Основные понятия и механизмы профориентационной работы
Профессиональное просвещение – предоставление определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, информирование о наиболее общих признаках возможной будущей специальности или направления подготовки.
Профессиография – предоставление информации о профессиях и специальностях, об основных требованиях к специалисту, которые обуславливают успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью.
Профессиональная консультация – предоставление информации о соответствии индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии;
Профессиональный отбор – помощь будущему абитуриенту в определении специальности на основе его мотивов выбора, стремлений и побуждений.
Профессиональная адаптация – помощь студентам в период прохождения практики в осуществлении процесса приспособления к трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
В колледже при проведении профориентационной работы рекомендуется использовать следующие группы методов профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.
Информационно-справочные, просветительские методы:
• профессиограммы (краткие описания профессий);
• справочная литература;
• информационно-поисковые системы;
• профессиональная реклама и агитация;
• экскурсии на предприятия;
• познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
• профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
• учебные фильмы и видеофильмы;
• использование средств массовой информации;
• конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.
Методы профессиональной психодиагностики
• беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
• открытые беседы-интервью;
• опросники профессиональной мотивации;
• опросники профессиональных способностей;
• «личностные» опросники;
• проективные личностные тесты;
• методы наблюдения;
• сбор косвенной информации о студенте/абитуриенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности);
• психофизиологические обследования;
• «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
• использование различных игровых и тренинговых ситуаций, с моделированием различных аспектов профессиональной деятельности;
• исследование и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности (учебная и /или производственная практика).
Тренинговые (активные) методы:
• группы общения;
• различные тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей, тайм-менеджмент, командообразование, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т.п.);
• сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии;
• публичные выступления;
• профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
Консультационные методы профориентации:
• построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
• построение системы различных вариантов действий (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;
• использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, специальности.
В свою очередь, консультации подразделяются на следующие типы:
• Ранняя, детская консультация. В большей степени это консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей по формированию положительного отношения к труду.
• Школьная профконсультация - подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей. Важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения.
• Профконсультация учителей учащихся – организация реального сотрудничества с учителями (особенно с классными руководителями), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку для выбора профессиональной карьеры.
• Профконсультация родителей учащихся. Постепенный вывод их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи детям в выборе сферы деятельности.
• Профконсультация старшеклассников и выпускников школ. Главная особенность этого типа профконсультации – помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора.
• Профконсультация безработных при смене работы: а) выбор новой профессии и нового места работы; б) выбор профессии и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опыт работы.
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Проект обеспечен следующими кадрами:
Руководитель проекта заместитель директора по учебно-производственной работе, как координатор профориентационной работы в колледже реализует следующие направления:
• поддерживает связи с социальными партнерами;
• планирует профориентационную работу педагогического коллектива;
• осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации преподавателей, кураторов по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории);
• участвует в работе педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения;
• участвует в организации летней трудовой практики;
• организует участие студентов в профессиональных конкурсах и предметных олимпиадах разного уровня;
• осуществляет контролирующие функции работы преподавателей (кураторов) по проблеме профильного и профессионального самоопределения;
• организует занятия обучающихся в сети до профильной подготовки и профильного обучения;
• курирует преподавание профориентационных курсов в ходе до профильной подготовки;
• организует тематические экскурсии учащихся школ, встречи с преподавательским коллективом и студентами;
• проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности студентов к профессиональному самоопределению;
• организует встречи студентов с выпускниками колледжа, работодателями, иными специалистами;
• организует посещение учащимися школ и их родителями дней открытых дверей в колледже.
Педагог-психолог:
• оказывает психолого-педагогическую поддержку школьникам, и студентам в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута с теми учащимися, кто уже определился в выборе профессии, но испытывает затруднения в выборе учебного заведения;
• ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;
• осуществляет мониторинг готовности студентов к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование студентов и их родителей;
• проводит тренинговые занятий по профориентации учащихся;
• проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
• осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;
• способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки;
• оказывает помощь кураторам в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;
• проводит профессиональную психодиагностику заинтересованных лиц по вопросам профориентации;
Педагог-организатор:
• осуществляет профориентационно - значимое сопровождение (кружки, профпросвещение);
• обеспечивает информационно-справочную и просветительскую деятельность;
• обеспечивает морально-эмоциональную поддержку, сотрудничество с центрами;
• обеспечивает участие студентов в профориентационных мероприятиях (Дни открытых дверей, Дни профессий и т.п.);
Мастера производственного обучения:
• способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности студентов, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
• обеспечивают профориентационную направленность занятий, формируют у обучающихся общие и профессиональные компетенции;
• способствуют формированию у студентов адекватной самооценки;
• проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей студентов;
Куратор: опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы:
• составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения студентов, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
• организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
• помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
• оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
Библиотекарь:
• изучает читательские интересы рекомендует литературу, помогающую в выборе специальности;
• организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
• обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты);
Социальный педагог:
• способствует формированию у студентов группы риска адекватной самооценки;
• оказывает педагогическую поддержку студентам группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
• осуществляет консультации обучающихся по социальным вопросам;
• оказывает помощь куратору в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс профессиональной самореализации.