Часа в неделю, всего 68 часов
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
_______________________________________________________
Методическое пособие
Астана
Разработанона базеРеспубликанского центра «Дошкольное детство»
Министерства образования и науки Республики Казахстан
Рецензенты:
А. Ж. Салиева, кандидат педагогических наук
А. Д. Смакова, заведующая детским садом №63 «Әсем-ай» г. Астаны
Обучениеанглийскому языку детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – Астана, 2013. - 41 стр.
Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных организаций в обучении детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) английскому языку. Дидактический материал для педагогов думающим и творчески работающим учителям превратить изучение английского языка в увлекательный процесс, одновременно закрепляя и расширяя знания детей. Дидактический материал предназначен для тех родителей, у которых есть желание помочь своему малышу делать первые шаги в мир иноязычной культуры.
Республиканский центр
«Дошкольное детство», 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальностьданной программы состоит в том, что для современного казахстанца владение тремя языками – это обязательное условие собственного благополучия. Гражданин республики в ХХІ веке должен уверенно общаться с мировым сообществом, быть на высоком уровне в своей деятельности на любом поприще.
В современном мире происходит переход от национальной культуры к глобальной, языком которой является английский язык. И поэтому с ростом статуса английского языка возникла необходимость заложить основы иноязычного общения с дошкольного возраста, когда явно проявляется познавательная активность, развивается мотивация, а в дальнейшем потребность пользоваться им как средством общения. Об этом говорится и в Послании Президента страны народу Казахстана, так как пришло время определиться, каким мы хотим видеть свое будущее и будущее своих детей.
В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте.
Данное пособие позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков и не нанесет, в связи с изучением нескольких предметов в течение всего учебного года до поступления в школу, вреда здоровью детей.
Актуальность пособия обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в начальной школе. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Цель: методическое обеспечение педагогов дошкольных организаций программой обучения детей английскому языку в старших группах дошкольных организаций.
Задачи:
- изучить зарубежный опыт педагогов страны по использованию эффективных программ обучения английскому языку детей дошкольного возраста;
- подобрать методику обучения английскому языку наиболее доступную для данного возраста ;
- определить цели, задачи и основные принципы программы;
- дать методические рекомендации и практические советы по работе с выбранной методикой;
- способствовать развитию билингвального образования.
Ожидаемые результаты:
- воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим миром вербальными и невербальными средствами.
Данное пособие предназначено для обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), рассчитано на 68 занятий (2 занятия в неделю). Cогласно Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения занятия в старшей группе проводятся по подгруппам (10-12 детей) по 20 минут. Занятия по обучению английскому языку составлены с учётом психологических особенностей детей данного возраста. На первом году обучения главной задачей является тщательная работа над произношением. От того, как поставлено обучение произношению и как освоена звуковая система, полностью зависит понимание речи на иностранном языке. Проводится обучение первоначальным навыкам устной речи и формирование интереса к изучению английского языка. На организованной учебной деятельности даются слова, предложения и речевые образцы, которые должны быть усвоены на протяжении одной недели, а также подробное объяснение подачи нового материала и его закрепление при помощи игр и упражнений. Каждую неделю на последнем занятии рекомендуется повторить ранее изученный и материал за неделю. Грамматические правила не объясняются и не заучиваются. На каждом занятии обращается внимание на выработку у детей правильных произносительных навыков.
Содержание нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к культуре, традициям англичан, расширяет представления детей о стране изучаемого языка, знакомит стихами и песнями, играми, в которые играют их зарубежные cверстники на английском языке. Учебный процесс подчинен достижению практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач в их неразрывном единстве. Работа планируется таким образом, чтобы она органично вписывалась в учебно-воспитательный процесс всего учреждения и гармонично сочеталась с деятельностью других педагогов. Необходимым условием является создание зоны английского языка - отдельный кабинет и уголок в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Звуковая культура речи
Постановка правильного произношения, путем использования фонзарядок («Сказки о язычке»).
Формирование фонетического слуха (слушание звука, узнавание звука, воспроизведение звука).
Наблюдение за движением и позицией губ, языка педагога.
Хоровое воспроизведение ударения, ритма, интонации после педагога и самостоятельно.
Индивидуальное воспроизведение ударения, ритма, интонации после педагога и самостоятельно.
Аудирование
Понимание речи педагога, сверстников и услышанной речи аудио записи с опорой на зрительную или двигательную наглядность, а также на паралингвистические средства (жесты, мимика, интонация, эмоциональная поддержка).
Понимание на слух отдельных простых слов и очень простых фраз в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят «обо мне», «моей семье» и «ближайшем окружении» (игрушки, животные, детский сад и т. д.).
ГОВОРЕНИЕ
Монологическая речь:
Использование простых фраз и выражений при рассказе о чем-то на предложенную тему (3-4 предложения).
Умение называть предмет, лица, действия, давать их качественную и количественную характеристику.
Название действия, выполняемые человеком, животным.
Описание животного, предмета, что он умеет делать.
Разучивание простейших стихов-рифмовок, песенок.
Проведение зарядки с текстом рифмовкой.
Проведение подвижных игр на английском языке.
Диалогическая речь:
Осуществление диалогического общения на элементарном уровне со сверстниками в пределах изучаемых тематик (2-3 реплики).
Умение поздороваться и ответить на приветствие.
Попрощание.
Попросить прощения, извинится.
Поздравить с праздником.
Расспросить друг друга об именах и о том, как идут дела.
Уметь принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и уметь задавать несложные вопросы.
Лексическая сторона речи
Не следует одномоментно вводить более 4-5 слов.
Среди вводимых слов должно находиться несколько пар, связанных устойчивой ассоциативной связью.
Если в семантическую группу входят слова одной и той же части речи, их изучение должно быть связано с повторением слов другой группы, относящихся к другой части речи, чтобы возможно было составление сочетаний предмет- предмет, предмет- признак, предмет- действие.
Никогда нельзя задавать детям «выучить» слова. Новая лексика должна утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений.
Объём лексического запаса к концу учебного года в средней группе составляет 100 – 150 лексических единиц, включая счет до 5.
Грамматика
Научиться составлять простые повествовательные предложения.
Задавать общие вопросы.
Краткие ответы на вопросы.
Введение множественного числа существительных.
Виды и формы работы:
Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:
- имитация;
- создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
- использование учебных игр;
- загадки;
- драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.
На занятиях используются следующие виды работы:
- работа над произношением: сказка «Живой язычок», скороговорки, договорки, рифмовки:
- работа с игрушкой: диалог с игрушкой, описание игрушки;
- работа с картинкой: описание картинки, игра «Что исчезло», «Найди картинку»;
- разучивание и декламация стихов: конкурс стихов, разучивание песенок;
- инсценировка коротких рассказов и пьес;
- игры: подвижные, спокойные, творческие;
- воспроизведение ситуативных диалогов;
- рассказ по картинке.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года у детей должны быть сформированы на элементарном уровне общая и коммуникативная компетенции. Дети научатся пользоваться английским языком в устной форме, которая включает в себя понимание звучащей речи на слух и выражение своих мыслей на английском языке.
Коммуникативные умения, которые должны быть сформированы к концу учебного года:
В области «Говорения» (в монологической и диалогической речи):
Знать:
Фразы приветствия и этикета, принятые в Англии.
Название страны изучаемого языка, некоторых достопримечательностей, государственной символики.
Как строится та или иная речевая единица (фраза).
Английские стишки, песенки, сказки, игры.
Уметь:
Вычленять английскую речь в общем речевом потоке.
Преодолевать психологический барьер в усвоении речи на английском языке.
Здороваться, прощаться на английском языке.
Отвечать на вопросы:
What is your name? – Как тебя зовут?
How old are you? – Сколько тебе лет?
What is it? – Что это?
Whose toy is it? – Чья эта игрушка?
What colour is it?– Какого это цвета?
What season it is now? – Какое сейчас время года?
Whose is this toy? – Чья это игрушка?
Do you have a sister? –У тебя есть сестра?
Do you like you father? –Ты любишь своего папу?
What can you see in the bedroom? –Что ты можешь увидеть в спальне?
What is your favorite fruit? – Какой твой любимый фрукт?
Называть предметы и явления природы,
Произносить некоторые специфические звуки английского языка.
Иметь:
Определенное представление о культуре, традициях страны изучаемого языка.
Определенный опыт в театрализованной деятельности.
Определенный запас лексики.
Опыт в слушании иноязычной речи.
В области аудирования:
Знать:
Как произносятся звуки.
На слух английскую речь.
Уметь:
Прослушать и правильно произнести.
Прослушать и невербально отреагировать на слух (хлопнуть в ладоши, поднять руку, картинку, предмет, отреагировать эмоционально).
Прослушать и повторить.
Ответить на общие вопросы.
Прослушать и закончить фразу.
Понимать речь учителя.
Иметь:
Представления о звуках английского языка.
К тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, у него будет сформировано главное - интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, который облегчит дошкольнику освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
(старшая группа)
часа в неделю, всего 68 часов
№ п/п | Тема | Цели | Кол-во занятий |
Знакомство с флагом Казахстана и Великобритании | Познакомить с флагами Казахстана и Великобритании. Закрепить знания о флагах этих стран. | ||
Приветствие, знакомство | Научить детей здороваться и прощаться. Уметь отвечать на вопрос: Как тебя зовут? Формировать умения и навыки диалогической речи. | ||
Мой детский сад Игрушки | Научить лексике по теме «Игрушки». Пополнять словарный запас детей новыми словами посредством стихов, песенок и считалок. Научить считать до 5. Научить кратко отвечать на вопрос: «Это машина? Is it a car? – Yes, no. Научить отвечать на общий вопрос: What is it? – It is a ball. | ||
Моя семья | Познакомить детей с лексикой по теме «Семья». Развивать умения и навыки устной речи. Учить запрашивать информацию используя вопросы - Have you got? Разучить стихи о семье. | ||
Цвета | Научить определять и называть цвета. Составлять словосочетания прилагательное + существительное. Научить пользоваться фразами: I see, I have got. Проводить фонетическую обработку нового материала. | ||
Домашние животные | Познакомить детей с названиями животных. Научить детей классифицировать животных на домашних и диких. Ввести понятия Small – Big. Упражнять в умении понимать и отвечать на общие вопросы. | ||
Дикие животные | Познакомить детей с лексикой, обозначающей диких животных. Провести дидактические игры типа: «Чего не стало?», «Не согласись», «Переводчик», «Большой – маленький» Обобщить знания детей по темам «Домашние и дикие животные» при драматизации сказки «Теремок». | ||
Мой дом | Познакомить детей со словами, обозначающими части комнаты (пол, потолок, стена, дверь, окно). Познакомить с названиями мебели. Развивать умения и навыки монологической речи. Способствовать расширению словаря путем заучивания рифмовок, считалок. | ||
Посуда | Познакомить с лексикой, обозначающей посуду. Показать детям, как правильно нужно сервировать стол и закрепить названия посуды. | ||
Еда | Познакомить детей с лексикой по теме «Продукты». Научить использовать в речи выражение I like…. Научить вести диалог на заданную тему. | ||
Одежда | Познакомить детей с лексикой по теме «Зимняя одежда». Использовать возможность развития у детей языковой догадки. Научить использовать новые слова применяя фразу I wear (я надел) Научить детей классифицировать одежду по сезону, цвету, для мальчиков и девочек. | ||
Части тела | Познакомить детей со словами, обозначающие части тела. Использовать возможность развития у детей языковой догадки. Упражнять в использовании новых глаголов, обозначающих действия, которые выполняет та или иная часть тела. Закрепить умения образовывать словосочетания прилагательное + существительное. | ||
Овощи, фрукты | Познакомить с лексикой по теме, в чем заключается разница между ними. Уметь описывать внешний вид, цвет, размер. Научить использовать в речи фразу: I like… Научить задавать общий вопрос: Что это? | ||
Праздники | Выяснить, какие праздники знают дети, объяснить, что каждый праздник имеет свою особенность, это и Новый год, и 8 Марта - Мамин день, и День рождения. Разучивание стихов и песен к каждому празднику. | ||
Времена года | Познакомить детей с новой лексикой по теме – «Времена года». Учить называть по –английски все времена года с помощью рифмовок Воспитывать бережное отношение к природе. Разучить стихи и песни о каждом времени года. | ||
Моя Родина - Казахстан | Познакомить с новой лексикой по теме «Мой Казахстан», « Мой город» Учить отвечать на вопросы: Откуда ты? Где ты живёшь? Способствовать расширению кругозора, развивать наглядно - образное мышление, зрительную память. Воспитывать любовь к своей стране, своему городу. | ||
Спорт | Ознакомить детей с новой лексикой, используя языковую догадку. Показать детям важность занятий спортом. Модальный глагол – Могу. Разучивание подвижных игр. | ||
Повторение Игры Драматизация сказок | Развивать творческие и мыслительные способности, создавая условия их проявления. Учить принимать на себя различные роли, сопереживать, ориентироваться в отношениях между персонажами. Стимулировать интерес к предмету. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса в процессе игры и праздника. |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание, использова-ние в речи | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
SEPTEMBER | I | Знакомство с флагом Великобритании и английским языком | Hello! Yes, No | Stand up! Sit down! | [ t, d], [w] [s] [z] | Прослушивание англий-ской речи в песне или стихотво-рении по аудиозаписи | |
II | Приветствие. Прощание. | Good- morning! Good- bye! | Come here, go to your place. | [ ], [u], [æ], [ð] [θ]. | Жил был на свете (риф -мовка) | ||
III | Знакомство. Кто ты? | What`s your name? I am Damir. A girl, a boy. | Hands up, hands down. Are you a boy (a girl)? | [i] [a] [r] [a:] [Λ] | Песенка «What`s your name?» | ||
IV | Волшебные слова. Глаголы движения. | Thank you. Please. I am fine, thanks | Please show me Stamp your feet. Clap your hands | [f] [ai] [i] [θ] [n] | Рифмовочка «На крылечке две ступеньки…» |
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание, использова-ние в речи. | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
OCTOBER | I | Игрушки. Детский сад. | A cat, a dog, a car, a ball | Show me. It is…. Kindergarden | [ t], [d],[r],[m] | Договорки на выбор | |
II | Игрушки. Глаголы движения | Teddy-bear, a doll, a house | Give me. Fly, swim, go, run | [p], [b], [n], [w]. | Песенка «Teddy - bear» | ||
III | Игрушки. Прилагательные большой – маленький | Is it a cat? Yes, it is/ No, it isn`t. One, two, three. | What is it? It is a car. | [a:], [ae], [o:] | My little doll is very small | ||
IV | Cчет 1- 5. Это я. | Go, run, fly, swim, dance. Four, five. I am Ann. I am 4, good, nice | What is missing? How are you? I am fine thanks. How old are you. | [n],[u],[h],[s] | One, one, one Little dogs run … |
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание, использование в речи | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
NOVEMBER | I | Семья | Father, mother, daughter, son. | This is a mother | [ǽ] [ð] | This is my mother | |
II | Семья | Sister, brother | Wake up, hand in hand I love you | [p],[b],[n],[w]. | Father, mother, sister, brother | ||
III | Овощи, фрукты | A tomato, a potato, a cabbage, a carrot, a corn, An apple, a lemon, a banana, grapes | Take a banana, give me a cabbage What is it …? | [a:],[ae],[o:] | Договорки по теме на выбор | ||
IV | Овощи. Фрукты | A pear, an orange, a plum | I like… | [n],[u],[h],[s] [u:] | Договорки |
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание и использова-ние в речи | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
DECEMBER | I | Одежда (зимняя) | A coat, a hat, boots, glovers, mittens, a scarf | I put on (off), I wear | [ t], [d], [r], [m] [ I :], [j] | договорки | |
II | Одежда Цвета | A dress, a T-shirt, shorts, Socks, sandals, tights Red, yellow, green | It is red. Show me… Take green. | [p], [b], [n], [w]. | |||
III | Цвета. Составление предложения по образцу | Blue, white, black, orange | I have red. I have red socks | [a:],[ae],[o:] | Я имею, я имею, словно песенки припев… | ||
IV | Цвета. Разучивание песенок, стихов | Happy New Year! Snow, snowball, father frost, New year Tree | Give me, dance, sing, clap your hands | [n],[u],[h],[s] [u:] | Песенка «Ding-dong» стихи на выбор |
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание, использование в речи | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
JANUARY | I | Разучивание игр, песен Winter | Happy, day, snow | Show me,make a circle, Close, open | [ t], [d],[r],[m] [ I :] [j] | На выбор | |
II | Домашние животные Winter | A cat, a dog, a horse Small, big | Point to, touch, Is it a dog? Yes, No | [p],[b],[n],[w]. | Snow here snow three… | ||
III | Домашние животные (птицы) | A cow, a sheep, a rig, a cock, a chick, a goose | What is it? Fly, swim, jump | [a:], [ae], [o:] | По Лондону шел Cat, Old Mc . Donald… | ||
IV | Дикие животные | A mouse, a house, a fish, a monkey | Who lives in this house? | [p],[b],[n],[w] | Little mouse… |
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание, использование в речи | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
FEBRUARY | I | Дикие животные | A fox, a bear, a frog, wood | Knock- knock | [ t], [d], [r], [m], [ I :], [j] | «The house in the wood» | |
II | Мой дом | A ceiling, a door, a floor, a window | Go to the door, sit down on the floor, point to the ceiling | [p],[b],[n],[w]. | I have two eyes and I can see… | ||
III | Мой дом | A table, a chair, a sofa, an arm-chair, a carpet | Show me a table Sit down on the chair | [a:], [ae], [o:] | Договорки | ||
IV | Подготовка 8 Марта | Mother`s day, kiss, flower, help | Happy Mother`s Day | [n], [u], [h], [s], [u:] | My dear Mammy … |
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание, использование в речи | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
MARCH | I | Посуда | A spoon, a fork, a knife, a plate, a cup | Lay the table, put a plate | [ t], [d],[r],[m] [ I :] [j] | ||
II | Посуда Весна | Spring, sun | The sun is shining | [p],[b],[n],[w]. | |||
III | Продукты | Sausage, meat, cheese bread, porridge, butter, soup | Drink, eat | [a:],[ae],[o:] | Песенка «How old are you?» | ||
IV | Мини диалоги. Продукты | Give me, I want… Juice, tea, milk | I like to eat… I like to drink… | [n],[u],[h],[s] [u:] | I am a girl a little one, I like… |
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание, использование в речи | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
APRIL | I | Части тела | Head, hair, nose, ear | Show me | [ t], [d],[r],[m] [ I :] [j] | Head, shoulders… | |
II | Части тела | Eye, mouth, face, neck, shoulders, leg, hand | Touch your nose | [p],[b],[n],[w]. | I have two legs with which… | ||
III | Спорт | Football, swimming | It`s my sandals | [a:],[ae],[o:] | Jump, jump Jump the ro.. | ||
IV | Разучивание стихов и песенок по теме «Спорт, здоровье» | Sport, health, An apple a day is a doctor away | I like… I can… | [n],[u],[h],[s] [u:] | Stamp, stamp Clap, clap |
Месяц | Неделя | Урок | Тема | Новые слова и фразы | Понимание, использование в речи | Фонетика | Стихи, рифмовки, песни, игры |
MAY | I | Моя Родина - Казахстан | Town, stree, happy, children | I am from Kazachstan. Where are you from? | [ t], [d], [r], [m],[ I :] [j] | If you are happy | |
II | Разучивание различных видов игр | Touch, quick, take | Finish, stop, go on | [p],[b],[n],[w]. | The more we are together… | ||
III | Инсценировка скaзок | Turnip, rolling, roll, red cap | Help me, turn on Make a circle | [a:],[ae],[o:] | The house in the wood | ||
IV | Подвижные игры на свежем воздухе | Line, circle | Draw, count | [n],[u],[h],[s] [u:] | Совушка, дождик |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ