части комнаты (пол, потолок, стена, дверь, окно). Познакомить с названиями мебели. Развивать умения и навыки монологической речи. Способствовать расширению словаря путем заучивания рифмовок, считалок.
Посуда Познакомить с лексикой, обозначающей посуду. Показать детям, как правильно нужно сервировать стол и закрепить названия посуды.
Еда Познакомить детей с лексикой по теме «Продукты». Научить использовать в речи выражение I like…. Научить вести диалог на заданную тему.
Одежда Познакомить детей с лексикой по теме «Зимняя одежда». Использовать возможность развития у детей языковой догадки. Научить использовать новые слова применяя фразу I wear (я надел) Научить детей классифицировать одежду по сезону, цвету, для мальчиков и девочек.
Части тела Познакомить детей со словами, обозначающие части тела. Использовать возможность развития у детей языковой догадки. Упражнять в использовании новых глаголов, обозначающих действия, которые выполняет та или иная часть тела. Закрепить умения образовывать словосочетания прилагательное + существительное.
Овощи, фрукты Познакомить с лексикой по теме, в чем заключается разница между ними. Уметь описывать внешний вид, цвет, размер. Научить использовать в речи фразу: I like… Научить задавать общий вопрос: Что это?
Праздники Выяснить, какие праздники знают дети, объяснить, что каждый праздник имеет свою особенность, это и Новый год, и 8 Марта - Мамин день, и День рождения. Разучивание стихов и песен к каждому празднику.
Времена года Познакомить детей с новой лексикой по теме – «Времена года». Учить называть по –английски все времена года с помощью рифмовок Воспитывать бережное отношение к природе. Разучить стихи и песни о каждом времени года.
Моя Родина - Казахстан Познакомить с новой лексикой по теме «Мой Казахстан», « Мой город» Учить отвечать на вопросы: Откуда ты? Где ты живёшь? Способствовать расширению кругозора, развивать наглядно - образное мышление, зрительную память. Воспитывать любовь к своей стране, своему городу.
Спорт Ознакомить детей с новой лексикой, используя языковую догадку. Показать детям важность занятий спортом. Модальный глагол – Могу. Разучивание подвижных игр.
Повторение Игры Драматизация сказок Развивать творческие и мыслительные способности, создавая условия их проявления. Учить принимать на себя различные роли, сопереживать, ориентироваться в отношениях между персонажами. Стимулировать интерес к предмету. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса в процессе игры и праздника.

Календарно-тематическое планирование

Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание, использова-ние в речи Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
SEPTEMBER I Знакомство с флагом Великобритании и английским языком Hello! Yes, No Stand up! Sit down!   [ t, d], [w] [s] [z] Прослушивание англий-ской речи в песне или стихотво-рении по аудиозаписи
II Приветствие. Прощание. Good- morning! Good- bye! Come here, go to your place. [ ], [u], [æ], [ð] [θ]. Жил был на свете (риф -мовка)
III Знакомство. Кто ты?   What`s your name? I am Damir. A girl, a boy. Hands up, hands down. Are you a boy (a girl)? [i] [a] [r] [a:] [Λ] Песенка «What`s your name?»
IV Волшебные слова. Глаголы движения. Thank you. Please. I am fine, thanks Please show me Stamp your feet. Clap your hands   [f] [ai] [i] [θ] [n] Рифмовочка «На крылечке две ступеньки…»
Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание, использова-ние в речи. Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
OCTOBER I Игрушки. Детский сад. A cat, a dog, a car, a ball Show me. It is…. Kindergarden [ t], [d],[r],[m] Договорки на выбор
II Игрушки. Глаголы движения Teddy-bear, a doll, a house Give me. Fly, swim, go, run [p], [b], [n], [w]. Песенка «Teddy - bear»
III Игрушки. Прилагательные большой – маленький Is it a cat? Yes, it is/ No, it isn`t. One, two, three. What is it? It is a car.   [a:], [ae], [o:] My little doll is very small
IV Cчет 1- 5. Это я. Go, run, fly, swim, dance. Four, five. I am Ann. I am 4, good, nice What is missing? How are you? I am fine thanks. How old are you. [n],[u],[h],[s] One, one, one Little dogs run …
Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание, использование в речи Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
NOVEMBER I Семья Father, mother, daughter, son. This is a mother [ǽ] [ð] This is my mother
II Семья Sister, brother Wake up, hand in hand I love you [p],[b],[n],[w]. Father, mother, sister, brother
III Овощи, фрукты A tomato, a potato, a cabbage, a carrot, a corn, An apple, a lemon, a banana, grapes Take a banana, give me a cabbage What is it …? [a:],[ae],[o:] Договорки по теме на выбор
IV Овощи. Фрукты   A pear, an orange, a plum I like… [n],[u],[h],[s] [u:] Договорки
Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание и использова-ние в речи Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
DECEMBER I Одежда (зимняя) A coat, a hat, boots, glovers, mittens, a scarf I put on (off), I wear [ t], [d], [r], [m] [ I :], [j] договорки
II Одежда Цвета A dress, a T-shirt, shorts, Socks, sandals, tights Red, yellow, green It is red. Show me… Take green. [p], [b], [n], [w].  
III Цвета. Составление предложения по образцу Blue, white, black, orange I have red. I have red socks [a:],[ae],[o:] Я имею, я имею, словно песенки припев…
IV   Цвета. Разучивание песенок, стихов Happy New Year! Snow, snowball, father frost, New year Tree Give me, dance, sing, clap your hands [n],[u],[h],[s] [u:] Песенка «Ding-dong» стихи на выбор
Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание, использование в речи Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
JANUARY I Разучивание игр, песен Winter Happy, day, snow Show me,make a circle, Close, open [ t], [d],[r],[m] [ I :] [j] На выбор
II Домашние животные Winter A cat, a dog, a horse Small, big Point to, touch, Is it a dog? Yes, No [p],[b],[n],[w]. Snow here snow three…
III Домашние животные (птицы) A cow, a sheep, a rig, a cock, a chick, a goose What is it? Fly, swim, jump [a:], [ae], [o:] По Лондону шел Cat, Old Mc . Donald…
IV Дикие животные A mouse, a house, a fish, a monkey Who lives in this house? [p],[b],[n],[w] Little mouse…
Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание, использование в речи Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
FEBRUARY I Дикие животные A fox, a bear, a frog, wood Knock- knock [ t], [d], [r], [m], [ I :], [j] «The house in the wood»
II Мой дом A ceiling, a door, a floor, a window Go to the door, sit down on the floor, point to the ceiling [p],[b],[n],[w]. I have two eyes and I can see…
III   Мой дом A table, a chair, a sofa, an arm-chair, a carpet Show me a table Sit down on the chair [a:], [ae], [o:] Договорки
IV Подготовка 8 Марта Mother`s day, kiss, flower, help Happy Mother`s Day [n], [u], [h], [s], [u:] My dear Mammy …
Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание, использование в речи Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
MARCH I Посуда A spoon, a fork, a knife, a plate, a cup Lay the table, put a plate [ t], [d],[r],[m] [ I :] [j]  
II Посуда Весна Spring, sun The sun is shining [p],[b],[n],[w].  
III Продукты Sausage, meat, cheese bread, porridge, butter, soup Drink, eat [a:],[ae],[o:] Песенка «How old are you?»
IV Мини диалоги. Продукты Give me, I want… Juice, tea, milk I like to eat… I like to drink… [n],[u],[h],[s] [u:] I am a girl a little one, I like…
Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание, использование в речи Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
APRIL I Части тела Head, hair, nose, ear Show me [ t], [d],[r],[m] [ I :] [j] Head, shoulders…
II Части тела   Eye, mouth, face, neck, shoulders, leg, hand Touch your nose [p],[b],[n],[w]. I have two legs with which…
III Спорт Football, swimming It`s my sandals [a:],[ae],[o:] Jump, jump Jump the ro..
IV Разучивание стихов и песенок по теме «Спорт, здоровье» Sport, health, An apple a day is a doctor away I like… I can… [n],[u],[h],[s] [u:] Stamp, stamp Clap, clap
Месяц Неделя Урок Тема Новые слова и фразы Понимание, использование в речи Фонетика Стихи, рифмовки, песни, игры
MAY I Моя Родина - Казахстан Town, stree, happy, children I am from Kazachstan. Where are you from? [ t], [d], [r], [m],[ I :] [j] If you are happy
II Разучивание различных видов игр Touch, quick, take Finish, stop, go on [p],[b],[n],[w]. The more we are together…
III Инсценировка скaзок Turnip, rolling, roll, red cap Help me, turn on Make a circle [a:],[ae],[o:] The house in the wood
IV Подвижные игры на свежем воздухе Line, circle Draw, count [n],[u],[h],[s] [u:] Совушка, дождик

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Наши рекомендации