Основные понятия и механизмы профориентационной работы

Профессиональное просвещение – предоставление определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, информирование о наиболее общих признаках возможной будущей специальности или направления подготовки.

Профессиография – предоставление информации о профессиях и специальностях, об основных требованиях к специалисту, которые обуславливают успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью.

Профессиональная консультация – предоставление информации о соответствии индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии;

Профессиональный отбор – помощь будущему абитуриенту в определении специальности на основе его мотивов выбора, стремлений и побуждений.

Профессиональная адаптация – помощь студентам в период прохождения практики в осуществлении процесса приспособления к трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

В колледже при проведении профориентационной работы рекомендуется использовать следующие группы методов профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.

Информационно-справочные, просветительские методы:

• профессиограммы (краткие описания профессий);

• справочная литература;

• информационно-поисковые системы;

• профессиональная реклама и агитация;

• экскурсии на предприятия;

• познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

• профориентационные уроки со школьниками как система занятий;

• учебные фильмы и видеофильмы;

• использование средств массовой информации;

• конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.

Методы профессиональной психодиагностики

• беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

• открытые беседы-интервью;

• опросники профессиональной мотивации;

• опросники профессиональных способностей;

• «личностные» опросники;

• проективные личностные тесты;

• методы наблюдения;

• сбор косвенной информации о студенте/абитуриенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности);

• психофизиологические обследования;

• «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;

• использование различных игровых и тренинговых ситуаций, с моделированием различных аспектов профессиональной деятельности;

• исследование и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности (учебная и /или производственная практика).

Тренинговые (активные) методы:

• группы общения;

• различные тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей, тайм-менеджмент, командообразование, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т.п.);

• сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии;

• публичные выступления;

• профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

Консультационные методы профориентации:

• построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;

• построение системы различных вариантов действий (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;

• использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, специальности.

В свою очередь, консультации подразделяются на следующие типы:

• Ранняя, детская консультация. В большей степени это консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей по формированию положительного отношения к труду.

• Школьная профконсультация - подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей. Важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения.

• Профконсультация учителей учащихся – организация реального сотрудничества с учителями (особенно с классными руководителями), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку для выбора профессиональной карьеры.

• Профконсультация родителей учащихся. Постепенный вывод их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи детям в выборе сферы деятельности.

• Профконсультация старшеклассников и выпускников школ. Главная особенность этого типа профконсультации – помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора.

• Профконсультация безработных при смене работы: а) выбор новой профессии и нового места работы; б) выбор профессии и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опыт работы.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Проект обеспечен следующими кадрами:

Руководитель проекта заместитель директора по учебно-производственной работе, как координатор профориентационной работы в колледже реализует следующие направления:

• поддерживает связи с социальными партнерами;

• планирует профориентационную работу педагогического коллектива;

• осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации преподавателей, кураторов по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории);

• участвует в работе педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения;

• участвует в организации летней трудовой практики;

• организует участие студентов в профессиональных конкурсах и предметных олимпиадах разного уровня;

• осуществляет контролирующие функции работы преподавателей (кураторов) по проблеме профильного и профессионального самоопределения;

• организует занятия обучающихся в сети до профильной подготовки и профильного обучения;

• курирует преподавание профориентационных курсов в ходе до профильной подготовки;

• организует тематические экскурсии учащихся школ, встречи с преподавательским коллективом и студентами;

• проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению;

• организует встречи студентов с выпускниками колледжа, работодателями, иными специалистами;

• организует посещение учащимися школ и их родителями дней открытых дверей в колледже.

Педагог-психолог:

• оказывает психолого-педагогическую поддержку школьникам, и студентам в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута с теми учащимися, кто уже определился в выборе профессии, но испытывает затруднения в выборе учебного заведения;

• ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;

• осуществляет мониторинг готовности студентов к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование студентов и их родителей;

• проводит тренинговые занятий по профориентации учащихся;

• проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

• осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;

• способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки;

• оказывает помощь кураторам в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;

• проводит профессиональную психодиагностику заинтересованных лиц по вопросам профориентации;

Педагог-организатор:

• осуществляет профориентационно - значимое сопровождение (кружки, профпросвещение);

• обеспечивает информационно-справочную и просветительскую деятельность;

• обеспечивает морально-эмоциональную поддержку, сотрудничество с центрами;

• обеспечивает участие студентов в профориентационных мероприятиях (Дни открытых дверей, Дни профессий и т.п.);

Мастера производственного обучения:

• способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности студентов, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

• обеспечивают профориентационную направленность занятий, формируют у обучающихся общие и профессиональные компетенции;

• способствуют формированию у студентов адекватной самооценки;

• проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей студентов;

Куратор: опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы:

• составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения студентов, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

• организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

• помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

• оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

Библиотекарь:

• изучает читательские интересы рекомендует литературу, помогающую в выборе специальности;

• организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

• обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты);

Социальный педагог:

• способствует формированию у студентов группы риска адекватной самооценки;

• оказывает педагогическую поддержку студентам группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

• осуществляет консультации обучающихся по социальным вопросам;

• оказывает помощь куратору в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс профессиональной самореализации.

Наши рекомендации